Сны об Ионе.. Фрея 99-13

99


А кошки Фрее всегда нравились больше. Когда они возникали вдруг сами по себе, и никто-никогда не знал (даже не интересовался), где они живут и чем кормятся, она хватала первую попавшуюся и тащила ее домой. В распоряжении этих странных животных был огромный и неразведанный лабиринт подвала четырехэтажного дома, и никто из них, в отличие от собак, никогда не приставал к людям. Фрея могла, конечно, пожалеть какого-нибудь бродячего пса, но всегда больше любила кошек, за их свободу и независимость. Она словно догадывалась, что им известны ответы на любые вопросы. Все кошки, когда-либо жившие в их квартире, легко могли исчезнуть в бездонных глубинах ближайшего двора, как космические объекты в далеких и неведомых черных дырах. Только один был другой.. Мартын..

Фрея встретилась с ним в огороде ранним летом, когда начались длинные каникулы, с наступлением которых у нее прибавилось обязанностей по ежедневному уходу за кустами баклажанов и томатов, высаженных мамой еще в апреле. Ранним утром, сонная, волоча железное ведро по пыльной тропинке, ведущей к огороду она увидела его — серый клубок свернувшийся под одним из кустов дикой малины..

«Хитрый какой, Мартын.. Малина то колючая..» — она тотчас придумала ему имя, сама не понимая как.. Так и полюбили друг друга. Она за его преданность и бесстрашие, Он — за заботу и ласку..

Лето подходило к концу, в горячем воздухе накатывающим с гор уже чувствовались запахи осени.. как, однажды, кот исчез на целых два дня.. Фрея не находила себе места, она искала его по всем ближайшим дворам, стучалась к соседям, проверяла арыки и каждый мало-мальски глубокий овраг, громко звала его, но Мартына нигде не было.. а потом.. он приполз, маленький и скрюченный, с выпадающими клочьями мокрой серой шерсти, пропитанной насквозь маслянистым запахом смерти.. этот запах она будет ненавидеть всю свою жизнь.. бензиновый дух нефти..
через сутки Мартын оглох и ослеп.. а следующей ночью умер..



«.. а моему Коту нравилось играть с ними. Он откусывал их лапы и выплевывал на пол, а наутро, мы, добивали расплодившихся за ночь инвалидов..

Кот, как и было ему положено, сгинул в вечности, а саранча осталась, она, правда, не всегда теперь появляется, а только если лето жаркое, плюс сорок пять в тени, то есть те, кто говорит, что в бане-сауне жир не вытапливается, а выползает вместе с потом, они просто не жили по 24-48-72 часа.. кто больше?.. при сорок пять плюс.. кинг сайз.. вытапливает не только жир с килограммами совсем не лишнего веса, а еще и твой мозг в придачу, и усталый череп становится похожим на аквариум, только вместо рыбок в нем плавают нетленные мощи хребтов с полуразложившимися перьями рыбьих плавников, даже в воде мумифицировавшихся, а вода, она не успевает стухнуть, она вся выходит потом.. Солнце убивает.. оно жжет.. равно-душное.. пекло..

Саранча мешала нам спать. Ей нравилось пикировать на нас посреди невыносимо душной ночи. Да, ты ведь сам помнишь это лето!.. когда спать было невозможно, когда казалось, что апокалипсис совершается прямо здесь и сейчас, когда ночью в бассейне вода напоминала своим теплом мочу лихорадочного больного, а саранча сидела вдоль натянутых дорожек и кружила в безумном танце у огромного фонаря..
Тогда-то мой Кот и взял на себя бремя охранника наших сновидений. Он бдил и ампутировал конечности врагов с бесстрашием берсерка, не для того чтобы их потом съесть.. будучи далеко не примитивным животным..

Но то время ушло.. мой Кот сгинул в вечности.. а мы с тобой с тех пор.. стали видеть разные сны»..
               


13


— Девяносто девять, тринадцатая снизу.

