Конкурс Хорошие рифмы - Корневая

 Здравствуйте, все, не ищущие лёгких путей, но красоту поэзии предпочитающие!

Продолжаем поэтическое плавание в поисках ХОРОШИХ РИФМ.

Наступила время немного подытожить достигнутое нами ранее. Мы занимаемся поиском хороших рифм. Давайте определимся в понятиях, чтобы понять какую рифму можно назвать хорошей.

  ТОЧНАЯ рифма – рифма, в которой совпадает качество и количество послеударных согласных и гласных звуков. Чем их больше, тем рифма точнее.
  Точная рифма является БОГАТОЙ, если в ней совпадает предударный согласный (называемый опорным).
    Мужские рифмы, оканчивающиеся гласным, всегда богаты (вы-Невы, дитя-шутя). Единственное допустимое исключение: чередование опорного [й] с опорным мягким согласным (я-меня, мои-любви). Такая рифма достаточна, но бедна – она употреблялась русскими романтиками, позже встречается редко.

  ТОЧНЫХ И БОГАТЫХ  рифм, естественно, гораздо меньше, чем НЕТОЧНЫХ, и большинство из них употреблялись помногу раз, переходя в разряд БАНАЛЬНЫХ – кровь – любовь, пой –бой, солнце – оконце и так далее. Поэтому в современной поэзии используется больше НЕТОЧНЫХ рифм.

  К АКУСТИЧЕСКИМ рифмам относится большинство рифм в русском языке — от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные.
  ОБЪЕКТИВНЫЕ акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь — рыж, слуг — стук, сыр — пир, вот — комод, поп — лоб, локти — когти, рад — ряд, нас — раз...

 СУБЪЕКТИВНЫЕ акустические рифмы — созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. Ступа — рупор, ваши — фальши, они — раним, сласти — счастье, длинный — дивный... Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные — к приблизительным.

   Гласные и согласные в рифме должны быть подобны (составлять видовые пары). То есть не так уже и важно, сходны ли окончания. Гораздо важнее, какие буквы присутствуют в предшествующем окончанию слоге. Например, рифма «золотой — дорогой» плоха не только по той причине, что в ней зарифмованы одинаковые части речи в одной форме, но также из-за «несходности» букв «т» и «г». Ударный слог (тут «той», «гой») должен рифмоваться как можно точнее.

 И душа, неустанно

Поспешая во тьму,

Промелькнёт над мостами

В петроградском дыму… (И.Бродский)

     Ударные слоги («ста(н)» в первой и третьей строках, «му» во второй и четвёртой) совпадают идеально. А то, что стоит после ударного слога («но» и «ми») вовсе не рифмуется, но это и не важно. Итак: самое важное — зарифмовать ударный слог; то, что после него, нуждается в рифме гораздо меньше.   Одной из разновидностей такой рифмы является, к примеру, КОРНЕВАЯ — когда ударным и, соответственно, рифмующимся является корень слова.

Вот, неточными красивыми рифмами, а именно: глубокими, предударными, перестановочными, с усечением и другими, мы уже занимались, теперь настала очередь разобраться с корневой. Но здесь нам важно подойти очень деликатно к этой теме, чтобы наши рифмы действительно были красивыми и хорошими, а не бедными, несмотря на то, что она является неточной!
______________________

Итак, тема нашего конкурса:

КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука): плАВный – лАВка, вЕРно – пЕРвый, нОВый – слОВно, ИЗбы – нИЗко, слУЖба - крУЖка…
Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней КОРНЕВАЯ рифма.

Всё тихо в мрачной кЕЛье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг весЕЛий,
И скука на часах!
                (А. С. Пушкин)

   Корневая рифма, считается, изобретена Евгением Евтушенко. Во-всяком случае он первый начал применять ее регулярно и систематически везде и повсюду. И с его подачи так стали в 1960-е рифмовать абсолютно все, и чуть ли не в обязательном порядке – «это так современно!»
 И такая рифма стала одним из символов ранних (1955 – 1964) шестидесятых.  Например,  "горе – горло" у Вознесенского и проч. Сейчас мода ушла, а рифма – осталась.

Рассмотрим отличие КОРНЕВОЙ РИФМЫ от другой, близкой, конфликтной:

КОНФЛИКТНАЯ РИФМА отличается от КОРНЕВОЙ тем, что рифменты (рифмующиеся части) не одинаковы, но созвучны. То есть, за ударным гласным идут довольно созвучные слоги.
  В мягкой конфликтной - один слог (винОВНЫЙ-полкОВНИК)
  В жёсткой конфликтной - два слога (крАЙНЯЯ-бАЛЬНЫМИ)
Т.е. получается, в конфликтной рифме частичное совпадение в послеударной части и созвучие, а в корневой этого совпадения нет. Это осложняет для нас задачу. Но, если корневая рифма хорошая, то и для послеударной части, кроме одной согласной должны быть какие-то правила. Давайте попробуем их определить:

Правило 1.
Однокоренные рифмы. КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова.

