Сослан ищет того, кто сильнее его ч. 3

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/01/29/2666,
http://stihi.ru/2021/01/30/2186

Сослан бежит, как заяц, скромно,
Вот пашня, вот лесок густой.
Вдруг видит, он - уаиг****** огромный
Толкает плуг перед собой.

Сам одноглазый, однорукий,
И пояс связан веревой.
Там есть мешок с зерном, докуки,
А борона в связи с ногой.

Он пашет, сеет, сеет, пашет,
И боронУ с собой влачит.
Сослан к нему, руками машет:

«Уаиг! Коль сможешь, помоги!
Бегут за мною трое, братья!
В беду нежданно я попал.
Себя вверяю словно сватья,
Ведь, коль догонят – я пропал!»

«Везёт тебе сейчас немного,
Что здесь наткнулся на меня.
Ты даже, если б вверил Богу,
Не сделал больше он, чем я!»

Сказав Уаиг взял в рот Сослана,
И спрятал быстро под язык…

Лишь только сделал, братья странно,
Стоят пред ним совсем впритык.

«Не пробегал ли человечек,
Он - завтрак, несомненно, наш?»

Уаиг в ответной быстр был речи:
«Нет! Не видал ваш персонаж!
Трудом я занят здесь на пашне
Болтать мне некогда зазря.
Мне ни к чему все ваши шашни,
Ступайте лучше от меня!»

КоротОк ум, им не шпыняйте,
Те братья кинулись, трубя….
 
«Ну, что ж!», Уаиг сказал, «Пеняйте
теперь лишь только на себя!»

Всех их, схватив рукой огромной,
Скатал, как на траве ковёр,
Да бросил обземь всех нескромно,
И наступил на них, был твёрд.

Сослана выплюнул и в голос,
Сказав ему на куражу:
«Там на бедре моём есть волос,
Рвани его, я их свяжу!»

Сослан схватил и с силой тянет,
Но, не выходит, даже взмок.
Три раза обернул на стане, 
Но всё равно порвать не смог.

«Мечом руби!», - Уаиг воскликнул,
Сослан достал меч, рубанул…
Меч затупился, только чиркнул, 
Издал тот волос зычный гул…

Уаиг в отчаянье коленом
на братьев молча, наступил.
И волос вырвал, как из плена,
На то его хватило сил.

Связав всех братьев вместе прочно,
На них с усмешкою глядел.

Те поняли, что месть порочна,
Они остались не удел.

Взмолились братья в братской кучи:
«Прими прощенье в день-деньской!
Освободи Уаиг могучий,
Мы навсегда уйдём домой!»

Уаиг сегодня добрый, щедрый,
Он, как они, был великан.
Их отпустил бежать по ветру,
К Сослану был немного бран…

«Зачем пришёл, что здесь ты ищешь,
Но только честный дай ответ.
Зачем забрёл в моё жилище,
открой скорее нарт секрет!»

«В Стране своей (мне можно верить),
сильней средь нартов не нашёл.
Иду искать я, силу мерить,
Кто б превзошёл меня во всём».

«Сослан! Смешон ты право бранно,
Подумай прежде головой.
В стране, куда забрёл нежданно,
Младенец может так любой!
Мы не кичИмся все здесь силой,
Закон не писаный такой.
Послушай лучше, что случилось
Однажды осенью со мной…»

Тот день не предвещал печали,
Не предвещал беды исход.
Неделю в поисках скитались,
Но неудачен был поход.
 
Нас было семеро, я младший,
Да, и отец восьмым там был.
Вдруг дождь пошёл, добра не ждавший,
И ветер рвал кусты и выл…
Укрыться б надо, вдруг пещера,
Нас было восемь ровно там.
Все мы укрылись в ней, и вера
Проникла в души точно к нам.
А дождь сильней, вдруг видим гонит
Пастух овец, вожак козел.
Козёл ко входу к нам подходит,
И так тереться нагло взбрёл…

Так, что пещера закачалась,
Как будто землю кто трясёт.
И лишь потом мы догадались,
Что лошадиный череп тот.

А мы же думали пещера,
«Прочь, прочь!», - пастух орёт козлу.
рассёк кнут вскользь ту атмосферу,
Упрям козёл, наверно плут.

Он не пошёл за стадом в блИцу,
Помчался прочь, вот существо.
Пастух же сунул кнут в глазницу,
И кинул череп вслед него.

Бросок его довольно меткий,
Попал он черепом в рога.
Но кто в нём был – горохом с ветки,
Посыпал градиной в луга.

Пастух - отца увидев, братьев
Поднял на них огромный кнут.
И бил их жутко без объятий,
Смертельный им, устроив суд. 

Я ж увернулся, только руку,
Он вырвал и задел мой глаз.
Тот позже вытек через муку,
Вот, что случается подчас…

С тех пор не меряюсь я силой,
И не ищу, кто всех сильней.
Всяк силу сила в жизни била,
Не кличь беду, а будь мудрей!

На том простились, солнце село,
Уаиг  - к себе, Сослан – домой.

Друг из легенды вывод сделай,
Спокойно жить иль непокой…

Сослан (Сосруко) - богатырь, герой нартского эпоса.

*)Зилахар - урочище Зилахар - небольшой географический объект в РСО-Алании. По легендам осетин на этом поле в старину осетины устраивали ежегодные спортивные игры: единоборства, стрельбу из лука в цель, танцы.
**)Симд (осет. симд) - народный осетинский массовый хороводный танец.
***) Хорошо он сплясал на земле, но не хуже сплясал он на плечах нартских юношей. - Имеется в виду двух- и трехярусный осетинский танец симд (см.). В старину симд был чисто мужским хороводным танцем. Пляшущие клали руки на плечи друг другу, образуя замкнутый круг. На их плечах становился второй, затем третий ряд мужчин. Пляска заключалась в плавных ритмических движениях и сопровождалась песнями.
****) нани - уважительное обращение к пожилой женщине, матери
*****) фынг (осет. фынг/финг;) – трёхногий столик в традиционном быту осетин. Изготавливался из дерева, часто имел точёные ножки, мог украшаться резьбой. В застольном этикете осетин фынг занимал почётное место.
******)Уаи;ги или ваюги (осет. У;йгуыт;) - одни из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе.Уаиги - это одноглазые великаны, имеющие семь голов, среди них есть даже стоголовые. Созданные Богом намного раньше нартов, уаиги были наделённые огромным ростом и силой; вели борьбу с нартами, но постоянно, несмотря на свою величину, терпели от них поражение, потому что были глупы и неуклюжи.


Рецензии
Игорь, прочла все три части поэмы с большим интересом. Спасибо за труд ваш. С добрыми пожеланиями.

Евгения Грекова 2   18.04.2021 21:53     Заявить о нарушении
Добрый день, Евгения! Очень этому рад. Все взаимно, дорогая! С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   19.04.2021 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.