Моисей

   Почему Яхве лишил Моисея права вступить с еврейским народом в Ханаан? Чем он так провинился?
   Меня заинтересовали отношения евреев с Моисеем, и чем больше я смотрю на тексты, тем больше удивляюсь. Загадочно как-то. Сколько бы ни путешествовали евреи по пустыне, Моисей за время этого путешествия написал Тору, или Пятикнижие, на котором зиждятся все три Авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам. Это была революция в мировоззрении, этике и социальных областях, и она была настолько велика, что жизнь человечества без нее была уже просто немыслима. Так что, когда я пишу что-то здесь о Моисее, я ссылаюсь на Библию и имею в виду значение этого человека для человечества, в то же время имея в виду, что для евреев, живущих в то время, Моисей был деспотом.
     Итак, начнем с отношения между Моисеем и евреями.
Часть 1.Корей,  Дафан и Авирон, «восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?»   
    Корей, двоюродный брат Аарона (Исход 6:18-21), был левитом, но не священником. Очевидно, его возмущал тот факт, что эксклюзивное право священства было дано только роду Аарона. Дафан, Авирон и Авнан происходили из колена Рувимова, и были недовольны властью Моисея над ними. Двести пятьдесят человек — начальники общества — объединились в восстании против священства и гражданской власти. Их доводы заключались в том, что все люди святы и не должны быть отлучены от приношения жертв.  Я бы сказал, что это было своего рода протестантство, поэтому и такая резкая реакция Моисея.
   Моисей сказал «Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе;  И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон;
      И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону, отделитесь от общества сего и я истреблю их во мгновение». Они стали его увещевать, что не нужно гневаться на все общество.
      И сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона.
      «И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими».
     И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу я делаю сие.
    «Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;  и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они  живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества».
    Что ж так сурово-то?
    «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень». И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня.  И сказал Господь Моисею, говоря: «отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение».
    Но они пали на лица свои. «И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу  и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение. Аарон положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву».
И возвратился Аарон к Моисею, ко входу скинии собрания, после того как поражение прекратилось.
Как благородно делились должности и привилегии!
    Дальше идет сюжет, как именно Господь «успокоил ропот сынов Израилевых»
Все начальники принесли по указанию Господа от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов. «На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» Что и требовалось доказать!

Часть 2.«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. (Моисей общался с Господом 40 дней). И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
      И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы. Итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» сказал Бог Моисею.
      Но Моисей стал умолять Господа:
«Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно».
«и отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой». Исход. Гл.32. 2-14.

    Вот такая занятная история, о которой я уже однажды писал здесь: Может ли Господь отменить свое решение? Это вопрос. Задумайтесь, если вы - «Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода», Всевидящий и Всемогущий, и вот вы решили что-то, а потом, один из тех, кого вы создали из праха, уговаривает вас отменить свое же решение. У меня просто в голове не укладывается, как это возможно.  К тому же, обычно он доводит свои обещания до конца, хотя иногда и раскаивается в содеянном. Так, сначала он утопил все живое на земле кроме Ноя и его семейства (а также каждой твари по паре), а потом заключил новый завет с людьми и сказал, что больше топить их не будет. Но в случае с его решением уничтожить евреев и сделать новый избранный народ, который произойдет от Моисея, он поддался-таки на уговоры и молитвы Моисея. Решение отменил, и евреи живут себе и поныне. Мне кажется, здесь Моисей был более последователен и верен доктрине, чем Господь. В этом какая-то загадка, но, тем не менее, так отражено в Библии (соответственно, и в Торе).
   
Часть 3. Об окончании дней Моисея известно немного. Но есть три связанных вопроса:
1. Почему Бог не дал вступить Моисею в Ханаан? За какое-то нарушение, возможно даже незначительное? А вот Аарон вступил на землю Ханаанскую, хотя во время бунта именно он подал идею собрать все золото из ушей и с шей,  и переплавить их в золотого тельца. Что сам и сделал. То, что Яхве злопамятен и не очень то справедлив, из текстов известно давно, так что точную причину мы не знаем.
2. Могли ли непослушные евреи во время бунта сами прикончить своего лидера и пророка? Все это изложено у Касидовского и Люкимсона, могли, но явных подтверждений в текстах нет. Ссылка на пророка Осию: «Сильно разгневал Эфраим Ягве, и за то кровь его оставит на нем» (Ос.12:13-14). Но это скорее всего неточный перевод.
3. Где могила Моисея? Это очень сложный вопрос, и тайна его похоронена скорее самим Моисеем. Возможно, он принял решение заранее, после возвращения с Синая, когда разбил первые скрижали. Он не хотел возникновения личного культа после смерти. И эти его опасения были более чем понятны. Моисей был не единственным пророком, который так поступил. Точно так же и видимо по тем же соображениям поступил основатель ислама Мухаммед.
«И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, которого знал Бог лицом к лицу…»

    Вопрос о том, специально ли водил Моисей еврейский народ по пустыне сорок лет, серьезно обсуждается. Идея такая: он хотел, чтобы в Заветную Землю пришли новые люди, никогда не бывшие рабами (как видим, отношение их к Господу не отличалось особой благодарностью и верой и после сорока лет странствий по пустыне), но, тем не менее,  такая точка зрения имеет право на существование.
Справка: Моисей (др-евр — «взятый (спасённый) из воды»)в Пятикнижии - еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из  Египта,  сплотил 12 колен израильских в единый народ. Является самым важным
пророком в иудаизме.
    В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов  Христа: как через Моисея явлен миру ветхозаветный закон, так через Христа, прежде всего в Нагорной проповеди, новозаветные заповеди. В синоптических Евангелиях упоминается, что во время Преображения на горе  Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия       (Мф.17:1-6).
    В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса;. Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране именно Мусе уделено больше всего места из пророков. В Коране Мусе не верит его собственный народ, спасенный им от египетского рабства. Здесь особенно характерен мотив осуждения евреев за то, что они оказались недостойны своего пророка: не подчинялись ему, пока он был жив, и не следовали его заветам после его смерти.

Моисей, Микеланджело. Римская церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
9.2.2021


Рецензии