Конкурс - Алфавит. Перифраз

         Дорогие друзья и все, желающие развивать своё творчество!

Продолжаем обретать навыки применения  средств выразительности в наших творениях!

   Продолжаем наш проект "Алфавит"!

  В прошлых конкурсах мы изучали тропы: метонимия, парономазия, синекдоха. На этот раз мы изучим очень полезное средство выразительности, помогающего обогатить поэзию и избежать повторений, тавтологии.

 ПЕРИФРАЗ, ПЕРИФРАЗА - (от греч. periphrasis, peri - вокруг, phradzo - говорю) - вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания.

Например: Северная Венеция – вместо "Санкт-Петербург", царь зверей – вместо слова "лев", голубая планета — Земля, цветы жизни — дети.
Как и другие тропы (изобразительно-выразительные средства языка), перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими.
Многие перифразы становятся общеизвестными, популярными, бытуют в нашей речи на уровне оборотов, готовых для определённых случаев жизни.

   Например: О Москве мы можем сказать иначе — златоглавая столица, о Петербурге — город на Неве или словами Пушкина — Петра творенье; о животных, используя есенинские строки, — братья наши меньшие; врачей вслед за публицистикой назовём людьми в белых халатах; осень для многих из нас — «Унылая пора! Очей очарованье!»

    В перифразе обычно внимание уделяется одному существенному признаку явления, предмета, человека и т.д., а остальные как будто уходят в тень, давая возможность тому, что важно для автора, стать ярче, значительнее.
     Попробуйте нарисовать портрет, скажем, пушкинского Онегина, собрав по тексту романа те многочисленные образные выражения, какими автор характеризует своего героя. Вначале он «молодой повеса», «философ в осьмнадцать лет», «театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис», «модный тиран», а затем — «беглец людей и света», «убийца юного поэта», «отшельник праздный и унылый»…
 
    Перифразы бывают образные (носящие метафорический характер) и необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов)
Например: город на Неве - Петербург.
Необразные перифразы лишь переименовывают предметы, качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов.
Например, вместо А.С. Пушкин - автор «Евгения Онегина», великий русский поэт.
В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова тот же А.С. Пушкин назван «невольником чести», «дивным гением», а в известном некрологе – «солнцем русской поэзии» - это образные перифразы, тропы.
 
К тропам принадлежат только образные перифразы.

ВНИМАНИЕ! В рамках данного конкурса мы будем рассматривать только образные перифразы!!!

Нас интересуют следующий виды ПЕРИФРАЗА, как тропа, художественного средства выразительности:

1 вид: ОБЩЕЯЗЫКОВЫЕ или ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ 
К общеязыковым относятся такие выражения, которые прочно вошли в язык и используются регулярно. Их можно разделить по способу образования на метафорические и метонимические перифразы.

К МЕТАФОРИЧЕСКИМ относят те конструкции, составные части которых употребляются в переносном смысле («корабль пустыни», «хозяин тайги» и др.).

МЕТОНИМИЧЕСКИЕ перифразы основаны на перенесении названия предмета или явления по какому-либо признаку. Примером таких перифразов являются такие выражения, как «голубая планета» (Земля), «стальное полотно» (железная дорога) и т. д.

2 вид: ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ ПЕРИФРАЗЫ.
 – это уникальные речевые конструкции, созданные творческим воображением определённого поэта или писателя. «Невы державный полубог», «мурза несчастный» (из стихотворения «Видения мурзы» Г. Р. Державина) и другие – являются яркими примерами таких тропов.

 Вот стихи Ивана Алексеевича Бунина:

    А луна, ночное солнце,
    Вдруг восстала из засады
    И направилась в погоню
    По следам его кровавым…

    «Гайавата и Жемчужное Перо».

Эту конструкцию можно отнести к индивидуально-авторским метонимическим перифразам, соседствующим с перифразируемым словом (луна =ночное солнце).

