Учёный мальчик

(по мотивам монгольского фольклора)

В одном затерянном аиле
Жил беззаботный паренёк.
Родители его любили,
Отрадой был для них сынок.

Но как-то раз случилось горе:
Их мальчик без вести исчез.
Отец не мог найти покоя,
Мать пролила немало слёз.

С тех пор три года пролетело,
Как вдруг домой вернулся сын.
Поверить матушка не смела
Своим глазам при встрече с ним:

«Где же ты был все эти годы?
Куда исчез, куда пропал?
В каком краю терпел невзгоды,
Что видел и о чём узнал?»

«В далёких землях я скитался,
В далёких странах побывал.
Ума повсюду набирался,
Повсюду знания искал.

Я обучился трём наукам:
Год первый грамоту учил,
Второй год музыкальным звукам
Свой ум и сердце посвятил.

Год третий я тренировался,
Учился в шахматы играть,
И в мастерстве соревновался,
И научился побеждать.

Все эти годы встречи с вами
Я с нетерпеньем ожидал,
Мечтал увидеться с друзьями
И рассказать, что повидал».

 
Однажды мимо их аила
Держал дорогу караван
И на ночлег набраться силы
Остановился на привал.

Мальчик узнал, что караваном
Руководит богатый князь.
Его он встретил утром рано
И обратился, поклонясь:

«Моё почтение. Скажите,
Куда идёт сей караван?
Вопрос за дерзость не сочтите:
Кому везёте свой товар?»

«Мой путь лежит через барханы
К правителю большой страны.
Великому степному хану
Везу товар. Что ищешь ты?»

«Продать пришёл». – «А что ты хочешь
Мне для продажи предложить?»
«Себя». – «И сколько же ты просишь?»
«Мешка монет должно хватить».

Князь возмутился: «Вот бездельник!
Смеяться вздумал надо мной.
Наверно, думает, что денег
Не соберу. Ну что ж, постой!

Я проучу тебя, мальчишка», –
Подумал раздражённый князь
И золотых монет с излишком
В мешок насыпал не скупясь.

Мешок родителям отправил,
В другой – мальчишку посадил,
Письмо с посланием составил
И на рубашку прицепил.

Зашил мешок своей рукою,
Позвал двух слуг и повелел
Вернуться с ношею живою
В далёкий княжеский удел.

Когда назад спешили слуги,
В дороге мальчик дивно пел
О днях счастливых, о разлуке,
О чём мечтал, о чём жалел.

И слуги, сжалившись, порвали
Зашитый накрепко мешок
И мальчика с колен подняли,
Внимая звонкий голосок.

Все вместе к вечеру добрались
До речки, скрытой камышом.
Здесь на ночлег они остались,
А мальчик острым голышом

Тростинку срезал, аккуратно
В ней камнем дырочки пробил.
Работал быстро, ловко, ладно:
Простую флейту смастерил.

Затем играть искусно начал
Так, что, заслушавшись его,
Уснули слуги, ну а мальчик
Открыл и прочитал письмо.

В нём был приказ: «Повелеваю
В тюрьму мальчишку посадить
И строго охранять. Желаю
С ним по приезде говорить».

Мальчик порвал и скомкал разом
Посланье князя, а затем
Придумал новое с приказом,
Которым настрого велел:

«Как сына мальчика принять,
Ничем свободы не стеснять.
Заботиться о нём примерно,
Оберегать покой всемерно,

Одеть, как следует кормить
И в лучшей юрте поселить».

Письмо сложил и запечатал,
Как будто и не открывал,
А старое под камень спрятал
И до рассвета задремал.

Когда до княжеского дома
Путь оставался недалёк,
Мальчишку попросили снова
Залезть в удушливый мешок.

С мешком в руках добрались слуги
До юрты, где приказчик жил.
Шли, задыхаясь от натуги,
Порядком выбились из сил.

Приказчик слуг усталых встретил,
Мешок немедля развязал,
Письмо у мальчика приметил
И с удивленьем прочитал.

«Зачем с отеческой заботой
Князь просит мальчика принять,
Но сам при этом отчего-то
Решил в мешке его скрывать?»

Вопросом голову ломая,
Письмо приказчик передал
Супруге князя. Замирая,
Мальчишка рядышком стоял.

