Дневник Светланы Михайловны Калашниковой

Дневник Светланы Михайловны Калашниковой (Беловой)

18.01.2019 г.

     Ну, наконец, пишу первые строки. Осенью 2018 года были с  моим мужем Сашей в санатории «Подмосковье». По выходным встречались с сестрой Лидой и её мужем Олегом, которые живут в Москве. Так хорошо проводили время. Вели с Лидой разговоры о жизни, вспоминали. К сожалению, не все получалось вспомнить, даже прошлый приезд в этот санаторий.
    - Пиши дневник, - говорит Лида, - надо записывать. Полезно и нам, и, может быть, интересно будет  нашим потомкам.
Она тоже собирается делать записи. Жизнь уходит, уходят и воспоминания и знания о нашей семье. Да и Олег каждое лето говорит:
- Начинай писать все, что знаешь и помнишь о семье. Все ведь уйдет с нами, никто уже не расскажет!
       Вот, начинаю.
     Хорошо помню своего деда, Василия Андреевича Белова. О его родителях нет сведений. Жил в молодости он в батраках у богатого хозяина в селе Селезниха. Нет, не у помещика или купца, а просто у зажиточного мужика с большой семьей. Жили они в большом двухэтажном доме, а  дедушка мой - в маленькой земляной избушке вместе с другими работниками в том же дворе. После революции хозяина «раскулачили». Помню даже фамилия их, повторялась в разговорах - Пузанковы. Они уехали из села, а семья Василия, как самого бедного, вселилась в этот дом. Хорошо помню и этот большой двор, и большой дом деревянный. Нижний этаж был уже подвалом. Дом опустился и врос в землю, когда в нем проходило наше детство. Тогда все нам казалось большим и интересным, и подвал, и чердак, и терраса открытая, и пристройки. Потом, когда выросли, не таким уж и большим оказался наш дом.
     Дед Василий был человеком очень мягким, невозмутимым. Нас всех троих детей: меня, старшую сестру Лиду и младшего брата Колю вырастил - никогда не поднимал голоса. Ругаться не умел, а только целыми днями трудился: заготовка дров, ремонт телеги и саней, инструментов, сараев, заготовка травы и сена, ухаживал за скотиной. Были у нас и корова, и овцы, и птица разная. И везде мы с дедом Василием рядом.
     Да, а еще готовил нам еду: полевую кашу и похлебку. Летом главная еда - это молоко, яйца, каши. Большого разнообразия не было. Витамины добывали в полях, оврагах, в реке: все подряд травы, ягоды и т.д.
     Мама с папой с раннего утра уходили на работу, мы еще спали, а возвращались вечером-когда мы уже спали. Мама наша, Антонина Андреевна, работала в школе учительницей, в то время большой авторитет на селе. Кроме преподавания велась еще культурная и партийная работа: ставились спектакли, проводились собрания, политинформации. Помню спектакль  «Гроза» по пьесе Островского в постановке учителей. Концерты силами учителей и учеников, разнообразные вечера, лекции. А еще собрания всевозможные.
    Отец наш, Михаил Васильевич, работал в колхозе бригадиром. Занят на работе с утра до вечера. Мы, дети, с дедушкой целыми днями, но нам казалось, что так и надо. Вместе с ним занимались домашним хозяйством. Мама после курсов учителей заочно училась в Саратовском педагогическом институте. Летом на сессию уезжала на месяц, полтора, а нам казалось - на все лето.
   Это сейчас на машине можно быстро доехать, а тогда был один поезд: "Пугачев – Саратов". Ни машин, ни автобусов, ни дороги от нашего села Селезнихи до Пугачева. Поэтому мама уезжала на всю сессию, писала нам письма. Приезжала она отдохнувшая, красивая, нарядная. Всегда привозила нам подарки: девочкам обязательно платьица и ткань на платье, панамки.
     Шляпки в деревне как-то не приживались, а вот платье нам с Лидой пошили к Пасхе. До сих пор помню. На белом фоне большие клубнички, яркие, красные. Ягоду клубничку мы и не пробовали, и не видели на самом деле, а тут такая красота. Хотя и было прохладно на Пасху, но мы одели эти летние, очень нарядные платья. Носили их долго, ведь шили тогда нам, детям, всё «на вырост».


