В гостях у Игоря Белавина

Дорогие друзья, мы продолжаем традиционную рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в резидентском отборочном туре и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
Весь май в нашей литературной гостиной принимает гостей замечательный поэт и, мы уверены, интересный собеседник Игорь Белавин ( http://stihi.ru/avtor/belavinio ).
Чтобы вступить в беседу с Игорем, необходимо открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в майском конкурсе БЛК (неважно, через номинацию или отбор), задать вопрос или предложить тему разговора.
Мы приглашаем в Гостиную и действующих редакторов отборочных туров. Каждый редактор в месяц своей работы может принести сюда одно свое стихотворение, отвечающее общим условиям конкурса, т.е. не попадавшее ранее в лонг-листы БЛК, ограниченное по объему и т.д.

Мы просим Игоря написать первую рецензию на этой странице, в которой высказать свои пожелания и задать тон майским литературным обсуждениям. 
Чтобы «хозяйская» рецензия не утонула в потоке следующих, ГР перенесет ее в основной текст рубрики сразу же после появления.

Рубрика только для резидентов БЛК.

-----------------------------------

Современные поэты находятся в крайне сложном положении. Мест на Парнасе во все времена мало, а претендентов на эти почетные кресла сейчас несравненно больше, нежели когда-либо раньше. За без малого три века существования русской силлабо-тоники, число людей, занимающихся или пытающихся заниматься этим видом народного творчества, выросло, судя по сайту Стихи.ру, до почтенных 840 тысяч.
Если встать на точку зрения, что поэт – инструмент языка, то согласимся, что с инструментом что-то надо делать, чтобы писать для практической пользы, а не только из потребности высказаться Поскольку «читатель обыкновенный», которому вроде бы все сказанное и предназначено, пропал как класс.
Еще недавно, а именно в 19 веке поэзия в России была сугубо элитарным занятием. Поэзию читали, поэтов боготворили, но заниматься ею всерьез рисковали считанные единицы. Считалось, что для таких занятий нужен особый дар, талант, некое избранничество. Превалировало мнение, что поэтическое творчество – вещь спонтанная, что управляется оно некими высшими силами, что стихи льются на бумагу как бы сами собой и только тогда они – поэзия. Любопытно, что такое мнение порой бытует и сейчас, только на место мистических «высших сил» нынче поставлено авторское «Я».
Верно, что стихи получаются более естественными, если автор их не конструирует, а пишет, прислушиваясь к подсознанию. «Мне с небес диктовали задачу», – сформулировала это ощущение Белла Ахмадулина. И добавляет: «Я ее разрешить не смогла». Так кто же диктует нам «с небес», если учесть, что этих самых «нас» навскидку примерно 840 тысяч?
Раньше об известных поэтах говорили, мол, они – «выразители эпохи». Ясно, 840 тысяч авторов одновременно не могут выражать один и тот же объект, пусть даже такой масштабный, как эпоха. Но выражать собственное «Я» тоже ведь глупо, какое бы оно ни было любимое да талантливое. Хорошо бы удержаться где-то посредине между внутренним и внешним... Но как эту золотую середину нащупать?
Заметим, что в 18 веке у нас поэты были, а вот самой поэзии фактически не существовало. Почитайте-ка на досуге соответствующие поэтические антологии! В то время не созрел сам русский язык, не были еще наработаны выразительные средства. Язык действительно диктует автору лучший выбор, помогает сориентироваться в теме. Из этого следует, что поэзия никогда не существует в вакууме, на острове имени «Я».
Важную роль в элитарном положении поэтов прошлого играло еще и то, что информация распространялась медленно, с помощью написанных гусиным пером рукописей и преимущественно конной почтой. Только в 20 веке искусство поэзии, выпав из рук дворянской элиты, ушло в массы. Сначала газетная бумага и радио, а потом ксерокс и Сеть сделали гуманитарные знания чем-то более-менее общедоступным. Даже у небогатого народа появилось богатство в виде свободного времени. На всю катушку заработало книгоиздание (стоит только посмотреть на тиражи «Роман-газеты»!). У многих появилась возможность не только «зависать» на работе или в собственном огороде, но и дома, попивая чаек и наполняя свое социокультурное поле хорошими образцами стиля и гуманитарного мышления. Потом «Эрика» стала брать по четыре копии зараз. И понеслось! Но отчего тогда падают тиражи поэтических книг?
Огромное количество авторов Стихиры пишет вполне грамотные в поэтическом отношении тексты. Опытные и начинающие поэты теперь могут перелопачивать тонны словесной руды, не нарушая режима самоизоляции. Другое дело, что нынешние претенденты на парнасские лавры не всегда понимают, зачем, собственно говоря, они пишут. Не ощущают, чем отличается дилетантизм от профессионального подхода. Пренебрегают классикой как эталоном. И вообще порой не любят читать какие-либо стихи, кроме своих собственных.
Когда-то Анна Ахматова написала такие строки: «А каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад». Если я сейчас начну разбирать эти строки, перелицовывая классику на свой манер, то рискую получить следующий ответ-обвинение: «Это ваша личная точка зрения, и не надо мне ее навязывать!» Так-то оно так, но между автором и читателем всегда возникает подспудный диалог, а иначе никакая литература невозможна. Если литературное произведение тихой сапой или колкой занозой вошло в социокультурное поле «современника обыкновенного», в ту общую зону восприятия, место в которой уже не зависит от свойственного нам всем эгоизма личности, тогда и только тогда имеет смысл говорить о том, что автор состоялся.
