Сослан и безвестный сын Уархага ч. 3

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/02/19/1281,
http://stihi.ru/2021/02/20/2527

«Сказал, что сын – силён, могучий,
Так покажи скорее мне.
Хозяйку знатную, нет круче,
Сноху свою, здесь в тишине.
Того, что с ветром спорит зримый,.
Конечно же, того коня.
Кольчугу, щит и меч любимый
Представишь, тотчас Отдам я».

Взял под узду коня Сослана,
Спустившись вниз Уархаг без зла,
Сказал ему чуток туманно,
Уж за границами села:

«Смотри, ты всадника заметишь,
Езжай, всё прямо, прямо, друг.
Сын первым будет, кого встретишь,
Путь непростой твой, не упруг. 
Он снисходительно бесстрастный,
Но не пугайся, сын – велик.
Ты силу не тревожь напрасно,
И с сыном не буди конфликт,
Как ветер вольный быстр и властный,
Под ним тот конь, резвее нет.
Жена вас встретит с горской лаской,
Скачите вместе, в дом, привет».

Уж много дней, ночей, как вызов
Сослан скитался без идей.
Доехал даже он до Хизы******
В степях пустынных, нет людей.

Уже решил батыр вернуться,
Подумав: «Старый Уархаг!
Как обманул меня, не ткнуться,
Три чаши выманил, дурак!»

Он кинул взор главой на задник,
И увидал, там вдалеке,
Как птица чёрная мчал всадник,
Слегка прижав свой стан к луке.

И поравнявшись вскорь с Сосланом
Меч выхватив, задал вопрос,
Так обратился словом бранным:

«Зачем сюда явился пёс?!
Летать в степи боится птица,
Здесь даже мышь не прошмыгнёт.
Как ты посмел сюда явиться?!
Кто ты таков, давай отчёт?!
Смотрю глаза, как добрых нартов,
Иначе голову б я снёс!»

«Отец и мать твои – вот фАрты,
Защита лучшая, без слёз!
Тебя искал я, чуть не помер,
Но вот нашёл, к тебе спешу.
Я – нарт Сослан, отца знакомец,
Не убивай меня, прошу».

Услышав, что родня с селенья,
Сын Уархага слез с коня,
Сослана тут же для забвенья,
Довёл до дома в свете дня.

А вот дом, навстречу торно
Спешит невестка к ним бегом.
И, взяв коней у них проворно,
Их завела с улыбкой в дом.

Сняла и пыльную одежду,
И мыло вынесла арык*******,
Обмыв их тщательно, прилежно,
Семь пар сложила возле них.

А после каждого одела,
Был голос ласков и учтив.
Волшебный столик******** после смело,
Накрыла, яства разложив.

Семь дней прислуживала сольно,
И также ровно семь ночей.
А на восьмой Сослан довольный
К ней обратился: «Свет очей!
Пусть вас минуют все невзгоды,
Невестка ваша хороша!
Наверно все три нартских рода,
Меня уж ищут в днях спеша».

Он от души свои подарки
отдАл, прощаясь у крыльца.
«Достойный дом!», - сказал он жарко,
«Достоин горец - сын отца!»*********

В дорогу в три златые чаши,
Пенясь, заполнил славный ронг.
Все, улыбаясь, пили трясши
Друг другу руки – дружба впрок.

«Пусть будут Боги вам в подмогу!», -
Сказал батыр и сыт и пьян.
Семь пар одежды на дорогу,
Отправлен в путь был так Сослан.

Когда домой уже вернулся,
К ним вышел встретить весь нихас.
А молодежь: «Ну, с чем столкнулся?
Как путешествие у Вас?»

«Всё, как должно было случилось!
Пусть выйдет старый Уархаг!
Его слова для нас – то милость,
Семья его – надёжный знак!
А сын его – такой могучий,
Поставь три рода стороной,
Он пересилит всех, он – круче,
Трёх нартских родов, сын – такой!»

Сослан (Сосруко) - богатырь, герой нартского эпоса.

*)Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя
**)Уарха;г (староосет. «волк») - родоначальник нартов в осетинском нартском эпосе. Муж Сайнагон, отец близнецов Ахсара и Ахсартага. От Ахсартага впоследствии происходит род Ахсартагката — военных вождей нартов.
***) ронг - этн. хмельной напиток (в нартских сказаниях).
****) Дувал - глинобитный или булыжный забор или кирпичная стена дома в Средней Азии. Дувал возводится вокруг домиков и дворов и в основном распространён в кишлаках и в частной...
*****) Авдиуаг - Авдиу (Авдиуаг) - в осетинской мифологии черт.
******) Хиза –-крепость в Нартском эпосе.
*******) арык-мыло - (Арык - название реки и холмистой местности в Кабарде) здесь, переводится как речное мыло.
********)Фынг (осет. фынг/финг;) - трёхногий столик в традиционном быту осетин. Изготавливался из дерева, часто имел точёные ножки, мог украшаться резьбой. В застольном этикете осетин фынг занимал почётное место.
*********)  В этом сказании нарушено классическое былинное правило - правило триединства. Сослан просит Уархага показать ему могучего сына, невестку и «подобного буре» коня. Из дальнейшего текста видно, что в полном варианте сказания Сослан видит все три «доказательства». Однако в данном, единственно известном нам пока варианте, третье «доказательство» - конь - отсутствует, и Сослан сразу отдает подарки Уархагу, как выдержавшему испытание. Очевидно, в какие-то давние времена из сказания выпал кусок текста, и оно дошло до наших дней в слегка измененном виде. Такая же картина в сказании «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау», где вещая старуха, высмеяв коня, меч и рог Арахдзау, советует ему достать из этих трех предметов только два. В сказании «Смерть Арахдзау» Сырдон советует Арахдзау попросить у Сослана панцирь Церека, но не раскрывает волшебных свойств панциря, хотя до этого он подробно описывает все оружие.


Рецензии
Игорь,всё хорошо,что хорошо кончается.Понравилось.Но очень огромный труд.Спасибо за Ваше увлечение.Благодаря Вам и мы узнали эту историю.С теплом и уважением,Жанна.

Жанна Гапеева   01.03.2021 10:03     Заявить о нарушении
Рад вашему душевному отклику, Жанна! С благодарностью, Игорь

Игорь Апрельский   01.03.2021 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.