Четвёртое измерение... Часть I. 1

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА*

ЧАСТЬ I

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

1. О ВОСПРИЯТИИ.

Совершенно очевидно, что проблемы искусства не имеет смысла рассматривать вне понимания и учёта законов восприятия – восприятия реального мира, восприятия произведений искусства. В связи с этим необходимо сказать об этих законах несколько слов.
Психолог, академик С.Л.Рубинштейн писал: «Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную, отличительную черту восприятия… Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознать соответственное качество как свойство определённого предмета». То есть восприятие – это сложный процесс, связанный не только, более того, не столько с работой органов чувств, сколько с работой мозга. Воспринимая окружающий мир или произведение искусства, человек как сознательно, так и подсознательно, интуитивно подключает весь свой запас знаний о мире, весь свой чувственный, жизненный, интеллектуальный, духовный опыт. Это обусловливает и тот важнейший фактор, что, с точки зрения временных зависимостей, настоящий момент чувственного восприятия никогда не будет, не может быть в сознании человека изолированным от прошлого и будущего. «Восприятие есть обобщение и истолкование материала ощущения, сведение его к цельному, предметному обобщению. Во время восприятия обязательно происходит соединение зрительной реакции и мысли, возникает понятийное, духовное истолкование увиденного» (1, стр. 10). Кроме того, говоря об изобразительном искусстве и архитектуре, о зрелищных видах искусства, о реальном мире природы, словом, обо всём том, что воспринимается человеком посредством зрения, необходимо иметь в виду, что «если схематизировать процесс зрительного восприятия, то простейшая его модель говорит о том, что оно является двухступенчатым. Первой ступенью является образование изображения внешнего пространства на сетчатке глаза, а второй – воссоздание на этой основе облика внешнего пространства в человеческом сознании. О том, что эти две ступени качественно различны, говорит хотя бы тот геометрический факт, что изображение на сетчатке глаза является двухмерным (в первом приближении плоским, наподобие картины), в то время как образованное на этой основе представление о внешнем пространстве – трёхмерным, объёмным» (2, стр.42). Из этого нетрудно заключить, что и обратный процесс который наблюдается при восприятии живописи или графики, при помощи работы мозга при необходимости трансформирует объект из двухмерного в объёмный, трёхмерный. Даже и притом, что осознание истинного положения вещей у зрителя сохраняется.
Из всего сказанного ясно: что бы ни было объектом восприятия человека – перемещающийся в пространстве или неподвижный, реальный или изображённый предмет – этот объект существует в пространстве и во времени, так как мозг человека неизменно наделяет его прошлым и будущим в зависимости от индивидуального опыта данного человека и опыта человечества в целом в его историческом и биологическом развитии. Иначе говоря: существование каждого воспринимаемого момента в природе или в произведении искусства никогда и ни при каких обстоятельствах не будет изолированным в сознании человека от возможного для данного момента прошлого и будущего, зависящих как от характера объекта, так и от опыта воспринимающего. Это очень важно учитывать, говоря о таких видах искусства как архитектура, живопись, графика, скульптура.
Итак: восприятие человеком произведения искусства не может происходить вне пространственно-временных связей, к какому бы виду искусства оно ни относилось, то есть четвёртое измерение – время – присуще всем без исключения видам искусства. И в этом смысле существенного значения не имеет, в каких формах – явных, как например, в музыке или литературе, или более скрытых, как в живописи или скульптуре – проявляется время.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сапего И.Г. «Предмет и форма», М., «Советский художник», 1984.
2.Раушенбах Б.В. «Пространственные построения в живописи», М., «Наука», 1980.
3.Замятин Е.А. «Лекции о литературе», «ЛУ» №6, 1988.
4.СЭС, М., «Советская энциклопедия», 1988, изд.4.
5.Якимович А. «О построении пространства в современной картине», «Пространство картины», сборник, М., «Советский художник», 1989.
6.Ларичев В.Е. «Прозрение», М., Пл., 1990.
7.Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения», М., «Мысль», 1982.
8.Климов Р.Б. «Искусство Нидерландов», Всеобщая история искусств, Т.3.

                1992-1993 гг.

Из книги "Пра'звук мира. Мысли по существу" (2007 год издания, Москва)

* Работа печатается в сокращении.


Рецензии