Если поэт или критик – атом индивидуальности, то отчего бы современному читателю, у которого собственная яркая индивидуальность зашкаливает, этим атомом интересоваться?
Чтобы от кого-то отличаться, причем в лучшую сторону, надо сначала узнать, что было до тебя и есть ли рядом с тобой кто-то схожий, скажем, твой двойник. Иначе неизбежно возникает эффект скрытого эпигонства (пишу, невольно подражая уже сказанным словам и отработанный схемам, хотя о том не задумываюсь) или дилетантизма (когда употребляемые автором имярек отклонения от нормы вообще не имеют отношения к искусству).
По Лотману, поэт создает свой авторский язык как вторую информационную систему, перерабатывая первую – то есть язык обыденной речи. Обыденный язык – в целом – информативен и без-эмоционален. Это так называемая нулевая ступень речи. Поэзия на уровне «нулевой ступени» – нонсенс, пустая риторика, ведь поэтический жанр заведомо обязан вносить в речь эмоцию. Но для передачи собственной эмоции автору мало уметь плакать или радоваться. Ему, вне зависимости от вдохновения, придется в процессе работы над собой выработать кой-какие яркие литературные приемы, способные передать читателю и эмоцию радости, и эмоцию горя. На этом пути автору придется пересоздать самого себя, стать на деле инструментом языка, на котором говорит современная эпоха.
Поэты привыкли удивлять. В 20 веке поэтические течения сменяли друг друга быстрее быстрого. Но, похоже, вся поэтическая терра инкогнита выразительности к настоящему времени уже изучена! Нынче все новое – это хорошо забытое старое. Теперь представьте себе современного читателя, который со всем этим поэтическим мусором давно знаком и похожие друг на друга приливные волны моды ему надоели своей монотонностью. Он давно понял, что каждая новая волна, которая накатит и схлынет, это просто-напросто волновое движение языка или всполохи авторских амбиций. Какими словесными вывертами его нынче удивишь? Да он теперь вообще разучился удивляться!
Кстати, обидное ли слово «подмастерье»? Это как посмотреть! Для поэтов 19 века – да, никто не хотел быть ни у кого подпевалой, всем хотелось в лидеры. Подражатели и эпигоны не ценились вовсе. Напротив, в 20 веке эпигонство расцвело пышным цветом. Как только появлялась какая-никакая мода, востребованная публикой, вся профессиональная тусовка бросалась туда, чтобы урвать себе кусочек читательского внимания. Правда, тогдашняя тусовка, что просоветская, что антисоветская, кое-что в мастерстве смыслила и в искусстве понимала. Увы, в 21 веке критерии мастерства капитально рухнули, ведь нынче что ни «обубликует» автор в Интернете, а то и в печатном виде, все ладушки. Ближний круг похвалит, а остальное как с гуся вода.
Триада литературоведения гласит, что автору ради проверки качества надо задать три вопроса – «что?», «как?» и «зачем?». Будем считать, что с вопросом «как?» разберется сам автор. Попробуем сделать довольно смелое утверждение насчет вопроса «что?». Очень вероятно, что привычное содержание в современных стихах отходит на второй план. Ну что нового может сказать современный автор своему читателю, который сутками сидит в Интернете? Пространство стихотворного текста небольшое по размеру, поэтому детали того мира, который видит автор в своем воображении, всегда отражены очень скупо. Поэтому чаще всего изображается какой-нибудь знакомый читателю ментальный пейзаж или уж совершенно фантастический. А философская лирика давно уступила место поэзии хайпа.
Кстати, напомню слова великого немецкого поэта 20 века Готфрида Бенна: «В поэзии содержание принадлежит всем, и только форма – автору».
Сделаем еще одно смелое утверждение. Главный вопрос нынче – это вопрос «зачем?». Важнейшим качеством современного поэтического произведения является наличие «месседжа». Будем считать, что месседж – не только творческий посыл, но и способ выбора инструментария для организации поэтического текста.
Можно выделить по крайней мере три класса поэтических текстов, каждый из которых имеет свою концепцию месседжа, а именно: а) стихотворение с классическим литературным антуражем (описания природы, конкретики сельской и городской жизни; гражданская лирика; частично – философская лирика); здесь месседж формируется за счет обновления традиции, актуализации важных идей прошлого, защиты моральных устоев общества; б) актуальная поэзия, содержательно связанная с элементами новизны, оформляющейся в окружающем поэта мире; здесь сама новизна, эмоциональный показ нового являются авторским месседжем, а реальность, в зависимости от умонастроений автора, рисуется либо в радужных, либо в черных тонах; в) эстетская поэзия, занятая поисками красоты в неких условных жизненных обстоятельствах, и не важно, что послужило источником вдохновения для эстета, цветы добра или цветы зла.
Исходя из вышесказанного, будем считать, что для современной поэзии характерны три вида «месседжей»: 1) классический месседж; 2) актуальный месседж; 3) эстетический месседж. Чем точнее автор следует своему месседжу, тем более цельным окажется его произведение
Вот примерно с этих позиций я, Игорь Белавин, и попытаюсь вести разговор с авторами в Литературной гостиной БЛК на протяжении мая 2020 года. Оставайтесь, пожалуйста, дома!