Письмо княгиня прочитала
И, на юнца возведши взор,
Прислуге строго приказала
Заботиться о нём с тех пор.

Стал мальчик жить, нужды не зная:
Ел, пил и делал что хотел,
И, днями напролёт гуляя,
На мир с улыбкою глядел.

 
Однажды он узнал, что люди
Не ходят к западным холмам,
Что все боятся их до жути
И мало кого встретишь там.

Как оказалось, в той округе
Один жестокий хан живёт.
Тот, кто попался к нему в руки,
Живым так просто не уйдёт.

Хан своим жертвам предлагает
Один раз в шахматы сыграть
И каждого, кто проиграет,
Повелевает убивать.

Искусный мастер, хан умеет
И любит в шахматы играть,
Он от побед своих звереет,
С ним никому не совладать.

Мальчик подумал: «Ведь недаром
Я столько времени провёл,
Играя в шахматы, недаром
Немалый опыт приобрёл.

Я мог бы с ханом побороться
И партию сыграть разок.
Кто знает, чем всё обернётся.
Надеюсь, в этом будет прок».

Едва малец на холм поднялся,
Как за спиной раздался крик:
«Дружок, ты как здесь оказался?
А ну постой!» И в тот же миг

Мальчишку стражники схватили,
Скрутили руки, повели,
Толкали, били, торопили,
Насильно к хану привели.

«Зачем ты ходишь здесь?» – зевая,
Спросил его жестокий хан.
«Порядков местных я не знаю,
Просто в окрестностях гулял».

«Гулял… Ну что ж, давай с тобою
Сыграем в шахматы, но знай,
Что ты простишься с головою,
Коль проиграешь. Начинай!»

«Помилуйте, ведь не умею
Я толком в шахматы играть…»
И мальчик попросил, бледнея:
«Позвольте мне уйти». – «Молчать! –

Воскликнул злобный хан. –
Как смеешь меня об этом умолять?
Мне дела нет, что не умеешь.
Жить хочешь – начинай играть».

«Играть, так с равными правами, –
Промолвил юноша в ответ. –
Давайте установим с вами
В игре взаимный паритет».

«Как ты сказал? – хан рассердился. –
Попробуй выиграть сперва,
А после мы договоримся,
Какие у тебя права».

«Так не пойдёт. Вы говорили,
Что не сносить мне головы,
Коль проиграю, но забыли
О том, что правила игры

Для всех участников едины –
Перед игрою все равны:
И короли, и дворянины,
И безымянные рабы.

А посему при неудаче
И вы, великий хан, увы,
Согласно правил, не иначе,
Должны лишиться головы.

Вам предлагаю на бумаге
Эти условия принять,
И, верные своей присяге,
Приступим в шахматы играть».

«Меня великим шахматистам
Не удавалось победить.
Нахала одолею быстро
Пощады будет он просить», –

Подумал хан, а вслух ответил:
«Ну хорошо, быть посему».
И вызвав писаря, отметил,
Что должно записать ему:

«Тот, кто из нас двоих сумеет
Игру победой завершить,
Право законное имеет
Главы соперника лишить».

На договор печать поставил
И рядом с шахматной доской
Две сабли острые оставил
Своею собственной рукой.

Первую партию сыграли –
В итоге пат пришлось признать.
У хана руки задрожали,
Стал липкий страх его терзать.

Вторую партию пытался
Хан отыграться что есть сил,
Но не сумел, как ни старался,
И мат в эндшпиле получил.

Хан отшатнулся, мальчик быстрым
Движеньем саблю подхватил,
Взмахнул клинком стальным со свистом
И мигом голову срубил.

И люди той страны не знали,
Как мальчика благодарить,
Как радость выразить словами,
Что смог народ освободить.

Ведь каждый день тиран кровавый
В игру любимую играл
И ежедневно для забавы
Себе кого-нибудь искал.

Тем временем домой явился
Тот князь, что мальчика купил,
И откровенно удивился,
Когда узнал, что пропустил.

Он за нежданное спасенье
Героя щедро наградил
И, оказав ему почтенье,
До дома лично проводил.

Вернулся мальчик в край родимый,
Поцеловал отца и мать
И с ними, мирный и счастливый,
Остался жить да поживать.


Рецензии
Тимофей,очень интересная история,с удовольствием прочитала.

Любовь Исак 2   21.12.2020 08:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.