Иов многострадальный

«Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее…?»

   Книга Иова – одна из самых интересных и загадочных частей Ветхого Завета, человеку, системно и аналитически мыслящему, понять суть трудно. Может быть, это из-за непродуманности сюжета, а может быть – из-за преклонения перед мучениями и страданиями, которые пришли вместе с христианством и Новым Заветом. И есть здесь наметившийся бунт абсолютно преданного Господу человека, невероятно страдающего ни за что, и трусливое мирное окончание с нарождением новых детей вместо убитых прежних. Слился Иов, короче. Сюжет такой: был набожный человек Иов, и было у него все. И вот в один прекрасный момент на приеме у Господа сатана шепнул ему, что может Иов не такой уж и набожный и богобоязненный, и предложил его проверить, на что Господь дал ему карт бланш. В два приема сатана убил всех детей, разогнал скот, а далее заразил Иова проказой от макушки до пят. Но Иов стойко терпел. Пришли к нему трое друзей наведаться, все они сказали ему, в разных вариантах, что он совершил какой-то грех, вот Господь и наказал его. Жена тоже так же считала, предлагала Иову поругаться на Господа и умереть и не мучиться. Сам Иов отвечал на эти обвинения очень логично: если я виновен – предъявите мне в чем? Собирался Господа вызвать на суд, завести на него дело и это дело выиграть. Вот это требование суда над Господом – вещь мне в Библии нигде более не встречавшаяся, и само по себе – уникальна. В разгар спора четырех друзей в беседу вступил Господь. Аргументы у него были детскими, все, что он сказал, сводилось в следующему: а ты кто такой? Он объяснил свое значение для человека и природы, спросил Иова, управлял ли он зарей, ловил ли единорога удой и прочее в этом роде. Выслушав все это,  Иов признал, что ничего этого он не знал, попросил прощения и спор закончился. Затем одному их друзей Иова Господь сказал, что то, что они говорили, Господу не понравилось, а то, что говорил Иов, он считает правильным. Затем Иов вылечился и нарожал еще больше детей и развел больше крупного и мелкого скота. Умер он, прожив еще 140 лет, и умер, насладившись жизнью.

     Получается, Господь накосячил, поддавшись на разводы сатаны, в результате Иов несправедливо был наказан, мучился невероятно, погибли его дети и еще множество людей «от меча». Взбунтовавшийся Иов вызвал Господа на суд, потребовав от него справедливости, или хотя бы объяснений, за что он наказан. В результате речей Господа о его Всемогуществе, Иов признал, что он мелкий хворост, и попросил прощения, которое и получил. Вопрос: если речи Иова Господу понравились больше, чем речи  друзей Иова, может Господь сознавал свою вину?
Подумайте. Ниже, для интересующихся, фрагменты Книги Иова в очень кратком изложении аргументов сторон и всего происшествия.

     «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери».  Добра и скота у него было – видимо-невидимо. Земля Уц - на границе Идумеи и Аравии.
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
     И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?
    И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». Тут же огонь божий упал с неба и опалил овец и отроков, а сыновья и дочери Иова умерли в упавшем на них доме.
    «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно».
И снова «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа;
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел?» И спросил про Иова.
«И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?»
И снова: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». 
«И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри».
        «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его». Все друзья как один говорили о том, что Иов сам допустил какой-то грех, поэтому Господь его наказал, особенно нервничал Елиуй Вузитянин, которого в списке друзей нет, поскольку он был видимо самым молодым. «Воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, и на трех друзей его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.  «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.
Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда».
      Речи Иова, его ответы и обвинения – самое интересное в беседе. Он отрицал, что грешен перед Господом:
«Научи;те меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил».
Он рассказал друзьям, как с ним несправедливо поступил Господь:
«Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако. Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел. Я стал братом шакалам и другом страусам».
    И наконец: «Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись. Я носил бы ее на плечах моих и возлагал бы ее, как венец».
      Но говорил он не только о себе, там было много о несправедливости этого мира: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему? Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье. - Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал». Это вполне мог сказать Иисус Христос.
     Наконец, в момент, когда все аргументы сторон были высказаны, и стало понятно, что каждый останется при своем мнении, Господь отвечал Иову из бури и сказал: «кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь».
   Дальше следует нехитрый набор показателей, по которым речь о справедливости и задавать не имеет смысла. Кратко:
«Кто положил меру ей, если знаешь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось? Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу?
будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему».
   «И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои». Господь же добавил Иову: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога?
Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя.  Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?»
   И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».
   И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: «горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».
    «И возвратил Господь потерю Иова, и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние»: у него было тысячи волов, баранов и верблюдов. «И было у него семь сыновей и три дочери. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями».
    Но для меня самое интересное не бунт, подавленный так просто, а сама возможность судиться  с богом из-за несправедливости. А бунт-то был, чтобы фарисеи и книжники не придумывали, так говорил Иов: «Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Поэтому я сказал, что Он губит и непорочного, и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает». Если это не бунт, то во всяком случае возмущение.
     У христиан Иов прежде всего воспринимается как образец мученика, а также как предшественник Христа.
     Я продолжаю серию: «Патриархи, пророки и цари Израильские»

Альбрехт Дюрер.  Алтарь Ябаха.  "Иов и его жена". 1503-04.
Алтарь был заказан курфюрстом Фридрихом III Саксонским в ознаменование завершения эпидемии чумы 1503 года для часовни своего замка в Виттенберге. Приобретенный позднее семейством Ябаха, алтарь находился до конца 18 века в их часовне в Кельне, затем был разделен на части.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (St;delsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main)..
29.10.2021


Рецензии
"Но для меня самое интересное не бунт, подавленный так просто, а сама возможность судиться с богом из-за несправедливости."

Пророку Исайи Бог сам говорит:
25 Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну:
26 припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.
Исаия 43

Уже "горячо". Вы уже близко возле Господа. Я думаю, что Вы скоро Его найдете...

Рощина Надежда   19.01.2021 17:57     Заявить о нарушении
Это не имеет смысла, я физик, не двоечник, а кандидат физ-мат наук, как раз по Ранней Вселенной и ОТО. Иов - очень интересный пророк, возможно самый интересный в Ветхом Завете. Спасибо за то, что прочитали и за мнение. У меня есть публикация о Исаии, Арии и Ньютоне, посмотрите, возможно, вас заинтересует. С уважением, Юрий.

Юрий Сенин 2   19.01.2021 20:05   Заявить о нарушении