Рецензии
Игорь, добрый день. По совету одного из уважаемых экспертов майского тура - Александра Фральцова - решил прислать стихотворение, которое на отборе не получило ни одного "да". При этом двое из экспертов отметили, что жанр, в котором написано стихотворение, будет неинтересен редакторам при оценке ( если стихо попало бы в "лонг"). Цитаты:"от меня - Нет,прежде всего потому что не понимаю, чего такого необычного могут сказать эксперты по классической балладе. А вот сходить с текстом к Игорю Белавину в гости будет не лишним, мне кажется)" (Фральцов).
"Стих хорошо скомпанован и я бы на любом другом конкурсе сказал да. Но романсовый стиль для наших экспертов меня озадачивает - стоит ли? Не то, чтобы я экспертов жалел... )(Саша Неместный).
Вот эта интересная позиция и есть первый вопрос для обсуждения!))
*

«Ах, Наташа, Ваши губы слаще, чем гречишный мёд.
От зарубы до зарубы жизнь гусарская течёт
в сладких брызгах струй Шампани, в томных встречах тет-а-тет».
– Эй, поручик, вы достали, прекращайте этот бред.
Да, не мучайте гитару, чёрт возьми, не до гитар!
И, поверьте, комиссару наплевать, что вы «гусар».

«Ах, Наташа, Ваши очи так безумно хороши.
Под покровом тёмной ночи мчится тройка. Ни души.
Вот священник удивится и спросонья не поймёт».
– Эх, поручик, не отбиться – переклинил пулемёт.
Сорок метров… Сабли к бою… А убьют – так наплевать.
Видно, нынче нам с тобою за Россию погибать!