То же самое можно сказать и о следующем отрывке:

    Не забывший, как судьбы разведать по рунам надзвёздым,
    Ворон, вещая птица Славян,
    Вестник Одина, зрящий, как в мире,
    Расстилается сумрак ночной, каждый день простирается шире…

    «Ворон», К. Д. Бальмонт.

    Феб светозарный,
    Лик свой явивши,
    Всё оживил.
    Вся уж природа
    Светом оделась,
    И процвела.

    «Майское утро», В. А. Жуковский.

В этом отрывке видим, что перифразируемого слова нет. Читателю, знакомый с античной мифологией, может догадаться, что речь идёт о восходящем солнце, которое символизировало бога Феба. Упоминание его имени здесь делает строки более одухотворёнными и глубокомысленными.

 И ещё примеры:
В стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» князь обращается к волхву: «Скажи мне, кудесник, любимец богов…»
 
3 вид:  ЭВФЕМИЗМ - (от греч. euphemismos — воздержание от неподобающих слов), — слово или выражение, служащее в определённых условиях для замены нежелательных, невежливых, слишком резких высказываний.
Эвфемизм часто служит средством сатирического изображения. Замена более грубых определений смягченными выражениями здесь не затрагивает сущности явления и даже способствует его подчёркиванию.

Вот, как М. Ю. Лермонтов заменяет слово «вино»:

    Простите, шумные пиры,
    Хвалы достойные напевы,
    И Вакха милые дары,
    Святая Русь и красны девы!                «Война».

Множество оригинальных перифразов встречаем в лирике А. С. Пушкина:

    На скользком поприще Тимковского наследник!
    Позволь обнять тебя, мой прежний собеседник.
    Недавно, тяжкою цензурой притеснён,
    Последних, жалких прав без милости лишён…

    «Второе послание цензору».

В этом отрывке поэт не называет имён, но тот, кто хорошо осведомлён о его отношениях с органами цензуры, легко догадается, что речь идёт о государственном чиновнике А. С. Бирукове.

    Заутра казнь, привычный пир народу;
    Но лира юного певца
    О чём поёт? Поёт она свободу:
    Не изменилась до конца!

    «Андрей Шенье».

Здесь перифраз раскрывает такую страшную сторону явления, как отношение людей к казни как к желанному развлечению.

Вот пример перифраза-эвфемизма:

    Пускай беседуют отверженные Феба;
    Им прозы, ни стихов не послан дар от неба.
    Их слава – им же стыд; творенья – смех уму;
    И в тьме возникшие низвергнутся во тьму.

    «К Жуковскому».

Таким элегантным перифразом поэт награждает людей, которых следовало бы назвать попросту бездарностями и посредственностями.

Перифразами пользуются и зарубежные поэты. Вот пример такого тропа, применённого знаменитым английским поэтом Уильямом Шекспиром:

    Когда меня отправят под арест
    Без выкупа, залога и отсрочки,
    Не глыба камня, не могильный крест –
    Мне памятником будут эти строчки.

    «Сонет № 74».

«Меня отправят под арест» следует понимать в переносном смысле. Поэт говорит здесь о смерти, но использует такое выражение, чтобы показать, что такой исход не зависит от его воли.

Итак, мы видим, что перифраз играет в художественном тексте важную роль. С его помощью можно раскрыть какой-либо важный для повествования признак изображаемого предмета или явления. Посредством перифраза можно намекнуть на какого-либо деятеля, не называя прямо его имени. При этом можно как прославить этого персонажа, так и указать на его недостатки. Также перифраз позволяет сделать образ более выразительным, а текст – оригинальным благодаря избеганию однообразных выражений. Неудивительно, что и в повседневной жизни мы регулярно прибегаем к перифразам, которые делают нашу речь более живой и интересной.
---   

Перифраз может лежать в основе  ФРАЗЕОЛОГИЗМА - как сложившееся устойчивое выражение, используемое наряду с обычными словами и сочетаниями слов.
 
