1. 7. 6. Исаак Левитан. Венок сонетов

Исаак ЛЕВИТАН. Венок сонетов.

.......................................Виктор Алимин
\

Киммерийский (крымский) сонет


1.
Терпение — начало очищенья,
Как сложен этот груз для душ людских.
Порой он тяжелей любых вериг,
Рождает в нас тревоги и смятенья.

Выходит, что без этого нельзя
Художникам достичь заветной цели
Всегда у них нелёгкая стезя, –
Судьбы корабль не раз упрётся в мели:
Дойти непросто пешкой до ферзя,
Так, чтоб талант оценен был бы всеми.

И, главное, чтоб он в пути не сник,
Пройдя сквозь неудачи и сомненья,
Чтоб вырвавшись, забил ввысь вдохновенно
Его струи божественный родник.

2.
Его струи божественный родник,
Пропитанный печалями России,
Лёг красками – зелёной, жёлтой, синей
На белый холст, изображая лик

Отчизны, что была к нему сурова.
Но кто в те годы и какой талант
Свободен был? И взгляд городового
Следил за каждым. Будь ты музыкант
Иль скульптор, или мастер слова:
Закон нарушил – сразу арестант,

А то и заклеймят, что бунтовщик…
Но наш герой всегда природу пишет,
И дар, ему преподнесённый свыше,
Рукой творца на полотно проник.

3.
Рукой творца на полотно проник
Реалистичный скорбный вид отчизны,
В нём и любовь, и скорбь, и укоризна –
Где шёпот трав и осуждённых крик…

«Владимирка», здесь виден смысл суровый:
Бредущих по этапу каторжан,
И вдоль дороги голубец* с иконой.

Им жители кто в руки, кто в карман,
Суют сухарь, пирог, ли… Слышны стоны…
И у кого-то кровь течёт из ран…

Они вдали растают серой тенью,
Кляня свою злосчастную юдоль.
Претерпевая голод, страх и боль
Раскаянье оставив провиденью.
 
4.
Раскаянье оставив провиденью,
Вершит творящий свой по жизни путь,
И впитывая сердцем Божью суть.
В трудах преодолеет все сомненья.

Теперь всё чаще осень правит бал,
И непрестанно льют дожди косые,
И небо скучное, как в поздний час вокзал,

Уже ноябрь. Земля ночами стынет.
И лист с дерев почти совсем опал,
И Левитан паломником в пустыне –

Один… Церквушка. Кладбище. Плетень.
Едва заметный в окнах отблеск свечки.
И слышен шум разлившейся вширь речки…
Алеет утро, пробуждая день.

5.
Алеет утро, пробуждая день.
Сюжет придумать – это лишь полдела,
Но тема новая в уме созрела –
Спешит писать, аж шляпа набекрень.

Пред ним реки раскинулись просторы,
Средь них – один унылый островок,
И облака, огромные, как горы,
И вид небес, что сумрачен и строг:
Себя он ощущает здесь героем,
И «Вечным восторгается покоем».

Да, краше нет с природою свиданий:
Она и музыка – вот две его любви.
Но беды кружат – их не остановить…
Судьба ведет сквозь годы испытаний.

6.
Судьба ведет сквозь годы испытаний,
Которых выдаётся через край.
«Чертой оседлости» предстанет «рай» –
Жандармам дела нет до дарований.

Но живописца выручат друзья,
Известность тоже роль свою сыграет,
И он вернётся к ним, презрев «нельзя».

Вот так весна к нам в дом приходит маем.
И каждого таланта ждёт свой Каин:
У них у всех – нелёгкая стезя.

Порой искусство – словно поле брани,
И здесь любой, конечно же, боец.
Он счастья своего и сеятель, и жнец –
Аккордом красок раскрывает грани.


7.
Аккордом красок раскрывает грани
Призвания Фортуны колесо:
Его картины нет, не ремесло –
Творения тончайшей филиграни.

Вот «Золотая осень». Ярок свет:
Ещё чуть-чуть – и сдует ветер листья,
И небо синее так нежно, и так чисто,

Ах, этих красок «несказанный цвет»,
Что кажется его прозрачней нет.
И у рябин уже краснеют кисти…

А на другой картине – полутень.
Дом. Лестница, ведущая к светлице…
Здесь одному должно всё подчиниться –
Любви, наполнившей весной сирень.

8.
Любви, наполнившей весной сирень,
Разлито море, ей природа дышит,
И будто благодать спустилась свыше, -
Как в жаркий час спасительная сень.

