По следам славянских богов. Кострома и Купала

Существуют разные версии изложения этой истории. В украинских источниках Кострома – олицетворяет мужскую ипостась бога, а в русских – она непосредственно является богиней Весны или богиней лета (тут тоже много разногласий), поэтому имеет женскую ипостась. Данное произведение не ставит задачей передать всё в точности,  исходя из множества пересказов легенды о Костроме и Купале, а является собирательной.   

Про красивую легенду
Я поведать вам хочу.
Быль ли это или небыль:
Здесь загадочно молчу!

О богах славянских древних
Поведу свой я рассказ.
Ты, читатель, мне лишь внемли:
Будет очень долгий сказ.

В Светлый Ирий унесёмся
В колеснице золотой,
А потом опять вернёмся
В мир известный нам, земной.

Видишь, в Ирии прекрасном,
Весь сверкающий чертог.
Все войдем туда сейчас мы
И побудем там часок.

В колыбелях золочённых
Два младенца тихо спят,
Костромою наречённой
И Купалой – её брат.

Сладкий сон их безмятежный
Мать – богиня Ночь хранит.
Поцелуем лёгким нежным
Их касается ланит*.

И Купавы* светлоокой
Будто взгляд заворожён.
Но, порою, даже богу
Рок судьбы определён!

На своих детей взирает,
Ей пока не ведом страх.
Макошь* нити подбирая,
Держит судьбы все в руках.

И в клубки свои сплетает,
А потом их отдаёт,
То их Доля принимает,
То Недоля подберёт.

Если выпадет Недоле
Тот клубок судьбы принять,
Значит, будет злая доля
Предназначена опять.

Или Долею, сестрою,
Принимается клубок-
Со счастливою судьбою
Человек или сам бог.

У богов есть тоже время.
Подрастают малыши.
И своё златое семя
Научить и мать спешит.

Кострома растёт тщеславна,
Так красавица горда,
Никого нет в мире равной.
В этом вся её беда!

Очень девица гневлива.
Кто что скажет поперёк,
Зашумит она бурливо,
Будто водяной поток.

Никому её во гневе
В час такой не удержать.
Лишь один Купала смеет
Ей порою возражать.

И ему она послушна,
С ним одним она добра,
Весела и прямодушна,
И улыбчива сестра.

Мать Купава запрещала
Детям вдоль реки гулять,
Когда Сирин прилетала
Свои песни напевать.

Ох, и сладки её песни!
Только в том одна беда,
Смерть покажется чудесней,
Жизнь, прощай навек тогда!

Обо всех забыв наказах,
Что давала мать не раз,
Поспешили они сразу,
Сирин* слушать к реке Ра.

Сирин пела, не смолкала,
О грядущем речь вела,
О несчастьях предвещала,
Слёзы горькие лила.

И Купала очарован,
Околдован пением тем,
Костроме сказал он слово,
Вызвав сильный её гнев.

«Не поёшь ты так красиво,
Сирин звучнее поёт,
Её голос сладкий дивный,
Песня льётся и плывёт!».

Кострома не удержала
Свой высокомерный гнев,
Землёй птицу забросала,
Издавая злобный смех.

Не снесла такой обиды
Птица Сирин от неё
И Купало подхватила,
В Нави спрятала его.
 
Долго плакала сестрица:
Братца нет следов нигде.
И куда же мог он скрыться?
Нет на суше, ни в воде.

Время шло и расцветала,
Словно роза, Кострома.
Хорошела, наливалась,
Будто яблочко она.

И Купаве обещала
Час полночный избегать,
Когда Сирин прилетала
Песни грустные слагать.

Но томимая разлукой
С братом милым и родным
Побежала она к Дубу* ,
Где Смородина*  бежит.

Пела голосом печальным
Сирин  о её конце,
Смерть с колечком обручальным
Встретит девицу в венце.

И, при пении, роняла
Сирин пёрышки свои.
Кострома же ей внимала
И плела венок из них.

Красотой своею дивной
Поражала всех она,
Но и гордостью спесивой
Обижала Кострома.

Раз по берегу гуляла,
А на голове венок.
И подругам похвалялась:
«Не сорвёт никто его»*.

Но прогневались, вдруг, боги,
За гордыню наказав,
И послали к ней Стрибога,
Чтоб он тот венок сорвал.

