186. 4. Четвертый июльский вечер

Быть твоей белой розой…

В обрамлении розовых лепестков нежности, с зелеными прожилками свежести…укутывая сиреневыми тенями чувств и сводя с ума темным бархатом листьев…

Розой, чарующей как неуловимый оттенок утреннего парижского неба…волнующей , как воды Манхэттена и вдохновляющей, как отражение огней Рима…

В тугом бутоне спрятаны чистота и порок, пустота и символ рая, открытость и опасность, история веков и очарование вечности… лепесток за лепестком ты теряешься  в волшебном аромате … каждый раз открывая Любовь…

P.S.
Интересные факты:

С незапамятных времен человек оценил не только целебные свойства, но и радующую глаз красоту этих дивных творений природы и включил цветы в контекст культуры. Цветы были связаны с богами, они были символом силы или воли богов, служили приношением во время религиозных обрядов. В рельефах и фресках Древнего Египта часто можно видеть изображение человека, вдыхающего аромат лотоса. Египтяне считали лотос священным цветком, содержащим божественную силу, и вдыхание его аромата должно было наделить этой силой человека. Другая область, где уже в ранних культурах использовалась цветочная символика, охватывала всю сферу любовных отношений в жизни, любовную лирику и светское эротическое искусство. В античной Греции покровительницей цветов и садов считалась богиня любви — “фиалкоувенчанная” Афродита. Древние греки пытались при помощи мифологических фигур и историй объяснить красоту цветов, смену сезонов и циклическое возрождение природы. Они верили в одушевленность растений, полагая, что в каждом из них живет волшебное существо — дриада или нимфа.

Античный антропоморфизм ярко выразился в “Метаморфозах” Овидия. Сочинение этого римского поэта I века н.э. содержит греческие предания о происхождении различных птиц, животных и растений, которые некогда были людьми и свой новый облик обрели по воле богов. На протяжении двух тысячелетий было создано огромное количество произведений на сюжеты “Метаморфоз”. Одно из самых  известных — картина Пуссена “Царство Флоры”.

В Древней Греции и Риме, как и в Древнем Египте, широко был распространен обычай использовать цветочную декорацию во время религиозных и светских празднеств. Венками и гирляндами украшали статуи богов и участников религиозных процессий, греки сажали цветы на могилах умерших и осыпали лепестками роз и фиалок ложе новобрачных. В императорском Риме увлечение цветами, особенно розами, дошло до крайностей. Роза, бывшая  атрибутом Венеры-Урании — богини возвышенной любви и честного брака, посвящается теперь Венере-Пандемос — богине чувственной любви, становится цветком роскоши и разврата, непременной принадлежностью оргий.
Для первых христиан роза как атрибут порочного и развратного Рима служила символом гибели и смерти.

Новый импульс для развития был получен в VIII в. при Карле Великом. Во время крестового похода в восточных садах мавританской Испании император узрел прообраз рая небесного на земле. Декретом 795 г. Карл Великий повелел разбить в своих замках, а также и в монастырях сады и посадить в них лекарственные растения, овощи и фрукты, а также цветы — розы, маки, лилии и ирисы, и таким образом заложил основы европейского садоводства.
Примерно в то же время началось развитие христианской символики цветов и языка цветов. По прошествии веков красота цветов покорила святых отцов, и лучшие растения стали ассоциировать с Девой Марией, Христом и святыми. В сохранившемся описании монастырского сада в Германии того времени его автор выделил “два цветка, особенно любимых и снискавших восхищение, которые веками стоят как символы величайших сокровищ церкви — роза, символ пролитой крови мучеников, и лилия — сияющий символ веры”.

Как бы то ни было, во времена Средневековья реальный земной сад считался образом небесного рая. Сады разбивались при монастырях, позднее в замках; цветоводство стало важным занятием монахов. И в церковном, и в светском саду центральное место отводилось растениям, проникнутым христианской символикой. В первую очередь это были розы и лилии — цветы, посвященные Деве Марии. Роза, цветущая среди шипов, уподоблялась Деве, родившейся и жившей среди грешников.

Немецкие живописцы в эпоху интернациональной готики изображали Мадонну с младенцем в розовом саду или в беседке, увитой розами. Этот маленький розовый сад символизировал рай, который обретало человечество через крестную жертву Богочеловека, рожденного Девой. Образ “огражденного сада”, символизировавший непорочность Марии, розы, как и многие другие метафоры, связанные с Марией и Христом, были заимствованы из “Песни песней” Соломона. Под пером святых отцов этот шедевр любовной лирики превратился в выражение пылкого религиозного чувства и был истолкован в терминах христианской символики.

Параллельно с религиозной символикой в Средние века в европейском искусстве продолжала развиваться, хоть и не столь явно и интенсивно, светская символика цветов. В поэзии миннезингеров (в переводе с немецкого буквально: певцов любви) розовый райский сад Марии превратился в сад любви, где пели, танцевали, плели венки и обменивались ими в знак нежных чувств влюбленные дамы и кавалеры. Немного позднее эти куртуазные сады любви нашли воплощение во французских шпалерах и миниатюрах рукописей XV в., исполненных при дворе бургундских герцогов — самом пышном и утонченном аристократическом дворе Европы. Необычайную популярность приобрел “Роман о Розе” Гийома де Лорриса, в котором автор сделал цветы посланцами чувств и вернул розе значение символа чувственной любви.

Мир природных форм, на протяжении веков включенный в символическую картину мира, не мог сразу утратить свое высшее значение. С течением времени модифицировалось послание, зашифрованное в цветочной живописи, обогащаясь новыми оттенками в соответствии с контекстом эпохи. Цветочный натюрморт по-прежнему воодушевлял зрителя на размышления о моральных и религиозных предметах. Составленный из прекрасных и разнообразных цветов, букет был живописным гимном красоте божественного творения, а через него — мудрости и щедрости самого Творца, и позволял навеки запечатлеть эту красоту.


https://youtu.be/hzpEsFkUNKU


Рецензии
Благодарю за созвучия, Наталия!
Мне очень приятно, что Ваше эссе созвучно ранним моим зарисовкам... Даже псевдоним где-то использовала "Белая Роза"...
Добра и радости!

Татьяна Хакина   10.08.2020 18:32     Заявить о нарушении
Благодарю, Татьяна!!!!!!! очень приятно такое созвучие,
С теплом,
Нат

Наталия Романовская-Степ   11.08.2020 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.