«Ах, Наташа, Ваши руки так заманчиво нежны.
Мне, поверьте, не от скуки Ваши пальчики нужны.
Если б только прикоснулись, я б смутился, как кадет».
– Эй, поручик, вы очнулись? Уносите в лазарет.
Зацепило вас немного, слава богу, не всерьёз.
Нам теперь одна дорога: Севастополь иль Форос.

«Ах, Наташа, Ваши плечи бе`лы, словно молоко.
Эти вздохи, эти речи – в них влюбиться так легко.
Наяву? Иль Вы мне снитесь? Те, кто видел, те поймут!»
– Эй, поручик, торопитесь. До отхода пять минут.
Ранним утром – ветер с моря, на причале суета:
кто-то плачет, кто-то спорит, кто-то знает – навсегда.

«Ах, Наташа, Ваши ножки так изящны и стройны.
Но гусар, увы, не может без веселья и войны.
И прошу – не поминайте, не смущайте мой покой».
– Эй, поручик, заряжайте. Перекинемся с судьбой.
Жребий! Вам сегодня первым начинать на раз-два-три.
Славно пощекочем нервы. С богом, чёрт меня дери!

«Ах, Наташа, Ваши письма прочитает капитан
и тихонько прослезится, вот чувствительный болван.
А потом ответит почтой, дескать, выбыл из рядов…»
– Эх, поручик, жалко очень! Первый выстрел и «готов».
До стамбулов и босфоров – сутки. Там приют и кров.
Я добавил шесть патронов*. Из рядов так из рядов.
_________________________________________

* в семизарядный барабан нагана.

С уважением!

Сергей Непоэтов   22.05.2020 16:47     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!
У меня, если вы читали преамбулу, критерии довольно жесткие. Но мои придирки, надеюсь, вы воспримите очень спокойно, как сравнение «себя любимого» с неким спектром авторов, которые в целом давно умерли. А ведь эксперты относятся к вам всем, как к относительно живым? Я считаю, что попав в БЛК, мы уже не можем полагать себя защищенными от сравнения, скажем, с Игорем Северяниным или (скажем) с поэтами недавних советских времен. Ну, рецензенты ведь тоже люди? Меня часто спрашивают: «А какое вы имеете право сравнивать?» Ответить на этот сакраментальный вопрос я не берусь.
Еще о жанрах. У меня в других рецензиях немного упомянут вопрос жанровой поэзии. На мой взгляд, есть «высокая» поэзия, а есть жанровая. Если эквилибрист кидает вверх всего три предмета, ему в цирке нечего делать. А если он кидает вверх трех слонов разом?
Если вы понимаете, что пишете «в жанре», то критерии такие «эквилибрист в жанре». То есть, техника прежде всего.
Баллада балладе рознь. Есть знаменитый «Вересковый мед», и это уже не просто баллада, а жанр сопротивления банальному взгляду на вещи.
Дальше уже по делу.
1. Направление, метод, общий подход
На мой взгляд, вы не определились с жанром. С одной стороны, замах есть, энергетика, эмоции – все на месте. С другой стороны, вы пошли в лес по дрова, а какие дрова в поэзии? Был когда-то такой автор, Васильев («Стихи о Наталье» и многое другое). Вы работаете в его нише, хотя навряд о нем слышали. Вот эта голая эмоция оттуда. Ему впервой, ясно, проще. Все вторые – вторичны.
Однако Васильев работал в реалистическом ключе, а вы берете стиль «куртуазный маньеризм» а ля Степанцов, и смешиваете его со стилем Васильева.
(Кстати вопрос: а то что я что я упоминаю, вам известно? Тут дело не в том, чтобы вы читали все что ни попадя, но поэт «снова» не живет в без воздуха. А там, где до него кто токо не гулял)
Вот и ваша энергетика, настоящая, сильна, упирается в пустоту.
2. Речь, стиль
Вот мой день был гусар, конный разведчик в первую империалистическую. Действительно,
пил шампанское из башмачка. А потом эту даму без башмачка вполне могли спьяну утопить в ванне с шампанским (это чуть после 1914). Хотя все они были гусары и герои. Ну. погорячились...
А вы о чем? Если о куртуазном маньеризме, то и чекист у вас обязан быть таким же куртуазным, как его оппоненты. Если о реализме, то извольте выбирать выражения.
Опять-таки, стиль плывет, то это, то... ну совершенно черт знает что!
3. Сюжетная линия, модель месседжа (это для меня самого что-то новое!)
Думаю, что у вас плывет не столько жанр, сколько месседж. О чем ваше стихотворение? Если об эстетике погони, это эстетический месседж. Если о философских, об этических размышлениях и выводах, то классический. Попробуйте сами себе задать этот вопрос. Куда несет вашего лирического героя? Похоже, вы пересказываете сюжет пушкинской «Метели». Ну, посмотрим.
1) Поручик-жених. Неважно, что из гражданской войны, спьяну да в метели легко и перепутать;
2) Свадьба с чужой невестой по дороге на войну (а какая война? Кто его знает)
4. Поэтический жанр.
Я определю жанр как фантасмагорию. И вы думали, что рецнзенты вот так сразу вас причислят сюда? Я далеко не убежден, что в то й словесной каше, которую вы создали, вообще кто-то в здравом уме отыщет тут фантасмагорию?
Жанр, давно вышедший из употребления. Ну, написали б что-то вроде фэнтези или ужастика.
5. Резюме
Как фантасмагория, пойдет. Но вы (я уже это говорил по поводу «Африканской ночи» Елены Анирус) нагрузили стиш таким количеством материала, что тут черт ногу сломит.
Я бы назвал это явление, если вы не обидитесь, непрофессионализмом. Дело ведь не в том, что вы или кто-то из номинантов, не умеете писать стихи. Отнюдь! Но если высокое поэтическое мастерство автор тратит на раскалывание пустого ореха, я перестаю понимать, к чему все?

