Конкурс 34 ЛС Напевность в хайку Продлено

 Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости!

 В предыдущем конкурсе мы работали над проникновением в увиденный мир по-своему. Для чего? Чтобы прочувствовать и насладиться увиденным. В каждом конкурсе мы упоминаем об аллитерации и ассонансах по тексту и постоянно обращаем внимание на ритм. Это всё относится к звуковому восприятию. Остановимся на этом, но несколько иначе...

Не забываем, что мы имеем дело с древним японским жанром пейзажа сезона - поэзии. А поэзия  - речь звучащая.

   Японский язык считается очень красивым и напевным, как песня. Минимализм такого поэтического жанра, как хайку, где нет рифмы, обязывает обращать внимание не только на значение, но и на звучание слов, их красоту. Думаю, что в японском языке – это играет не последнюю роль. Исследовав ряд хайку старых мастеров и современных авторов, можно заметить, что в конце строк слова оканчиваются на открытый слог. Это придаёт некое звучание, продолжающееся во времени, как всплеск после прыжка в воду, как отзвук от стона дерева в сосновом бору, как завывание ветра в тростнике… Представьте… Слышите? Слова закончились, а отголосок остался. Давайте прислушаемся к звучанию хайку на японском языке, записанными латинскими буквами. Иероглифы, к сожалению, нет возможности передать в рамках сего сайта. Но нам их и не прочитать. А нам необходимо услышать, хотя бы приблизительно, их звучание. Обращаем внимание, что японский язык, в отличие от других восточных языков, таких как тайский или китайский, имеет одну особенность – АКЦЕНТУАЦИЯ. В других же языках большую роль играет интонирование.
АКЦЕНТУАЦИЯ – распределение  правильных акцентов при разной долготе звуков нам будет трудно изучить и понять, но видимо, так складывается ритмический рисунок, который должен быть плавным, без стыков и провалов (этому был посвящён один из наших конкурс из серии Лепестки Сакуры ранее). В рамках данного конкурса  мы обратим внимание на отсутствие скопления согласных звуков в строке и на открытые слоги в окончании слов, стоящих в конце строк. Обращаем внимание на транскрипцию японских слов, записанную латинскими буквами.

Итак, вслушайтесь:

1) Нежные ноги
   переходят и мутят
      весеннюю воду.
                (Бусон)
Транскрипция с построчным переводом:

Ashiyowa no        /От слабых ног /
Watarite nigoru   /На переправе замутилась /
Наru no mizu     /Весенняя вода../

*
Я на берегу реки сижу с удочкой. Вижу переправу на реке, там, где поток воды слабеет и по камням можно перейти на другой берег. К реке подходит старик. Он долго раздумывает над тем, как перейти на другую сторону. Наконец решается и вступает в воду. Где-то не середине реки, его непослушные ноги не справляются с течением, и старик падает в воду. Я пытаюсь помочь ему. С великим трудом он поднимается и, наконец, весь мокрый добирается до берега. Но там, где он упал, вода еще долго остается мутной....
 
2). Груши в цвету...
При свете луны девушка
Читает письмо...
(Бусон)

Nashi no hana     /Как цветок груши/
Tsuki ni fumi yomu /При луне стоя читающая/
Onna ari         /Женщина.../
*
Я вечером недалеко от моего дома встретил девушку, одетую в светлое кимоно. Она при свете луны пытается читать стихи полюбившегося ей поэта. А я сравниваю ее с белым цветком груши, которая цветет в это время в моем саду...
 
3). Как удары в цудзуми,
Плещут волны тихого залива.
Сосновый лес.
(Тосакаи Рэйтоку)

Sumi no e no         /Чистотой морского залива/
Nami no tsuzumi ya  / Волн удары как цудзуми пронзают/
Matsubayashi       /Сосновый лес.../
*
Если кто бывал на морском берегу в весенний, теплый день, где сосновый бор под ласковым солнцем обдувается легким ветерком, и слышен шум прибоя волн, то ему кажется, что это великий морской бог ударяет в свой огромный, морской барабан...

================

  Итак, дорогие друзья, учитывая особенности плавной напевности строк, давайте попробуем и мы поработать над строкой хайку в русском тексте!

    Открытые слоги в конце строк и отсутствие скопления согласных по тексту!
Или сформулируем задачу так: отсутствие согласных в конце строк и их скоплений внутри строки!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора. Но картинка наша должна ожить и при помощи звуков! В этот раз работаем над фонетикой! Летний пейзаж за окном подскажет вам нужное настроение и вызовет у вас необходимые ассоциации, исходя из вашего личного жизненного опыта.
 
   Итак, задание для конкурса «НАПЕВНОСТЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться БЛАГОЗВУЧИЕ И НАПЕВНОСТЬ, ЛАСКАЮЩИЕ СЛУХ. ВСЕ СТРОКИ ДОЛЖНЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗАКАНЧИВАТЬСЯ НА ГЛАСНЫЕ (ОТКРЫТЫЕ СЛОГИ). ВАРИАНТЫ С ЗАКРЫТЫМИ СЛОГАМИ ИМЕЮТ МЕСТО БЫТЬ, НО СТРОКА ПРИ ЭТОМ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ОТЗВУК ЗА СЧЁТ АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСОВ - СОЗВУЧИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуется, как всегда.

 Для настроения рекомендуется тема «Июль - макушка лета», но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне личным сообщением на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье. Личные сообщения часто самопроизвольно блокируются на сайте.

Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно. Если Вы оказались заблокированы, ведущая, увидев Вашу рецензию, разблокирует Вас.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 2 АВГУСТА 2020 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!

Внимание! Приём зайку продлён! Голосование начнётся вечером во вторник 4 августа по техническим причинам! Лето...

Принято на данный момент: 29 хайку.

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   04.08.2020 21:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.