Есфирь

Есфирь, царица Персидская.
     История там такая: царь Артаксеркс за непослушание и надменность лишил царского достоинства царицу Астинь. Все это  происходило в Сузах, столице Ахеменидов,  первой империи персов, где проживало половина населения мира. В империи было 20 сотрапий (в библии написано правда 27 областей),  Израиль с Сирией и Ливаном входили в состав сотрапии Заречье.  Сузы – это несколько восточнее Вавилона.
     Евреи там жили после переселения их Навуходоносором, царем Вавилонским. Был среди них Мардохей из колена Вениаминова, и была у него воспитанница Есфирь, дочь его дяди, девица сказочной красоты. Артаксеркс быстро провел конкурс красоты, и Есфирь ему приглянулась, так что он выдал ей притиранья и приставил к ней семь девиц из царского дома, притираться нужно было двенадцать месяцев. Когда пришло время каждой девице входить к царю Артаксерксу, Есфирь царю понравилась более всех жен, и он возложил царский венец ей на голову и сделал ее царицею вместо Астинь.
    В это время царь возвеличил некоего Амана, и вознес его выше остальных своих князей. Все служащие при царе кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц. Аман сильно злился,  и вот однажды донесли Аману, что Мардохей - Иудеянин. И показалось Аману ничтожным наложить руку на одного Мардохея, он решил истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса.  Аман пошел к Артаксерксу и объяснил ему, что есть такой народ, разбросанный по всему царству, и что законов царя они не выполняют. Для подтверждения серьезности своих намерений Аман предложил отвесить десять тысяч талантов серебра в царскую казну. Артаксеркс тут же отдал Аману свой перстень, чтобы тот скрепил им указ против Иудеев.
    Тут вмешалась Есфирь, она никогда не называла Артаксерксу народа, к которому она принадлежала сама. Дальше все было просто: она пригласила Артаксеркса и Амана к себе на пир, и Артаксеркс постоянно приставал к Есфири, желая выполнить любое ее желание, хоть полцарства готов был отдать. В конце концов,  Есфирь рассказала Артаксерксу о своей проблеме, и повесили Амана на дереве, которое он сам приготовил для Мардохея. Дальше Артаксеркс разослал во все свои провинции послания на соответствующем языке, что он позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту своей жизни, и истребить, убить и погубить всех, которые во вражде с ними.
     Всего, не считая убитых в Сузах, Иудеи умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч.  (Есфирь. Гл 9:16). С тех пор 13 и 14-е месяца Адара празднуется  как Пурим.
Ну и еще один фрагмент Книга Есфири:

«Собрались Иудеи по всем областям царя Артаксеркса, чтобы наложить руку на зложелателей своих; И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле.
В Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек.
В тот же день царю донесли о числе умерщвленных в Сузах, и сказала Есфирь: если царю благоугодно, то пусть бы позволено было Иудеям, которые в Сузах, делать то же и завтра, что сегодня, и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве. И приказал царь сделать так; и дан на это указ в Сузах, и десятерых сыновей Амановых повесили».
     Это было в тринадцатый день месяца Адара; а в четырнадцатый день сего же месяца они успокоились и сделали его днем пиршества и веселья.  Иудеи же, которые в Сузах, собирались в тринадцатый день его и в четырнадцатый день его, а в пятнадцатый день его успокоились и сделали его днем пиршества и веселья. (Есфирь 9:17-18)
   И приняли Иудеи то, что уже сами начали делать, как Аман, враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, жребий, об истреблении и погублении их,  и как Есфирь дошла до царя, и как царь приказал злой замысел Амана, который он задумал на Иудеев, обратился на голову его, и чтобы повесили его и сыновей его на дереве. Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур (жребий). Поэтому постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их. (Есфирь 9:23-28)

     Наверное, я что-то не понимаю в торжестве справедливости, но неповинных детей вешать на дереве – странная справедливость и возмездие, да и гордиться здесь нечем и праздновать нечего. Но это просто оценочное суждение. Насчет детей: тут ничего удивительного нет, просто времена были другие, вспомните хотя бы убийство 70-ти детей погибшего в битве с Сириянами царя Ахава царем Ииуем, причем он сделал так, что те, кто должен был охранять юношей и сдувать с них пылинки, сами их и убили, а Ииую принесли корзины с их головами. Ему осталось только утром насадить головы на пики и расставить на обозрение подданных.
Пурим считается самым веселым еврейским праздником! Имейте это в виду, это праздник с многовековыми  традициями.  Так в истории бывает. Сейчас Пурим —  праздник радости, во время которого много пьют и едят. Пурим напоминает о победе евреев над их врагами, победе свободы и доброты над злом.
Я продолжаю серию: «Патриархи, пророки и цари Израильские»

Фото: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Артаксеркс Аман и Есфир». 1660 ГМИИ имени А. С. Пушкина
26.10.2021


Рецензии