Конкурс Философско-критической новеллы

Дорогие друзья, приветствую вас!

С вами снова я, ведущая Мария Абазинка.


Проводим Конкурс Философско-критической новеллы по итогам Конкурса вариации сонетного канона Киммерийский (Крымский сонет) - http://stihi.ru/2021/01/23/2146


Этот конкурс имеет отношение к жанру Эссе:

Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

«Эссе — жанр спонтанный, неожиданный, а значит, и оригинальный. Для умеющих думать и обладающих эрудицией… Не часто встретишь человека, умеющего мыслить спонтанно и оригинально. Надежный способ понять, что такое эссе — читать, „вычитывая“ из текста личность пишущего. А творчеству научить нельзя», — утверждает Л. Г. Кайда.

В жанре короткого эссе были написаны рецензии В. С. Соловьёва на стихотворения В.Брюсова, А. Миропольского и др.
В.С. Соловьев. ©. РУССКИЕ СИМВОЛИСТЫ. Вечерний Гондольер. 108 номер. (gondolier.ru) 

Рецензии Соловьева на выпуски "Русских символистов" сыграли существенную роль в самоопределении раннего русского символизма в целом. Позднее Брюсов писал, что рецензии Соловьева сделали "маленьких начинающих поэтов "... известными широким кругам читателей."



Итак, Задание этого Конкурса:
в жанре короткого эссе пишем Философско-критическую новеллу  на любое из представленных ниже произведений.

Что же такое философско-критическая новелла (характеристики жанра):

- это сотворчество, позитив, поддержка автора;
- это читательский художественный отклик;
- это самостоятельный жанр, который может существовать и без привязки к тексту-исходнику.
- её пишущий не должен быть заметен (т.е. не должно быть оценочных суждений);
- не должен упоминаться автор разбираемого текста… только текст, как объект восприятия;
- философия должна быть объединена с критикой и превращена в параллельную реальность, в ассоциативные образы.

Взаимоотношение автора новеллы с текстом сонета должно быть фрагментарное (по А. Л. Дмитровскому), это могут быть короткие мысли, духовные озарения, ощущения, тонкие наблюдения, «но без углублённой литературной обработки».

Хочу подчеркнуть, что критика - это не только обнажение недостатков, но и та же самая читательская интерпретация, способность показать некие скрытые "механизмы" субъективного восприятия, окрашенного ассоциациями, без чего и не бывает философии.


http://stihi.ru/2020/10/07/5588

По этой ссылке можно посмотреть примеры философско-критической новеллы.


УСЛОВИЯ ПРИЁМА (см. характеристики жанра выше):

1. Объём философско-критической новеллы – не более 14 прозаических строк, 1-2 абзаца, без названия, в начале располагаем исходный текст сонета, на который написана новелла;
2. Используем общелитературную лексику (никакого стёба, сленга и тп.)
3. Не упоминать автора исходного текста;
4. Оценочных суждений быть не должно;
5. Приветствуется ассоциативность, философия;
6. Принимается   ДО ДВУХ  произведений от автора (по одной новелле на разные сонеты), внеконкурсной ветви не предусматривается.


Форма заявки (пример):

1. «Можжевельник» (Ирина Воропаева)
---- текст исходного текста полностью ----
---- с нового абзаца – текст философско-критической новеллы ----
_____________________________________________


Публикуем свои тексты в виде рецензии под этим заданием, до окончания срока приёма – можно редактировать текст заявки. Прошу не публиковать ссылок и другой лишней информации – только по форме заявки.
Допускаются диалоги только по текстам заявок в виде комментариев, вопросов, ссылок по теме и т.д.


Срок приёма заявок - до 20 февраля или до набора 30 заявок.
С набором 30 заявок приём прекращается.


Тексты для эссе (можно выбрать любой):


1. Можжевельник (Ирина Воропаева)

Над синей бесконечностью волны
Как будто бы застыли в танце древнем
Изогнуто-ветвистые деревья
В дрожащей дымке знойной тишины.

Сверкает белой пылью склонов твердь,
Стволов слоистых оттеняя медь
Сквозь невесомость тонкой тени возле.

Живительный бальзам впивают ноздри,
Настоен ароматом терпким воздух –
Не зря на солнце плавится камедь.

Смолистый дух, чем думы ни полны,
Напомнит после летний жар полдневный,
И как благоухает можжевельник,
Упавший кроной в бездну вышины.


2. Чёртовы Врата (Мария Абазинка)

Невозмутимость – зыбкая мечта.
Ответов нет, но всё же очень просто
находишь суть незаданных вопросов,
распахивая Чёртовы Врата

туда, где ты, едва из колыбели,
с ногайским гонором сгибаешь бровь,
где теплится лампада Коктебеля
в закатном небоскате – мир лилов,
и красным сердоликом тихо дремлет
волошинская вечная любовь.

Когда луной залита высота,
утратив притяженье тела вовсе,
душа моя летит пернатым гостем
на гребень карадагского хребта.

