Авраам

  Для меня особенно интересны в Библии истории о патриархах: Аврааме, Исааке и Иакове, и одним из самых интересных персонажей является Авраам. Не собираюсь критиковать некоторые его действия с морально-этической стороны, мне просто интересно. А главные моменты: его история с Сарой в Египте, бесплодие Сары и история с Агарью, завет и обрезание, визит трех Ангелов и жертвоприношение. Заметьте, именно эти моменты определили существенные черты трех Авраамических религий и менталитет многих наций.
Итак: Фарра родил Аврама. Аврам взял себе жену Сару; И Сара была бездетна. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Авраму было 75 лет, когда он вышел из Харрана». Не ясно, за какие заслуги Господь выбрал Аврама, мотивация не указана, но да бог с ней.
    «И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране, и пошли в землю Ханаанскую».
Тут явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. Это было первое видение Господа Авраму.
1. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;  Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды, но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Я взял было ее себе в жену. И теперь вот она жена твоя; возьми ее и пойди. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот (его племянник) с ним, на юг. На мой взгляд, какой-то мутный эпизод с Сарой, если не сказать недостойный. Во всяком случае, у меня остался осадочек после прочтения.
2. После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении ночью: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам возразил ему: Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. Но Господь заверил Аврама, что «тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником». И сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды: столько будет у тебя потомков.
Аврам поверил Господу. Дальше после убийств и разрезаний различных животных Господь сказал Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут сюда с большим имуществом. (Всем празднующим Счастливого Песаха!).
В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: «потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата, Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Евеев, Гергесеев и Иевусеев».
3. А дальше история неожиданно пошла чисто по индивидуальной канве, что странно, можно было всего этого избежать. «Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари (см. фото, описание ниже), и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою». (Саметьте, мы не знаем, как именно Агарь стала презирать госпожу свою. Ну, это понять можно, а что Сара ожидала? Она всё это сделала своими руками, да и Агарь была скорее всего рабыней, а не служанкой, выбора у нее не было. «И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьёю между мною и между тобою. Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему: Измаил» (Авраму между делом 86 лет).

4. «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя всю землю Ханаанскую. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами, и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, …и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» Обрезание - одна из немногих заповедей в Пятикнижии, предписанных до Cинайского Откровения. Нужно также представлять, что обрезание не было изобретением еврейского народа, оно часто встречается у древних народов, например в Египте, если же считать доказанным факт обрезания в Шумере, то между этими обычаями 4 тыс. лет. Часто обрезание - это обычай инициации, или признания мужчины взрослым, у евреев не так: по завету Господа мужеский пол должен быть обрезан на 8 день после рождения. Для чего этот обычай на самом деле? - теперь трудно сказать: у верующих вопросов нет, это завет Господа. Возможно, чтобы отличать «мой народ» от остальных людей, тогда это признание того, что изначально Иегова был национальным богом, что, в общем-то, находит множество доказательств в Ветхом Завете. Для отличия можно было и кольца в ноздри вставлять, это без разницы. Рассуждения о пользе для здоровья не выдерживают никакой критики. Господь создал человека по своему образу и подобию, значит сам Он необрезанный. Вряд ли он хотел улучшить свой образ таким путем, это все-таки для консолидации нации евреев, скорее всего.
5. И сказал Бог Аврааму, что Он благословит Сарру и даст ему от нее сына; и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. (sic!) Авраам же спросил Бога, как же с Измаилом? Бог же сказал, что именно Сарра родит ему сына («и ты наречешь ему имя Исаак»), «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него». «И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год». В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и все остальные, мужеского пола.
6. Теперь о визите трех ангелов. И явился ему Господь у дубравы Мамре. Авраам «возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. И взял масла и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели». (У меня всегда, просто с детства, вопрос, ангелы разве едят?). И сказал один из них: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». А Сарра слушала у входа в шатер и внутренне рассмеялась, за что получила замечание от одного от ангелов.
7. Далее о грехе Содомском и Гоморрском. Разговор о качественном и количественном. Собственно, это один из интереснейших моментов. Господь сказал, что «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Ангелы ушли, а Авраам стоял еще перед лицом Господа. Авраам спросил:
- неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нем?
- если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город.
- вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?
- не истреблю, если найду там сорок пять.
- может быть, найдется там сорок?
- не сделаю того и ради сорока.
- да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?
- не сделаю, если найдется там тридцать.
- может быть, найдется там двадцать?
- не истреблю ради двадцати.
- да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?
- не истреблю ради десяти.
И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом;
Это, братцы мои, иллюстрация к диалектическому закону о переходе количества в качество, Гегель отдыхает и нервно курит в сторонке. (Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектике Гегеля).
8. Агарь и Измаил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; Авраам назвал его Исааком. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак. Сын вырос и, увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается над ее Исааком. Сарра сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. Аврааму было это неприятно. Но Бог сказал Аврааму: «не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу великий народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, и отпустил ее и отрока. Вот просто так в пустыню на верную смерть наложницу и своего сына. Есть что-то в этом аморальное, нет? Но Бог послал ангела, тот показал Агари колодезь, и отрок вырос, стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.
9. Жертвоприношение. Сказано, что Бог искушал Авраама. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, Исаака; и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою Исаака; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения. Связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров, и простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
    Каждый раз я удивляюсь этой странной истории: если Господь хотел узнать о преданности и страхе Авраама, то это он должен знать по определению, он же Всевидящий, если же он хотел испытать Авраама, то это безумие, поскольку он испытывал этим себя самого: он же поклялся, что от Авраама через Исаака произведет великий народ, и сам же заставляет единственного отпрыска убить. Странно это, а уж делать из этого праздник – совсем нелепо.
Это некоторые моменты жизнеописания Авраама, которые были интересны мне.
Фото:
1. Matthias Stomer, Sarah amenant Agar XVII. Musee Conde
        Матиас Стомер. «Cара вводит Аврааму Агарь». 1615–1649
2. Обрезание Авраама. У меня утерян источник.
3. Марк Шагал. Авраам и три ангела
4. Питер Ластман. Агарь и ангел
8.5.2024

тот же текст, но с иллюстрациями:


Рецензии