Белавин Игорь Песни   22.05.2020 18:17   Заявить о нарушении
Игорь, спасибо за столь обстоятельный ответ! Я, естественно, не обижаюсь, странно бы было...))
*
По жанру: я не думаю, что это баллада (как определил один из уважаемых редакторов), я так же не думаю, что это фантасмагория, как показалось Вам. Это стихотворение называется "Полуроманс". На неудачное, по его мнению, название мне, кстати, указал Фральцов ("И с названием лучше так не поступать всё-таки." Я, конечно, понимаю, что называть поэму "Поэмой", сонет "Сонетом", а романс "Романсом", было бы не правильно, но тут название само по себе несёт самый толстый намёк на то о чём стихотворение. Это смесь обычной военной лирики, немного оттенённой то патриотической, то приниженной лексикой боевого офицера, что в конкретных обстоятельствах вполне оправдано, и известного лирическому герою романса, предыдущего века. Гусарская тема - это только, как бы текст романса, который поёт белый офицер сначала перед боем, затем в бою и т.д. Эти строки даже в кавычки взяты, как цитаты, из некоего произведения. А в трёх последующих речь идёт о взятии красными Перекопа, отходе белой армии в Крым, и попытке эмиграции двух друзей-офицеров в Турцию с последними пароходами... ну, и логичный исход, в качестве кульминации и развязки одновременно. Что здесь может быть фантасмагоричного? Фаснтасмагория это, например:"Входит Пушкин в лётном шлеме, в тонких пальцах - папироса..." и т.д. А где в данном стихотворении признаки фантасмагории? А что в тексте можно отнести к "куртуазному маньеризму"? Разве, что "в сладких брызгах струй Шампани" и то с большой натяжкой.
Васильева и Степанцова я, как Вы и предположили, не знал. Наверное, что-то потерял, буду знакомиться.
О пересказе "Метели" и поручике-женихе - как мог постарался объяснить. В романсе, который распевал перед боем под гитару реальный белый поручик, действительно такие герои присутствуют.
*
Спасибо Игорь. Теперь у меня для данного стихотворения будет ещё одна авторитетная оценка. Стало более понятно, что мне, как автору, пока не удалось передать читателю, заложенную в задумке мыслю.)

P.S: Про чекиста - не понял. Его там просто нет. И быть ему более куртуазным при любом раскладе вряд ли получится!))

