Шедевры Эрмитажа Три грации

                Шедевр...

                Пусть сделан он
                Во время оно...

                И антиков несущий
                Колорит...

                Нас, зрителей,-
                Не слишком искушённых...

                И соблазнит, вполне
                Определённо...

                И тоже в статуи
                Надолго превратит!..
                13.01.2021.

 
Италия. Между 1813 - 1816 гг.
Мрамор. 182 см
Источник поступления в музей: приобретена у герцога Н.Н. Лейхтенбергского в С.-Петербурге. 1901 г. Скульптурная группа "Три грации" относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы, когда слава мастера была столь велика, что каждое новое его произведение встречали с воодушевлением.
Верный идеалам неоклассицизма, Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций — античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование.
Достоинством этой группы современники считали новое решение. В отличие от восходящей к античности композиции, где две крайние фигуры обращены лицом к зрителю, а центральная, обнимающая своих подруг, — спиной, Канова представил своих граций стоящими рядом, причем две крайние обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.

Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы.
Группа пользовалась большим успехом у современников Кановы и настолько воплощала их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем сама красота".
Грации, в римской мифологии (в древнегреческой - хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее - обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.
Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.
"Грации либо обнажены, когда желают показать, что в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства"

«Три грации» (1814-1817) Антонио Кановы представляет собой неоклассическую скульптуру из мрамора трех богинь красоты, мифологических дочерей Зевса; слева направо: Евфросина (Радость), Аглая (Блеск) и Талия (Цвет).

Одно из самых известных своих произведений Антонио Канова создает в тот период, когда каждая его скульптура был ожидаемым культурным событием. Появления «Трех граций» публика ждала с нетерпением. Потрясенные увиденным первые зрители говорили о том, что скульптор сумел воплотить в жизнь «красивее самой красоты».
 
Скульптурная композиция, давала возможность полюбоваться женской красотой, воплощенной скульптором в собственной интерпретации. Древние богини, олицетворяющие женские чары, стоят в не совсем привычной для древних скульптур позе. Богини стоят не лицом к зрители, а друг напротив друга, соприкасаясь боками, и объединены шалью, ниспадающей из рук одной из граций. Девушки стоят у жертвенного алтаря, где находится три цветочных венка, а также гирлянда, символизирующая нежность их связи.
 
Канова создал две версии прославившей его скульптуры «Три грации». Первая версия была создана для Жозефины Богарне, жены Бонапарта, в настоящее время выставлена в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Вторая была заказана английским лордом Джоном Расселом. Эта скульптура находится в совместном владении и выставляется по очереди в музее Виктории и Альберта, Лондон, и в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург.
 
Сравнивая два мраморных варианта (эрмитажный и английский), англичане, конечно, отмечают свой вариант как более хороший. Не будем спорить, так как у них действительно мрамор более белый и не содержит темных жил. К удовлетворению англичан центральная из Граций, более взрослая и зрелая, в их варианте уже не имеет «осиную талию» в отличие от эрмитажной, а более соответствует своей зрелости. Англичанам виднее, их обостренные органы чувств могут почувствовать даже то, чего нет на самом деле.
 
Возникает вопрос: а так ли важно, что там сзади? Вообще-то важно, так как группа предназначена для кругового обхода. Любопытно, обе мраморных группы предназначены для поворачивания, чтобы зрители могли насладиться сменой контуров-профилей: вид сзади этих Граций не менее прекрасен, чем вид спереди. К сделанному позже основанию англичане прикрепили латунные ручки для того, чтобы статую вращать.
 


Рецензии
Спасибо за стихи и эссе!
С праздником крещения!

Игорь Лебедевъ   18.01.2021 19:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь!

Вадим Константинов 2   19.01.2021 08:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.