— Сальварсан — мышьяксодержащий препарат, применяемый для лечения сифилиса. — Он читает вслух загаданную Фреей строчку (рифма лимфа). — Сегодня на дачу к Звереву?

— Ой, да! Серж сказал в четыре.. Не хочу.. Опять пить будете.

Они сидят счастливые на заднем сидении желтого автобуса, отгородившись от всего мира в своем маленьком кукольном царстве, и изучают фармакологический справочник. Их желания сплелись в единый клубок невидимых глазу вибрирующих струн любви.. Автобус выезжает к реке. Она грязная, осеннее солнце играет бликами на ленивых волнах, по ходу оживляя лица людей, идущих вдоль ее каменных берегов в надежде на достижение своих недостижимых целей..

— Тимофеич на порог не пустит, если без водки припремся, сама знаешь.

Они подходят к лифту, она грустит? или устала так.. от перелета.. или.. от нахлынувших вдруг.. осенним московским дождем.. его-ее.. не.. воспоминаний?.

— Какой же у вас свинарник, Лёш.. поднимись к нам, возьми у Ленки веник. Надо хоть подмести. А ты стаканы сполосни и мусор выкини.

— А мне сегодня сон приснился, — Иона сидит на кровати в комнате общаги, смотрит на пасмурное небо Москвы и не слышит её — будто выхожу я из своего тела и смотрю на себя спящего, зависнув под потолком.. как м-мм.. водушный шарик.. А потом выглядываю из окна и вижу звезды.. и как будто тянут они меня к себе.. последний раз я так боялся в детстве, когда кусок шашлыка в горле застрял..

— Что за страсти такие.. Вставай, мне прибраться надо. Открой окна. Душно тут у вас, вот и фигня всякая снится.



Они окружили ее плотным кольцом около Собора Василия на подъеме к площади.

— Дай погадаю, милая.. что было, что будет, да чем сердце успокоится..

Иона подходит к ним, ступая по вымощенной серой мостовой, прозванной почему-то красной.

— А ну пошли вон! — он берет Фрею за руку и тянет из кольца окруживших ее молодых цыганок, одетых в яркие цветастые блузы и пышные складчатые юбки..

— Ой - ой - ой!.. Какой он у тебя сердитый!.

— Да ладно тебе, Иона. Мы только общаться начали.

— А тебе это надо?

— Да у меня с собой ни денег, ни украшений.. Просто интересно с ними поговорить..

— Поговорила? И хватит. Не люблю я этих..



.. «Я помню это чувство, когда стоишь на лестничной клетке и куришь.. Не-свобода.. Курить лучше за чашкой кофе, за бокалом пива, за столиком вечернего кафе, но.. я обещала хозяйке, что не буду курить даже на веранде. За окном фиолетовый закат Павелецкого.. который даже жизнь нашу влечет к закату, и мало что, наверное, теперь может тебя удивить. Но ведь удивляет.. опять и опять.. Как подцвеченное красочное небо за окном импровизированной курилки.. никогда не ночное, потому что на его освещение денег угрохано немерено..

Однако и смерть меня здесь не миновала.. Лифт пропах дешевым суровым одеколоном, от души излитым после перевозки трупа. Кто он, и отчего умер, этим не интересуешься, стараясь выплюнуть намертво въевшийся после пары минут пребывания в душной кабинке старенького лифта пряно-удушливый запах изо рта.
Заходить в него снова не то чтобы страшно.. труп он и есть труп.. нет никакого желания.. Интересно, а как его транспортировали?.. на носилках, стоймя?.. и как тогда фиксировали?.. держали с обеих сторон под окоченевшие руки?.. Ему не повезло. В какой-то раз не повезет и мне. Но я надеюсь, что меня вынесут по-людски — горизонтально. Есть, конечно, вертикальный путь.. или альтернативный (от винта!), но о нем я, если и думаю в какой-то момент, то не здесь и не сейчас. Близость со смертью, так или иначе, состоится, но это только твое.. интимное, а не чье-то еще..»..