~ ~ ~ ~
Чёртовы Врата или Золотые ворота Карадага - скала в море близ Коктебеля


3. Двадцатый век. Начало (Виктор Алимин)

Россия. Крым. Двадцатый век. Начало.
Аулы можно встретить под скалой.
Татарки ходят стайкой за водой.
И лодки возле старого причала…

Но юг обжит, здесь даже царь гостит.
Аристократов рать кружится роем.
И Макс Волошин, светлый наш пиит,

Дом знаменитый под горой построил.
Читают гости в нём стихи запоем,
А Понт, как и положено, шумит…

Ещё гремит музы́ка пышных балов,
Любовной пары заняты игрой…
Но скоро мир услышит пушек вой –
Война из ножен вытащила жало…


4. И нет мне в жизни…(Татьяна Шорохова)

Оглохло море в долгой тишине
Прозрачных дней зимы непостоянной,
Метели растревоженной и пьяной
От винограда, спрятанном в вине.

Ослепло море. Белой простынёй
Оно лежит под розовой ступнёй
Заката, что приснился мне однажды,

Когда я, задохнувшийся от жажды,
Спешу вкусить, как делал это каждый,
Вина фанагорийского огней…

И море зазвучало тем сильней.
Оглохшее, оно заговорило,
Ослепшее, свои глаза раскрыло,
Что нет мне в жизни счастья солоней…


5. Прощание (Мария Абазинка)

Уныло солнце клонится к закату,
ложится в море горестным щитом –
слагает рыцарь треснувшие латы,
ключом сомнений замыкает дом…

Бегу тропою, чтоб с тобой проститься,
песчаный берег, сердцу милый друг!
набрать ракушек, от грехов омыться,
навек запомнить каждый тонкий звук;
потом шагать назад понурой птицей
к заботам, сборам суетным… и вдруг

увидеть, ощутив священный трепет,
взглянув последний раз из-за плеча,
как павший ангел благостное небо
рассёк мечом зелёного луча.*

~ ~ ~ ~
*Зелёный луч - редкое оптическое явление, вспышка зелёного света в момент исчезновения солнечного диска за горизонтом (обычно морским).



6. ***  (Грай-Ди)

Слова, как место, где живет обман,
где страны распадаются на страны…
В них раскололся древний океан
на маленькие чудо океаны.

Куда бежит сарматская волна?
Каков закат над тростниковым морем?
Аквинский понт раскинул перед взором
обломки меотийского челна.
На смерть любая жизнь обречена
и необъятны вечности просторы.

И киммерийский уголок притих.
Декабрь не тот сезон, не те заботы.
Мельчают дни от Слова к непогоде,
от громких громов до шагов глухих.


7. К новому началу (Пётр Новицкий)

В Казачьей бухте теплилась весна,
И лучиками искрилась игриво.
А где-то по Татарскому проливу
Катилась черноморская волна.

За нею молчаливо шёл паром
К холмистым островам, что обещали
Неясное, но новое начало.

А небо догорало зорькой алой
И чайка больно жалобно кричала
Над чёрною кормою о былом.

Осталось пару миль до берегов,
А там ищи-свищи, глазея в оба.
У Тихой бухты спеет гонобобель,
Охотится медведь, но нет волков.


8. Сонет крымский. Облегчённый  (Виктор Алимин)

Январь. В Москве господствует мороз,
Но так хотелось, чтоб тепло и нега…
А за окном белым-бело от снега,
И держит крепко нас зимы гипноз.

А на мечту, ну кто наложит вето?
И вот он Крым… ласкает взгляд волна,
И Карадаг, что с профилем поэта,

И – аромат цветов, и вкус вина.
Душа как будто солнцем обогрета, –
От образов всплывающих пьяна…

Необычаен тех картин наркоз,
Фантазии, но как сладка утеха…
И, кажется, нет силы для побега
Из плена гор и виноградных лоз.


9. Под седлом (Татьяна Игнатова)

Мой путь над морем горною тропой.
Предельно сохраняю осторожность,
Иначе оступиться где-то можно
В дурманяще звенящий летний зной.

На грани между сладким сном и былью
Я мысленно витаю в облаках,
В полёте расправляю мысли-крылья
И радуюсь, что на подъём легка.
На самом деле, стоит всех усилий
Морской простор увидеть свысока.

Спускаюсь по тропинке козьей к морю:
Скала прекрасна, бухта «Под седлом».*
Торговка с чуть остывшим пирожком
Встречает – изумление не скрою!

~ ~ ~ ~
* - Бухта «Под седлом» находится на мысе Киик-Атлама, где посёлок Орджоникидзе, восток Крымского полуострова.



Ещё раз: приём заявок в виде рецензий продлится до 20 февраля или до набора 30 заявок.