Сергей Непоэтов   22.05.2020 21:09   Заявить о нарушении
Не думаю, что автору имеет смысл вмешиваться в дела критиков.
Фантасмагория (кино) — поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.
Ясно, что автор не будет бегать с ворохом критических статей к читателю и объяснять, что он написал. Я привел вам определение жанра, похоже, вы написали именно это. Вам полегчало?
Такие споры и есть отголосок непрофессионализма (без обид, надеюсь).
То, что автор не понимает жанр, в котором пишет, это нормально. Плохо, что современный автор вообще находится в стороне от всего: от критики, от читателя, от издателя.
Мало ли что вы назвали свое произведение «Полуроманс», его можно назвать «Целоромансом», «Антиромансом» или чем-нибудь еще, от этого ровно ничего не изменится. Либо вы пишете в жанре (понимая жанр), либо как душенька того захочет.
Во втором случае при всем таланте вы обречены на забвение, на бессмысленные метания.
Положим, у вас будет круг адептов, которые будут бегать за вами и орать: Полуроманс, полуроманс! А такой жанр вообще есть? Нет такого жанра! Вы хотя бы у Квятковского посмотрите.
Какая военная лирика, если ваш ЛГ не понятно, в какой эпохе находится? То в него тройка скачет,
вьется снег из-под копыт, то комиссар возникает, аки тать в ночи. Вы на досуге посмотрите, кто таки были «комиссары» и в какое время жили. Ваши образы навеяны литературой, а вовсе не реальными событиями гражданской войны. Детали все перемешаны. Ваша «Наташа» из «Войны и мира» Льва Толстого, а не из «Хождения по мукам», как вы, вероятно, предполагали.
Ну ладно, дальше дело ваше. Я лично умываю свои коронавирусные руки.

Белавин Игорь Песни   22.05.2020 21:58   Заявить о нарушении
Игорь, я не предполагал, что моя скромная попытка объяснить, то что о чём данное произведение, вызовет такое раздражение. ))
Странно другое - вы свои предположения (типа,"а не из «Хождения по мукам», как вы, вероятно, предполагали.") приписываете мне, а потом с ними же и спорите. Я так абсолютно не предполагал. Жанр "Полуроманс" я не изобретал. Это всего лишь название данного конкретного стихотворения.
Попытаюсь ещё раз объяснить о чём произведение (ответа уже не жду!)))
Первая часть каждой строфы - это строки из "известного" героям романса, возможно и времён "Войны и мира", а может более раннего и позднего - не имеет значения.
Один герой напевает его сначала реально под гитару... потом второй продолжает его напевать в голове... на фоне реальных происходящих с ними по сюжету событий.
Еще на счет каши - не согласен. Всё чётко структурировано.
1. Перед боем.
2. Бой.
3. После боя - ранение, намерение отступать.
4. Посадка на пароход ( предположительно в Севастополе)
5. Игра в русскую рулетку с товарищем.
6. Принятие решения о самоубийстве.

Где здесь каша?
В какой эпохе находится герой - тоже, естественно, понятно. Вот этот дешёвый стёб:"То в него тройка скачет,вьется снег из-под копыт, то комиссар возникает, аки тать в ночи." - никакого отношения к моему тексту не имеет.
*
Спасибо за плодотворную работу!
*
Пы, сы: Вы, наверное, давно не пересматривали неплохой советский фильм "Два товарища".
Удачи!
Достойное советское кино.

Сергей Непоэтов   22.05.2020 22:39   Заявить о нарушении
Вы очень странно понимаете задачу критики. Ну какое раздражение? Критик, в отличие от автора, человек книжный, раздражаться не обучен. Однако...
Вы упоминаете слова типа «Ваши предположения...». Ну, какие предположения? Если у вас появляются «комиссары», то ясно, что это эпоха «Хождения по мукам». Кто написал роман и чем он отличается от приснопамятного Льва, легко посмотреть в Сети.
Если вы называете свой жанр «Полуроманс», то извольте посмотреть, есть ли такой жанр в природе литературоведения. Вопрос ведь не в вас лично, а в ситуации. Не обо мне речь, а о ситуации. Вы, выстроив любопытный эксперимент, начали отстаивать не сами стихи, а свое понимание современного бреда. Вы что ж, полагаете, что можно нести бред, и я пройду мимо? Это зря.
Я, естественно, обычный человек. Порой раздражаюсь. Если мне наступят в троллейбусе на ногу, могу и выругаться. Но здесь, на площадке БЛК, меняя заботит исключительно словарь Квятковского и хоть какое-то понимание литературного процесса.
Вы, как автор, воспринимаете свое произведение «по частям», это взяли оттуда, это понимаете так-то. Но вынося произведение на публику, вы должны понимать (конечно, «должны» это резкое слово, не хотите – не надо), как устроено публичное пространство. Вы примерно говорите так: я сам знаю, как оно устроено, перестаньте меня учить! Я вам говорю: нет, батенька, вы не правы! Кто из нас раздражается? Не хотите слушать, так и не надо. Живите себе в своей фантазии, и думайте, что это – реалити-шойгу.