21.01.2019 г.     Семья Беловых. (все что помню)
     Дедушка наш, Белов Василий Андреевич, сирота и его жена Лукерья, как называли  тетя Луша, бабушка Луша, имели 7 детей: Петр, Иван, Александра, Мария, Антонина, Михаил, Алексей. Жили большой семьей в этом доме. Нам рассказывали, какая строгая была мать Луша. Все ее слушались и побаивались, и какой невозмутимый, мягкий и добрый дед Василий.
     Василий был занят работай в колхозе, хозяйством, а Луша управлялась с детьми, домом. Прокормить всю семью непросто, а еще пекла пироги, хлеб – на весь колхоз. В семье никто не курил, не пил, не сквернословил. Правила были очень строгими, так как придерживались особой вере христианской. Их называли "молокане".  Откуда эта вера появилась в нашем селе, никто не знает. Распространена она была во многих сёлах Поволжья, на Северном Кавказе. Эта вера не признавал икон, церквей, обрядов. До сих пор помню, как говорил дедушка: "Бог должен быть в душе, а не на картинке и доске".
     Лукерья умерла в 1941 году. На войну ушел её старший сын Петр и погиб. Забирают на фронт сына Ивана, дочь Марию. Она попала в окружение.
У бабушки Лукерьи  материнское сердце не выдержало – так говорили - и она умерла.  А потом, после смерти матери ушёл на фронт и наш отец, Михаил Васильевич Белов.
   Старший сын Петр, женился ещё до войны на Пелагее. У них родились два сына: Валентин и Вениамин. Свою  жену Пелагею дядя Петр привел в этот же дом, к родителям. Жили все вместе. Пелагея помогала по хозяйству. Тетя Поля, как мы её звали, еще долго жила с нами и была нам как бабушка. После смерти Лукерьи все домашнее хозяйство на ней. Удивительно тихая, покладистая, безотказная, работящая женщина.  Светлая ей память. Сейчас, с высоты своего возраста понимаю, как тяжело и несладко ей жилось. После гибели мужа Петра в первый же год войны, осталась вдовой с двумя детьми. Замуж она так и не вышла. В 1947 году «отделили»  семью и зажила она с сыновьями в маленьком домике на краю нашей улицы. Только там уж она почувствовала себя полноценной хозяйкой, а мы дети, бегали к ней, ведь там всегда были блинчики, оладушки, пирожки. 
     Дядя Иван вернулся с войны, у него тоже уже была семья. Он женился на учительнице из Саратова, вместе учительствовали в с. Большой Буерак, в Саратовском районе. В 1941 году родился у них сын Борис, уже после войны дочь Тамара. Позже переехали они в Днепропетровск. Там сейчас живет Тамара с детьми, со своими внуками  и детьми Бориса. Борис, наш двоюродный брат, умер рано. У него было заболевание почек. Я это помню из разговоров в семье.
     Александра,  старшая сестра нашего папы, вышла замуж за Василия Авдошина, всю жизнь они прожили в селе Мавринка. Дети: Нина, Тамара, Татьяна, Анатолий, все кроме Нины, там же. Большая и очень дружная семья Авдошиных. Пока был жив мой отец - общались очень часто: они к нам, и мы к ним. Не стало отца и тети Шуры. Понемногу жизнь разводила, встречались все реже. Сейчас и мы в возрасте уже почтенном, у самих большие семьи, внуки, заботы, болезни. Но добрые чувства остались. Часто справляемся о жизни и здоровье, а молодое поколение уже не знаем и они почти не знают друг друга.
    Антонина, старшая папина сестра, вышла замуж за Михаила Косенкова, проживали в с.Надажденка. Дети родились – Тамара,Татьяна, Наталья, Александр. Дружились, общались, роднились, пока жив был Михаил, её муж. Потом дети обосновались все в г.Энгельсе. Мать увезли к себе после смерти сына Саши, который жил рядом в с. Давыдовка. Все дети и сейчас проживают в Энгельсе. Конечно, справляемся, но уже не  так общаемся, как раньше. У них там тоже большая семья с детьми, внуками, все дружные, живут рядышком.
     Вот так жизнь постепенно разводит. Но тепло и родственные чувства в сердце остались.
И светлая память о наших общих дедушке Василие и бабушке Лукерье и детстве, которое так счастливо прошло в нашем доме, в селе Селезниха, Пугачёвского района.



На фото:
Светлана Михайловна Калашникова (Белова), жена моего старшего брата, Александра Евгеньевича Калашникова.
19 апреля 2020 г. она скоропостижно ушла из жизни. Светлая память.
Дневниковые записи нашли недавно. Решили опубликовать. Это не только история семьи, это история нашей эпохи, безвозвратно ушедшей в прошлое.


Рецензии
Ниночка, большое спасибо за этот замечательный рассказ! Очень интересно было прочесть. За фото тоже большое спасибо! Какая красавица Ваша Светлана! И как прекрасно, что у Вас были тёплые дружеские отношения. Это так ценно между близкими людьми! Как же хорошо, что Светлана сделала эти записи! Они даже постороннему человеку очень интересны, а что уже говорить про родных!
Моё внимание больше всего заострилось на дедушке Василии и Пелагее. Какая нелёгкая, а лучше сказать, очень тяжёлая, судьба выпала на их долю! Но, несмотря на жизнь в большой семье, от них никто не слышал злого слова, жалоб, недовольства, ругательств. Это очень приятно и поучительно. Ведь иногда люди, живущие в довольно благополучных условиях ругаются и жестоко наказывают детей за любую провинность.
Добрая память всем добрыи людям и низкий поклон!
Ниночка, с сожалением смотрю, как сократился список непрочитанных мною Ваших рассказов. Мне думается, что Вам есть ещё о чём написать! Пишите, дорогая! Вас так интересно читать! Вы же совсем не написали о том, как познакомились с мужем, о Вашем первом свидании, о свёкрах... И вообще много других тем наверняка ещё имеется в запасе!
Обнимаю Вас с благодарностью и любовью!

(Не стало отец и тети Шуры.- отца)

Евгения Рупп   15.07.2023 13:10     Заявить о нарушении
Ежедневно мы все молимся за упокой её души.
Поминать всех Светлан надо:Фотиния.
У православных нет такого имени - Светлана.
Спасиьо, милая Женечка, что читаете и так тепло откликаетесь.
Надо, надо браться за перо и писать.
Вы меня вдохновляете.

Нина Калашникова 4   15.07.2023 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.