Наверное так и ощущал себя Анатолий в своей клетке в Гиблово.. холодной и потусторонней.. рвался и бился об потолок..  грудью и мыслями, кошмарами мучаясь от немоты.. бацилл, планктонов и.. горгоно-вирусов.. а Она приняла его, как возлюбленная, и отпустила по собственной воле туда.. в никуда..

«Если лист упадет с дерева, помяните меня.. Зверева». (16)

Художник Зверев умер в декабре восемьдесят шестого. Серж Сидоров, один из его многочисленных апостолов-собутыльников, часто рассказывал ей об этом богоподобном алкоголике..



Фрея, боясь пошевелиться, сидит на стуле. Она знает по рассказам Артура, работавшего когда-то в Питере натурщиком, что позировать надо неподвижно.
Хриплый, строгий, но по-детски искренний голос бородатого мужика, схожего с лешим, одетым в огромную не по размеру рубашку-балахон (почему-то наизнанку) поверх матросской тельняшки, подбадривает ее:

— Сейчас, детуля, тебя увековечим потихонечку да помаленечку.

Его лицо искажено от напряжения, он выдавливает краски из тюбиков на ржавый поднос, в руке его большая кисть, время от времени он проводит по холсту своими пальцами, что-то царапая на нем ногтями.

На столе, за его спиной, на обычной бумаге рассыпана гречневая каша, куски ржаного хлеба, сложенные пирамидками, из них торчат полусгоревшие спички, как голые деревья на выжженных после бомбежки холмах. Из шести бутылок водки, привезенных ими для него, две уже опустошены, они сиротливо стоят на грязном полу, прислонившись к ножке высокого деревянного стола. От запаха водки, хлорной извести и вонючего табака, смешанного с густым ароматом красок, ей дурно, но она сидит терпеливо, не шелохнувшись..
 
Ионе становится скучно. Он выходит во двор. Осенний ветер гонит осыпавшуюся листву по сырой и продрогшей земле. Узкая, вымощенная кирпичом тропинка ведет его в глубь участка. Деревья, сбросившие свои листья, раскачивая ветвями, шумят верхушками, выстукивая мягкую барабанную дробь.. Иона садится на корточки у небольшого бассейна, накрытого черным полиэтиленом..
 
— Старик,  а зачем ты эту детулю ко мне привел, сам что ли рисовать не научился.. всё живопись осваиваешь?

— Не могу я ее рисовать, — Серж с благоговейным трепетом наблюдает за работой Мастера. Тот водит кончиками пальцев, смоченными тушью, по шершавой прямоугольной плоскости, из-под  их лихорадочных прикосновений на полотне возникает, как на проявляющейся фотобумаге, отрешенное лицо Фреи. Серж не знает, на кого или на что ему теперь смотреть.. Он вспоминает тот первый день.. они едва не подрались с Ионой: «она.. она будет всегда рядом с тобой, даже тогда, когда заделается твоим призраком».. Они стоят вдвоем на краю двадцатипятиэтажной крыши и смотрят друг на друга со страхом и ненавистью..

— И что в ней такого особенного? А давай-ка мы из нее Маху изобразим! Раздевайся, девушка необыкновенная.
 
Фрея встает, рывком снимает с себя майку, обнажив грудь, и вплотную подходит к Звереву.

— Извини, Толя, джинсы снимать не буду.. ребятам обещала.. да и вряд ли это тебя оживит.. Прости Серж.. Сеанс окончен..

Она одевается, хлопает дверью, выходит в летнюю ночь и видит Иону с Ариной. Они голые стоят друг против друга в темно-бирюзовых водах светящегося бассейна.. — Тебе нравится мое тело, Арина?..

Желтая луна, выглядывая из-за окрестных гор, как сторожевой маяк на заброшенной морской пристани, озаряет Фрее заросшую тропу, ведущую вниз к бурной речке, бегущей по невидимому ущелью..


http://stihi.ru/2020/06/05/3358


Рецензии