но в данном формате конкурса мы здесь остановимся. Не все перифразы 1 типа могут оказаться фразеологизмами.
    Тем более, что подобные сочетания таят в себе опасность утратить новизну и стать речевыми штампами, если человек применяет их не в меру, при любом удобном случае.
Надо стараться избегать псевдоэкспрессии. Всё хорошо в меру и когда уместно.
Как видим, истинная ценность хорошей речи заключается в соблюдении чувства меры и умении создавать неповторимые образные выражения, всякий раз задаваясь творческим вопросом: «А мог бы я высказаться лучше по этому поводу?»
______________________________________

               Итак, переходим конкретно к заданию:

   Наш проект называется Алфавит и за каждым участником закрепляется какая-то одна буква. Именно на эту букву должно начинаться ПЕРИФРАЗИРУЕМОЕ СЛОВО, которое заменяется ПЕРИФРАЗОМ ЛЮБОГО ВИДА. Сами перифразы могут начинаться на любые буквы!!!

===============================================

Итак, задание:

1) выбрать любую свободную на данный момент букву алфавита. Каждому участнику – одна  буква. На одну букву пишет только 1 участник. Сообщить о выборе буквы  ведущей  на почту (личные сообщения не работают): ignattur@gmail.com
 По этому адресу также принимаются готовые произведения. Исправления возможны и многократно. Конкурс проходит анонимно. (Обязательно ведущая должна ответить, если не отвечает пишите или в Личные Сообщения Маллар Ме или сообщайте в рецензии к этому конкурсу, что Вы желаете участвовать, но ответа от ведущей нет)

2)написать стихотворение, отвечающее всем законам классического стихосложения с использованием такого тропа, как ПЕРИФРАЗ. Внимание! Само ПЕРИФРАЗИРУЕМОЕ СЛОВО может находиться  в тексте, а может и нет! Но все должны догадаться, что имеется в виду. Все перифразируемые слова в вашем тексте должны начинаться на выбранную вами букву! Самих слов может и не быть. (Пример: Луна - ночное солнце. Перифразируемое слово "Луна", а перифраз "ночное солнце". Будет считаться выполнение задания  на букву Л)

 Верлибр и белый стих приниматься не будут.

3) в стихотворении должно быть от 8 до 32 строк. Размер строки - не более 6 стоп.

4) Стихотворение принимается новым,  ранее написанный и опубликованный текст будет сниматься с конкурса. Жанр Вашего произведения может быть любым!

5) Тема свободная, однако, стихи, призывающие к насилию, затрагивающие  острые политические вопросы, способствующие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, имеющие двусмысленное содержание с намёком на пошлость, будут отклонены. Также не будут приниматься тексты, содержащие слова тюремно-воровского жаргона.

6)стихи, бессмысленные по содержанию, приниматься тоже не будут.

КОНКУРС ПРОХОДИТ АНОНИМНО!

  Приём работ до 3 ДЕКАБРЯ !!! После будет объявлено голосование, которое будет проходить частично анонимно, без имён. По результатам голосования будут разыграны призовые места:

1 место:  500 баллов
2 место:  400 баллов
3 место:  300 баллов.

(Если будет участников меньше 7 - значит, победитель будет определяться один. Приз - 500 баллов)
 
На данный момент принято стихотворений - 6.
Выбранные буквы алфавита: В, Ё, Л, Н, П, С, ...

Друзья, присланные работы можно всегда исправить! Присылайте, и исправления тоже! Если ведущая не отвечает по почте, сообщите об этом сюда о желании участвовать для дальнейшего общения!

Да не покинет вас вдохновение! Удачи! Верю в Ваши таланты и трудолюбие! Жду!

Присылайте ЗАЯВКУ НА ПОЧТУ: ignattur@gmail.com

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Спасибо всем шести участникам! Приём закрыт! Кто не успел, тот опоздал!
Голосование...

Маллар Ме   04.12.2020 20:23     Заявить о нарушении