Мгновение едва ли повторимо.
Ничто не потревожит тишины.
И видится необычайно зримо,
Что гроздьев цвет – небесной белизны…
И впечатление неизгладимо –
Мы окунулись в сказочные сны…

И вспоминается, что он бывал когда-то
У моря Чёрного, где гор угрюмый вид,
Где воздух густ и словно бы манит
Едва заметным крымским ароматом,

9.
Едва заметным крымским ароматом
Пропитан каждый дюйм и уголок,
Где Исаак, уставший от дорог,
На берегу пленяется закатом.

Шумит волна. Повсюду чаек крик,
Что из-за пищи бесконечно спорят.
Вдали белеет парусами бриг.

А он рисует сосны, саклю, море,
«Ай-Петри» … Как же Понт велик,
И сколько восхищения во взоре!

И, кажется, что лучше нет награды.
И с той стези ему нет, не свернуть.
И он творит, постигнув жизни суть,
Вплетая путь победы и утраты.

10.
Вплетая путь победы и утраты,
В судьбу свою, он рук не опускал.
И пусть жесток у жребия оскал,
Он не хулил отечества пенаты.

Болезни, бедность – всё он испытал,
И даже ссылку – не жалело время,
Не для него звучал музы’кой бал.

Болезнь сразить грозилась наповал.
И родина была строга к еврею,
Рождая в глубине души печаль…

Но, побеждая подлость и презренье,
Искусству отдавал душевный пыл
Весь вид его как будто говорил:
Идёт художник собирать каменья,

11.
Идёт художник собирать каменья -
Пришла к нему тревожная пора:
Весна и лето кончились вчера,
А дождь следы их смыл без сожаленья.

Он сам теперь на осень стал похож.
Да и здоровье каждый раз подводит.
Но если день вдруг светел и погож,

Спешит к мольберту, радуясь погоде.
И краски с нетерпением разводит.
Этюд готов. Воистину хорош.

«Осенний лес». Уже он без одежд.
Шумят ветра и небеса суровы…
Но кисти мастера всегда готовы
Теплом искусства просвещать невежд.

12.
Теплом искусства просвещать невежд,
В любое время непростое дело.
Здесь надо быть талантливым и смелым,
И не смыкать под долгим взглядом вежд.

Лишь избранным сей по плечу секрет –
Способен он изобразить такое,
Чему дивиться будет свет потом,
И каждого заденет за живое,
Казаться это будет ворожбою
Лет через пятьдесят и, даже, сто…

Очередной преодолён рубеж –
Он новое готов представить чудо,
А кто увидел – непременно будет
Акафист петь молитвенных надежд.

13.
Акафист петь молитвенных надежд
Готов лишь тот, кто Богом был примечен.
А Исаак спешит весне навстречу
И взор его пытлив, остёр и свеж.

Она уже в дверь весело стучится,
Как бы зовёт – пора, мой друг, на старт.
Сияет солнце, небо цвета ситца.
И вот в душе его кипит азарт.
Пройдёт немного и шедевр случится,
С названием коротким очень – «Март».

Природа ожидает обновленья.
Но мир людской то глух, то близорук,
И творчества не понимает мук –
Незнание не требует прощенья.

14.
Незнание не требует прощенья –
Здесь каждый счастью своему кузнец.
Мечта художника создать венец,
Воспев природы дивное творенье.

Вот полотно. На нас глядит река.
Полоска камышей в углу картины.
Дома. деревья. В небе – облака…

Пейзаж на удивленье дивный –
Работа станет «песней лебединой»,
И автора прославит на века.

Жизнь коротка. Для вечности – мгновенья.
А он покинет нас в расцвете лет.
Но до конца свой выполнит обет –
Терпение — начало очищенья.

15. Магистрал-акростих (автор – Олег Гаценко)

Терпение — начало очищенья...
Его струи божественный родник
Рукой творца на полотно проник,
Раскаянье оставив провиденью.

Алеет утро, пробуждая день.
Судьба ведет сквозь годы испытаний,
Аккордом красок раскрывает грани
Любви,  наполнившей  весной сирень
Едва заметным крымским ароматом,
Вплетая путь победы и утраты.

Идёт художник собирать каменья,
Теплом искусства просвещать невежд,
Акафист петь молитвенных надежд —
Незнание не требует прощенья.


*Голубец – бревенчатое или дощатое строение с двускатной крышей и крестом на ней или деревянный крест с двускатной кровелькой

26.04. – 30.04.2021г.


Рецензии