И поплыл гонимый ветром
Юной девушки венок,
Но на лодке за ним следом
Плыл пригожий паренёк.

Из воды его он поднял
И красавице вернул.
И в глаза богине юной
На мгновение взглянул.

И как будто светлы очи
Затянула пелена.
Не узнала в этом кормчем
Брата своего она.

Брат с сестрою полюбили
И скрепили свой союз,
Но им боги всё открыли.
(Это - драма, не конфуз).

И безумная от горя
Кострома бежала в лес.
Прыгнув в озеро лесное,
Обрела в нём дом навек.

Бросился в огонь Купала,
В миг один он в нём сгорел!
Брата милого не стало
Вот таков его удел!

Но очнулись, видно, боги,
Всю жестокость осознав.
Кострому с Купалой снова
К жизни на земле призвав.

И в цветок их превратили,
Две судьбы соединив.
Так сверкают жёлто-синим
На лугах вдвоём они.

Головой своей кивают,
Внемля матери своей,
Когда звёзды засверкают,
Навещает мать детей.

Мать Купава их ласкает
Дуновеньем ветерка
И как в детстве их качает
Ночью тёмною она.

И в часы они дневные,
Будто ищут вновь ответ,
И цветами луговыми
Поглощают солнца свет.

Словно к батюшке родному
Лик обоих обращён.
Тот цветок, скажу я к слову,
Иван-да-марья наречён.


Ланиты (устар.) – щёки.
Купава (Купальница) – богиня Ночи. Согласно легенде, Семаргл – бог огня увидел Купальницу на берегу реки Ра (Волги) и возгорелся к ней пламенной любовью. Но встретиться он с ней смог только в единственный день летнего равноденствия (по другой версии- осеннего). Купальница тоже очень полюбила Семаргла Сварожича (Огнебога – стража Прави) – сына Сварога и на его предложение стать женой ответила согласием. От их союза, благословленного покровительницей семьи – Ладой, родились Кострома – богиня воды и Купало – бог огня.
Макошь – богиня судьбы. К ней обращаются за советом боги. Доля и Недоля – две сестры, которые живут вместе с ней. Если клубок, который спряла Макошь, брала Доля, то человека ожидала хорошая судьба, если Недоля – судьба была злой.
Река Смородина – эта река, ведущая в царство мёртвых.
Дуб - Мировое Древо в Светлом Ирии (славянский рай), который, по некоторым источникам находится на острове Буяне, и на котором, согласно славянской мифологии, держатся три мира: Нави (мир мёртвых), Прави (мир богов), Яви (мир людей). Мировое Древо стоит на священном Алатырь -камне.
Сирин- в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Образ Сирин впервые появился в старинных легендах. Встречается он в качестве изображения на различных предметах быта, украшениях. Рассказывали про Сирин, что она прилетает на Землю прямиком из Светлого Ирия — прообраза райского сада у наших предков. Поет песни, рассказывающие о будущем. Эти песни настолько завораживают человека, что, наслушавшись, можно сойти с ума. Поэтому часто вещая птица Сирин наделяется свойствами отрицательной героини, с которой нужно бороться. А ее песни чаще всего предвещают несчастья, различные бедствия. Они печальны. Распевая их, райская птица роняет слезы. Однако, иногда подобное пение выступает в качестве предупреждения о том, что впереди ждет опасность, несчастье. Мудрые персонажи славянских сказаний, услышав вещую Сирин, внимали ее предостережениям и меняли план своих действий.
Стрибог Сварожич (Огнебог) – брат Семаргла и сын Сварога, рождённый от второй искры после удара им о камень Алатырь. Также почитался славянами как бог ветра.
*По поверью, если никто не сорвёт венок, то девушка не выйдет замуж.


Рецензии
У наших древних богов тоже были проблемы в жизни, но самой большой проблемой для них стало, что в большинстве своем мы о них редко вспоминаем. Спасибо Вам за память о них!
С уважением,

Александр Кокора   28.07.2020 11:43     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Александр, за прочтение и добрый отзыв.

Надежда Горчакова   28.07.2020 11:45   Заявить о нарушении
Согласна с вами полностью в той части, что мы Иваны родства непомнящие, ставшие такими по воле истории.

Надежда Горчакова   28.07.2020 11:46   Заявить о нарушении
...и исторических деятелей, которым был чужд русский дух

Александр Кокора   28.07.2020 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.