Правило 2.
Шипящая, присутствующая в конце слова, пусть и после ударного слога, требует другой шипящей в ответной рифме.
Свистящая — требует свистящей.
Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и доударные порой. А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Потому надо особенно внимательно относиться к ним.
 
Правило 3. Чем короче послеударная часть рифмы, тем лучше звучание. Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Пример:

Что же мне делать, певцу и пЕРрвенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в тЕРмосе!
С этой безмерностью в мире мер?!             
                (М.Цветаева)
 В 1-3 строках здесь четырёхстопный дактиль с пропущенным одним слогом, и рифма не очень хороша с технической точки зрения, но весьма красива. Рифмующаяся часть — «пер — тер».

Правило 4.
К гласным ударным предъявляются более строгие нормы, чем к согласным. Желательно, чтобы они и вовсе были одинаковыми, а не созвучными (то есть «а» — «я» — это нехороший вариант). И уж тем более нельзя оставлять в одной строке твёрдый звук, а в зарифмованной с ней — мягкий. Мягкий — всегда с мягким, твёрдый — с твёрдым.
 
Бьётся она искромётной мятущейся ночью,
Пляшет она, когда Солнце встаёт над кровАТью.
Хочет покинуть смешной электронный приборчик,
Хочет разлиться по белой больничной палАТе.

Здесь мягкое «ть» аннигилирует разрушительное влияние несхожих гласных «ю» и «е». И — заметьте: слова «ночью» и «приборчик» не являются чёткой рифмой, но из-за наличия шипящей они созвучны до такой степени, что подобная рифма не только позволительна, но даже весьма эффектна.

Правило 5 (или совет). Учитывая, что корневая рифма является неточной, старайтесь использовать её не одну в тексте. Возможны варианты:
 - все рифмы неточные - корневые
 - чередование неточных рифм с точными
*

Итак, поиск хороших корневых рифм включает в себя всё выше сказанное: шипящие - к шипящим, свистящие - к свистящим, мягкость должна совпадать в послеударной части и рифмуем  разные части речи или в разных падежах, склонениях, формах и другом разнообразии, также думаем о чередовании рифм. И создаём поэзию!

И ещё одно предупреждение...

Обратите внимание, нас интересуют женские и дактилические рифмы. Мужские, где отсутствует послеударная часть нами рассматриваться как конкурсное задание не будет!!!

Всем успехов в поисках небанальных решений! Примеры, приведенные в задании, можно смело использовать!

________________________________

Итак, задание для нашего  конкурса ХОРОШИХ РИФМ «КОРНЕВАЯ РИФМА»:

Написать стихотворение с использованием в каждой строфе КОРНЕВОЙ РИФМЫ. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм. Обратите внимание, что мы будем обращать особое внимание на корневые рифмы, а не на какие другие! Не путайте, пожалуйста. Есть различия. Мужскую рифму мы не будем рассматривать как выполнение задание!

   Внимание! К рифмам не будут предъявляться жёстких требований!
Авторам предоставляется полная свобода по их разумению. Но ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию.

Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!

Тема, размер и схема рифмовки - ЛЮБЫЕ!
Объём от 8 до 28 строк (+ 2 строки)

 Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте именно рассматриваемых КОРНЕВЫХ неточных РИФМ, а не каких-то иных. При всей сложности задачи, процесс должен быть максимально творческим и потому интересным. И ещё, не забываем, что главное - это поэзия, где рифмы уместны и красиво звучат.
При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):

 1) Отсутствие  ритмических сбоев внутри текста, интонационных неровностей, а также соблюдение поэтической формы, что влияет на гармонию и восприятие произведения.
2) Выбор оригинальных рифм. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающих рифму
4)Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
5)Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм – мужских, женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, а может быть, большее  значение имеет напевность, согласно контексту. Игровая составляющая не должна обесценивать литературное произведение!
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования  вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем

ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.

СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 22 ЯНВАРЯ 2021 года или до набора 20 стихов!

Затем будет объявлено голосование.

Призовой фонд:

за 1 место – 500 с\б
за 2 место – 400 с\б
за 3 место – 300 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов)

Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!

Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.

Иллюстрация: художник-маренист Георгий Дмитриев.

Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   23.01.2021 18:07     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2021/01/23/7074

Маллар Ме   23.01.2021 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.