Сослан в стране Гум ч. 4

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/02/12/1240,
http://stihi.ru/2021/02/13/1608,
http://stihi.ru/2021/02/14/1932

Всё было так, как им представил,
И подсказал седой старик.
Пастух открыл дверь в дом и в яви
увидел девицу ту вмиг.
Она сидела в главном кресле,
фандыров двух – душевный «фляг».
И улыбалась так чудесно,
Что в чувствах наш пастух размяк.

Заволокло, заворожило
Всё неизвестное в накал.
И, как в тумане, закружило,
Он тут же в обморок упал…

Тотчас к нему метнулись сразу
Тот юноша, а с ним Сослан.
И вот пастух к столбу привязан,
Зарезан сразу был баран.

Костёр у дома, всё сварили,
Унять, чтоб голода «чуму».
Пастух очнулся, подносили,
Кусочки лучшие тому.

Но от всего он отказался,
Не съел кусок, ни полтора.
Лишь голод под конец сказался,
Сослан поднёс тут часть бедра.

Пастух рванул зубами альчик*******,
И положил на лоб под вдох...
Да так главой тряхнул в накальчик,
Что в дом попал им братьев трёх.

У тех в то время…ужин, ели,
Вдруг альчик вогнуто упал.
Увидев то, оторопели…
 
А гумский юноша сказал:
«Тот альчик – вестник для тревоги,
Он братьям послан, ждёт беда.
Не будем мешкать и угоним
К себе те дивные стада!»

Сказал, всё сделали, как надо,
И захватив дочь старика
В степи широкой гонят стадо,
Но ночь пришла, что коротка…
А три любимых Богом брата
Там, где пастух, зажгли огни.
И вчетвером под гром раската
В погоню кинулись они.

И, когда их почти нагнали,
Взмолился тут Сослан к Богам:
«О, УАстырджи********, дзуар печали,
Спаси! Не дай догнать врагам!»

Услышал тот его молитву,
Позвал трёхногого коня.
И покружив над степью-«битвой»,
Гребёнку бросил в свете дня.

И вмиг лес встал непроходимый,
Никто с налёта не пройдёт.
В чащобе там погоня зрима,
Стада ушли чуть-чуть вперёд.

Вновь УАстыржди кружит вторично,
Бросает камни для проблем.
И горы чёрные критично
Путь преграждают братьям тем.

«Эй, вы, в погоне, что резвитесь?
Понять хочу я ваш поход»,
Сослану он: «Остановитесь!
Я вас спрошу – зачем гнать скот?!»

«Чей скот вы гоните бараний?», -
Уастырджи промолвить смог.

«Мы гоним скот трёх славных братьев,
Их любит в жизни даже Бог!»

«Они уж вас почти догнали.
Хочу в беде я вам помочь.
Всех примирить, убрать печали!
Согласны?» 

«Сделай, то точь-в-точь!»

«А девушка, что вижу с вами,
Украли тоже вы тогда?

Нет, то сестра моя, здесь с нами!», -
Ответил парень, глядя вдаль.

Уастыржди пришёл к владельцам,
И, улыбаясь, говорит:
«Скот, что угнали, за невесту,
Он – выкуп, братья, без обид!»

А после свёл всех вместе разом,
Посватал младшему в финал.
Довольны все, под старым вязом,
Сослан простившись, скот погнал… 

Пригнали, гумское подворье,
Батыр решил делить, был прост.
На части три на мирном взгорье,
Чем вызвал юноши вопрос.

«Зачем он делит на три части,
Доволен, видимо, азарт.
Забрать две хочет, вот напасти,
Опять хитрит упрямый нарт!», -

«Ну что ж посмотрим, что он скажет,
Но это к ссоре приведёт»,-
Подумал юноша, «Докажет,
Тогда растает нервов «лёд»».

Сослан ответно (было к месту):
«Что ты печалишься, мой друг,
Часть первая – то за невесту,
Твоя вторая, всё не вдруг!
А третья – то моя по праву,
Согласен? Верно, разделил?!»

Сослан мигнул ему лукаво,
Он был отцу и сыну мил…

Довольны гумские батыром,
Слова батыра словно мёд.
Свои отдали доли с миром,
Оленя шкуру и почёт.

Сослан пригнал стада в селенье,
И задал всем обильный пир.

Жаль, я там не был, к сожаленью,
А то б поведал на весь мир…

Сослан (Сосруко) - богатырь, герой нартского эпоса.

*)затёс, -и, род. мн. -сок, дат. -скам, ж. Обл. То же, что затес. Дуплистое дерево с затеской, примятая трава и груда золы на месте угасшего костра
**) Хатский язык или Хатиагский язык (осет. Хатиаг ;взаг) - тайный и чудодейственный язык в Нартском эпосе. Этим языком владели только представители нартского рода Ахсартагката, которые использовали его в разговоре или на письме...
***) чинты - наименование народа, встречающегося в эпосе, враждебного нартам
****) гора Ахох - из четырех приведенных выше слов только одно является осетинским – хох «гора»; в паре с тюрк. Акъ «белая» оно дало слитное Аххох «белая гора». Акъ тенгиз «Белое море» - общетюрк. название Средиземного моря (в пару к Черному – Къара тенгиз)
*****) Хъисын фандыр - старинный осетинский музыкальный инструмент, прародитель скрипки.
******) Здесь имеется в виду опорный столб, который ставился в центре хадзара (см. словарь). На нем вешали оружие, одежду, к нему привязывали жертвенного барана, в глубокой древности, вероятно, - и пленных воинов.
*******) альчик – кость от сустава барана
********) Уа;стырджи или Уасгерги - важнейший дзуар в традиционной религии осетин, один из героев Нартского эпоса. Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Имя Уастырджи происходит от Wac Gergi «Святой Георгий».

страна Гум -  локализовать сегодня географическое положение земли Гум вряд ли возможно, но для древних сказителей она наверняка имела определенное место в известном им мире. Название местности встречается и в сказании «Сослан и сыновья Тара». Сослан опять встречается с огромными великанами, которые живут в стране Балга на берегу моря и богатой степными пастбищами.


Рецензии
Игорь, читаю с удовольствием Ваши легенды, они захватывают и переносят в тот мир, что так ярко описан Вами в этих произведениях. Не зря и в древние времена люди почитали богатырей, вот и Ваш главный герой Сослан заслуживает памяти о
нем. От Вас узнала о Нартском эпосе и о том, что у мужчин того народа был покровитель Уастырджи, по нашему " Святой Георгий". Желаю Вам долголетия в жизни и в поэзии. С неизменным уважением Юлианна

Юлианна Лизогуб-Малахова   18.02.2021 10:57     Заявить о нарушении
Все верно, Юлианна! Добрый день! Очень приятно, что легенды- сказки вам нравятся. С признательностью, Игорь

Игорь Апрельский   18.02.2021 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написана 51 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.