Ведущая Мария Абазинка - http://stihi.ru/avtor/mercy


Рецензии
Двадцатый век. Начало (Виктор Алимин)

Россия. Крым. Двадцатый век. Начало.
Аулы можно встретить под скалой.
Татарки ходят стайкой за водой.
И лодки возле старого причала…

Но юг обжит, здесь даже царь гостит.
Аристократов рать кружится роем.
И Макс Волошин, светлый наш пиит,

Дом знаменитый под горой построил.
Читают гости в нём стихи запоем,
А Понт, как и положено, шумит…

Ещё гремит музы;ка пышных балов,
Любовной пары заняты игрой…
Но скоро мир услышит пушек вой –
Война из ножен вытащила жало…

А давайте-ка вернемся в Крым на сотню с лишним лет назад! Там еще не было такого разнообразия курортов, как сейчас Встречались места, где царил патриархальный уклад.
И возле самых Крымских гор, недалеко от моря можно увидеть татарские аулы. Этакая пасторальная картина, коли взглянуть с высоты птичьего полёта. Видно, как татарки в своих белых головных платках стайкой сгрудились возле водяного источника – за водой пожаловали. Сверху они выглядят, как стайка белых чаек. Да ещё старые лодки неподалеку на побережье дополняют эту иллюзию.
Если же присмотреться повнимательней, то белого цвета прибавится…
Вдали едет вдоль берега моря белое шикарное ландо, и в нем, в окружении роз и корзин с виноградом, сидят члены царской династии – семья направляется в Ливадию на отдых. За ними пристроилась процессия более скромных карет; в них – князья и придворные, чем-то напоминающие осиный рой, неотступно сопровождающий в плодородную осеннюю пору сбор крупного крымского винограда. На лицах аристократии – предвкушение роскошного отдыха и ожидаемых празднеств. Не отстает от них и интеллигенция, которая также вовсю старается насыщаться пищей - как насущной, так и духовной. В-общем, шумят балы, шумит морской прибой, шумят на поэтических вечеринках поэты, с шумом вылетают пробки из бутылок с шампанским. Но уже очень скоро к этим шумам добавится шум более тревожный – пушечная пальба. И почернеет небо. Потому что начался двадцатый век, и мир, кажется, снова заскучал по войне…

Наталья Мельникова Натейлия   20.02.2021 14:18     Заявить о нарушении
3. Двадцатый век. Начало Виктор Алимин
Ирина Буссе 2
Россия. Крым. Двадцатый век. Начало.
Аулы можно встретить под скалой.
Татарки ходят стайкой за водой.
И лодки возле старого причала…

Но юг обжит, здесь даже царь гостит.
Аристократов рать кружится роем.
И Макс Волошин, светлый наш пиит,

Дом знаменитый под горой построил.
Читают гости в нём стихи запоем,
А Понт, как и положено, шумит…

Ещё гремит музы;ка пышных балов,
Любовной пары заняты игрой…
Но скоро мир услышит пушек вой –
Война из ножен вытащила жало…

**************
История - наука сухая, основанная на фактах, датах, именах и политических событиях. Но как романтично и с любовью описывает автор жителей благодатной Крымской земли, пережившей Османское иго. "Аулы можно встретить под скалой , Татарки ходят стайкой за водой. И лодки возле старого причала." С 1783 года Крымское ханство присоединяется к Российской империи и становится Таврической губернией. Именно этот временной срез и показывает автор - царскую Россию перед гражданской войной и культурную жизнь в Тавриде. (2 и 3 катрены). И никто из живущих там не предвидит грядущих перемен: "Еще гремит музЫка пышных балов, Любовной пары заняты игрой, Но скоро мир услышит пушек вой-Война из ножен вытащило жало"... И этот заключительный аккорд звучит уже тревожно!
Название сонета " Двадцатый век. Начало" полагаю, выбрано автором не случайно. Он подчеркивает в нем начало конца прежней эпохи. Таврида прекращает свое существование, становясь последним оплотом белогвардейского движения России.

Ирина Буссе 2   19.02.2021 22:24   Заявить о нарушении
Наталья, спасибо, Ваша заявка учтена, за сегодняшний день нужно её отредактировать, придать ей вид, соответствующий Условиям приёма: текст должен быть в 2 абзаца (у Вас - 3), визуально иметь не более 14 строк (у Вас - 17). Думаю, что нужно убрать лишние Enter (не начинать с новой строки ничего, кроме второго абзаца). Строки должны доходить до правого края, как обычно пишется проза.

Ведущая Конкурса.

Мария Абазинка   20.02.2021 06:45   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за заявку, она принята. Но Вы рисковали, размещая текст в комментариях. Можно же было отредактировать свою собственную заявку, поместив туда вторую новеллу. А так ведь уже не отредактируешь, если что.. ) От души благодарю!

Мария Абазинка   20.02.2021 06:48   Заявить о нарушении
Отредактировала - убрала, скомпоновала.
Если по-прежнему не уложилась в 14 строк, то, пожалуй, лучше будет убрать заявку?

Наталья Мельникова Натейлия   20.02.2021 12:58   Заявить о нарушении
Уложились, Наталья! Ровно 14 строк. Спасибо, заявка принята с удовольствием! Желаю успеха в конкурсе )

Мария Абазинка   20.02.2021 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.