Белавин Игорь Песни   22.05.2020 23:02   Заявить о нарушении
Я сдался!
Спорить с авторитетным критиком не бу...)
*
Буду считать, что эксперимент не удался!
Спасибо Вам, Игорь!
*
Приходите почитать мою поэму "Геолог". При наличии времени, естественно.
Вот где для Вас будет раздолье!)))
http://stihi.ru/2016/03/16/10560

Сергей Непоэтов   22.05.2020 23:19   Заявить о нарушении
Разве я сказал, что стиш мне не понравился?
Экие вы авторы!
Я с того и начал, что в рамках жанра (неважно, понимает ли автор
жанр, который у него выходит)
вы свой контент реализовали
пусть это не то, что вы задумали, ну так бывает
я поэму посмотрю, я всегда по возможности отзываюсь
и напишу сюда, если вы не против
таковы правила публичной игры

Белавин Игорь Песни   22.05.2020 23:30   Заявить о нарушении
Я, конечно, не против!
Спасибо.
Извините за непонятки!))

Сергей Непоэтов   22.05.2020 23:34   Заявить о нарушении
Сразу оговорюсь (а то вы авторы обидчивые), что мое слово здесь мелкое
и проходное
у меня насчет вашей поэмы впечатление двойственное
попытаюсь объяснить суть вещей
Дело в том, что слог у вас чистый, без дилетантских глупостей
И если бы вы поработали с серьезным издательством, с опытным редактором,
то довести поэму «Геолог» до ума было б пара пустяков
Читать ее в выдержках (как я и читал сейчас), одно удовольствие
Но читать все подряд (ну, поверьте, знаю) будет мука мученическая
Почему?
А вы не компонуете ее в профессиональном смысле как единое произведение
Уточняю
Есть понятие «композиция», ну, например, если есть описание ****ок, желательно,
чтобы оно не повторялось, было б увязано с определенной философией сюжета, не выпирало бы
как единственное удовольствие в каждом моменте повествования. Разврат в такой поэме не «лучшее, что у меня было в жизни», а просто эпизод в сюжете.
Вам пока кажется (не обижайтесь), что описание ****ок нужнее всего читателю... Отнюдь!
Если бы вы писали в жанре Баркова (а такое чтиво на каждом углу), то тогда
к чему все остальное, все реальные детали? У вас в поэме есть серьезный замах на некие обобщения, на описание времени, на понимание жизни «этих» людей,
что-то от серьезного эпоса, однако все это размыто в куче ненужных бытовых подробностей.
На самом деле, ваша поэма – хорошая заготовка для будущей переработки в печатный уровень.
Надо ли это вам, кто вообще возьмется это издать, мне неведомо. Есть такая Ольга Шишкова, написавшая поэму о Камчатке. У нее выше компоновка и шире взгляд, у вас куда выше стилистика. Я бы на месте какого-то камчатского издательства объединил ваши поэмы в один сборник (ясно, что вашу надо сократить примерно на треть, а вы, я надеюсь, доведете стиль Шишковой до ума). Я, конечно, не берусь предсказать реальную судьбу Вашей поэмы, но в ее публикации вижу смысл.

Белавин Игорь Песни   23.05.2020 00:21   Заявить о нарушении
Игорь, приветствую. Рад, что Вы посмотрели "Геолога", рад, что слог Вам понравился. Понимаю, что читать такую длинную вещь полностью времени ни у кого нет. Спасибо за добрые советы. Когданить у меня дойдут руки до того, чтоб кое-чего поправить и, может даже, опубликовать.
*
Благодарю. Рад знакомству.

