Гусар

Ах, как же славно быть гусаром!..
     Нести хмельной свободы дух,
Дышать наутро перегаром,
     Пугая праведных толстух,
Смеяться громко при народе,
     Изящно щелкать каблуком,
И всякий час, на зависть моде,
     Блистать мундиром и клинком.
.
А как приятно быть гусаром!..
     И с толком тратить свой досуг,
И чушь нести за самоваром
     В кругу хохочущих подруг,
Дышать стишком красоткам в уши,
     Не отводить горящих глаз,
И на дуэли ранить мужа –
     Что смел обидеться на вас!
.
Завидный жребий – быть гусаром!..
     На зависть штатским гарцевать,
Блестящим сабельным ударом,
     Врага, как овощ, шинковать,
Навскидку плющить пулей пулю,               
     И обожать «Вдову Клико»,               
Скакать верхом на венском стуле,               
     Наделать карточных долгов;               
И пылких дам, и кредиторов               
     Уметь искусно изводить,
И из-за ран, как ссоры скорых,
     В постели скукой исходить…
.
А как почётно быть гусаром!
     Судить небрежно о войне,
Парировать зависти удары,
     Быть ежечасно на коне!
Ценить друзей как вина старых
     И задирающих носы,
Тянуть романсы под гитару,
     Лелеять славу и усы,
И быть душою хмельных застолий,
     Дам дифирамбами пьяня…
Пойти, побриться к ночи, что ли?..
     А то щека… – как круп коня!
.
– Ох, нагусарил, как мальчишка! –
     В мечты протиснулась жена. –
Полдня провёл, уткнувшись в книжку.
     А я… чем я-то ни княжна!
Вставай-ка, ротмистр безусый,
     враг должен быть и бит, и мыт!
Никак опять справляешь труса,
     Во время битв за чистый быт?!
Давай, блесни своим гусарством,
     Здесь поле боя – на полу!
Но за коня не дам полцарства…
     Вставай, герой, седлай метлу!
~~~~~~


Рецензии
Уважаемый и дорогой Аристарх, воистину, Ваши стихи для меня словно некий эликсир жизни! Их необходимо прописывать всем, страдающим меланхолией, неврастенией и мировой скорбью, они излечивают от хмурого брюзжания и вечного недовольства, их пьянящая лёгкость, их озорной юмор придают силы жить в этом отнюдь не лучшем из всех возможных миров! Не помню кто из французов (нелюбимых нами сегодня, но отдадим им должное - в прошлом средь них встречались отличные парни..), по-моему, всё же маршал Ланн (тот самый, который будучи республиканцем в душе, тем не менее оставался верным другом Наполеона, и над телом которого, уже смертельно раненого, Наполеон, как уверяют нас историки, плакал второй раз в жизни (Первый раз он плакал над телом Дезе при Маренго)), так вот, этот самый Ланн, однажды сказал: "Гусар, доживший до тридцати лет, ни какой не гусар, а обыкновенное дерьмо! "Сам он правда прожил чуть побольше, но он уже давно и не был простым гусаром, а как ни как, маршалом Франции... Согласитесь, что красивые фразы эти французы всё же умели говорить в прошлом. Всего самого доброго Вам, и ещё раз спасибо за чудесные стихи, которые поднимают настроение и дают силу жить!

Дмитрий Писарев-Акимов   04.04.2024 12:53     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, уважаемый Дмитрий! От Ваших великодушных оценок смущаюсь отнюдь не по-гусарски. Если некоторые стихи поднимают настроение, меня это искренне радует, – значит удается поделиться эмоциями, настроением, ироничным взглядом на проблемы.
Вы совершенно правы, Дмитрий! Век гусара и впрямь был недолог (в военное время, конечно же).
Легкая конница, маневренная, лихая, занималась и разведкой боем, рейдами по тылам противника, преследованием отступающих частей. Всегда на острие атаки, грудью на штыки и картечь.
И защищены они были не так, как тяжелая конница, как кирасиры. Поэтому генерал Лассаль так верно (и иронично, или остроумно, если такая характеристика уместна в этом случае) охарактеризовал гусара – отчаянного рубаку, лихого кавалерист, молодого красавца в эффектном мундире (пьющего и кутящего в столь непродолжительные, бесценные мирные дни, и конечно же, «волочащегося» за дамами.)
Да вообще-то воины всех родов войск во времена боевых действий жили не долго, – броские мундиры, превращающие их в мишени, построение тесными рядами, ограниченная маневренность… стреляй – не промахнёшься!
Даже знаменитая старая гвардия Наполеона, которую он берёг, состояла, по нашим меркам если и не из мальчишек, то уж точно из молодых людей. Отнюдь на старики, какими их можно разглядеть на некоторых рисунках.
В ряды Старой гвардии принимали солдат со сроком службы не менее 10 лет, но… при этом возраст не должен был превышать 35 лет.
Генералов, конечно, в расчёт не берём, не каждый бежал во главе строя с развёрнутым знаменем (Багратион погиб, кажется, лет в 47 погиб). При Бородино генералы также погибали на поле боя: по разным оценкам русская армия потеряла 13 генералов, наполеоновская – 49 выбывших из строя генералов (из них 10 убитыми), По некоторым данным: в русской армии убиты и смертельно ранены 4, ранены и контужены 23 генерала; в «Великой армии» убиты или умерли от ран 12 генералов, ранены один маршал (Даву) и 38 генералов. Эти данные нашел сейчас в сети. То, что вычитывал прежде в исторических трудах, включая и Д. Чандлера, уже не припомню.
Что еще интересно, вдруг вспомнилось когда-то прочитанное, что европейское рыцарство не доживало даже до среднего возраста – по меркам того времени. Доживали лет до 25, если повезёт. И в мирное время мужчины в Средневековье жили лет до 35.
Согласно археологическим данным (по результатам раскопок кладбищ), «средний возраст смерти» на территории Западной Европы колеблется в пределах возрастного интервала 30–35 лет.
Высшие дворянские титулы оставляем за этой невесёлой «чертой». Хотя и графы, и герцоги гибли в сражениях. А то и на турнире мог закончиться земной путь, и не только высокопоставленного феодала. Можно вспомнить, что произошло с Генрихом II, который был смертельно ранен на турнире графом Монтгомери. А было королю, кажется, всего-то 40 лет!
Так… кажется, занесло меня вместе с гусарским эскадроном уже в средневековье! Пора прекращать рейд по тылам средневековой Западной Европы.
Очень благодарен Вам, уважаемый Дмитрий! Мои самые добрые пожелания Вам! Здоровья, в первую очередь. А с ним будут и силы, и настроение, и вдохновение.))

Аристарх Басаргин   04.04.2024 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.