Сергей Непоэтов   23.05.2020 09:48   Заявить о нарушении
Спасибо и вам, Сергей
буквально несколько слов напоследок
естественно, не надо кидаться что-то править, дело не в этом
вся литература находится в одинаковой ситуации закрытия точек продаж книг
и ухода авторов в свободное плавание
тут каждый выплывает как может, а читатель в растерянности
мой критический метод состоит в том, чтобы выработать определенные эталоны
восприятия , оценки, какие-то более-менее понятные критерии
на основе уже существующей, доказавшей состоятельность литературы
это так называемый сравнительный метод
это как бы я сравниваю вас с Пушкиным или кем-то из великих
выглядит странно, поскольку современный автор так не мыслит
так что не обижайтесь, с этой точки зрения у всех свои недостатки
Удачи!

Белавин Игорь Песни   23.05.2020 10:39   Заявить о нарушении
Друзья, все же словарь Квятковского (60-е годы) - это не то "пособие", которое можно считать заслуживающим доверия в наши дни.Он ужасно устарел, а в ряде случаев был устаревшим и во время выхода. Жаль, что из всех подобных словарей он в сети получил наибольшее рвспространение. В ряде случаев Квятковский дает, на мой взгляд, более верную интерпретацию, чем другие авторы, но этих случаев не так уж много... Уже т.н. Краткая литературная энциклопедия (60-е-70- годы), которая вовсе не "краткая", дает более толковую картину литературных форм и проч.


Редактор Блк   23.05.2020 12:50   Заявить о нарушении
Во-первых, большое спасибо Редактору БЛК за помощь
и блестящую организацию сообщества
во-вторых, высказываю свою личную точку зрения по поводу Словарей.
Я думаю, что следует разделять, какие словари нужны автору,
а какие - организаторам литпроцесса, литературоведам, критика и так далее.
Я полагаю, что автор может ограничиться знаниями общего типа, без особых подробностей, иначе когда ему писать что-то свое?
Ну а для всех остальных участников литпроцесса привожу список некоторых полезных изданий (для справки):
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962—1978.
Литературоведение // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001.
Литературоведение // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
Вадим Руднев. Словарь культуры XX века. http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt
А.П.Квятковский Поэтический словарь. http://wysotsky.com/0009/150.htm
К Руднневу можно относиться по-разному, но в любом случае там есть интересные словарные статьи


Белавин Игорь Песни   23.05.2020 13:54   Заявить о нарушении
Игорь, спасибо за ссылки!
Ваша мысль понятна... но ведь и с чисто практической точки зрения Квятковский нередко дает "руководящие указания", которыми было бы неправильно пользоваться.

Я уж хотел было залезть в детали, но подумал, что им не место именно под этой рецензией.
Все бы ничего, и определенные достоинства есть и этого словаря, но в наше интеренетное время, увы, словарь Квятковского - наряду с Википедией (которой верить вообще нельзя) - стал наиболее часто цитируемым справочным пособием по самым разным литературным вопросам. А он такого положения, во всяком случае сейчас, не заслуживает.
Представьте себе, что люди сейчас, в 2020 г., будут строить мнение о верлибре, исходя из словаря Квятковского? :)

Редактор Блк   23.05.2020 16:50   Заявить о нарушении
О другом:
Игорь, спасибо за то, что вводите в разговор имена, которые важны для истории литературы, но нашим авторам зачастую неизвестны. Понятно, что всех знать невозможно, но, скажем, Павел Васильев (1910-1937) или Вадим Степанцов (г.р. 1960) - поэты, без которых история русской поэзии неполна.
Кстати, до сих пор я ценил Васильева больше как лирика, а тут, после Вашего упоминания, заглянул в его поэмы. Ну, здорово! http://az.lib.ru/w/wasilxew_p_n/text_0100.shtml
Вадим же Степанцов однажды и к нам заглянул http://stihi.ru/rec.html?2012/01/01/7382 , но тогда по формальной ошибке его заявку не стали рассматривать (на самом деле Вадим был зарегестрирован на Стихире много раньше, чем подал заявку). Вот, жаль.)
И.

Редактор Блк   23.05.2020 17:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.