Брюгге

Несколько раз был в Брюгге (Брюж по фр.), и каждый раз совершенно при разных обстоятельствах. Первый раз я там был летом 88-го года, с двумя минчанами, тоже стажерами,  и Ренатой Каллош, очень известным тогда физиком и женой Андрея Линде. Я не знаю, как они узнали мой телефон в Брюсселе, но просто позвонили в универ и попросили помочь Ренате в Бельгии, памятники посмотреть и все такое. Была суббота, мы собирались в воскресенье съездить в Брюгге, и я позвонил ребятам в ULB (франкофонский Свободный университет Брюсселя), ну и решили ничего не менять в планах, а просто предложить Ренате присоединиться.  Я тут же объяснил им, что это за птица, и что нужно вежливо и культурно в высшей степени. Понимаете, они же математики, а это абсолютно другой мир, что им Линде и Каллош?! Встретились с Ренатой на Миди, и никаких проблем с узнаванием, как-то советского человека, даже если на нем все тряпки Западные, тогда было сразу видно. Ехали быстро и весело, в Брюгге оказалось, что у них самый большой городской праздник, праздник Святой Крови. По преданию Дитрих Эльзасский в 1150 году привёз несколько капель крови Спасителя, 700-летний юбилей чего торжественно праздновался церковью в 1850 году.
Кровь Спасителя хранится в Базилике святой крови.
    Смысл праздника был такой: все население переодевается в Библейские одеяния, каждая группа (из определенного района) представляет один из библейских сюжетов: страсти Господни, избиение младенцев и т.д. И эта вереница растягивается по всему городу, и повсюду толпы туристов, приехали со всей Бельгии, многие из Европы, ну и тут мы на этом празднике жизни, как с Луны свалились. Было очень интересно, правда я боялся, что Рената может потеряться, но она оказалась очень разумной и собранной девушкой. Праздник и хождения эти продолжались весь день, в конце должен был быть футбольный матч. Кстати, до поездки в Бельгию про Брюгге я только и знал, что у них отличная футбольная команда: «Спартак» сделали 3:0 (или 3:1). В кафе мы узнали, что все эти костюмы каждый готовит и хранит весь год, никаких профессиональных артистов и музыкантов не привлекают, да и вообще: все делают сами. И про футбольную команду рассказали, что у них команда любителей, скажем: днем ты сапожник, а вечером тренируешься на футбольном поле (не знаю как сейчас, по-моему, это уже невозможно). Было жарко, так что без пива не обойтись. Мы и пообедали в совершенно классной компании, и под пиво. А на улице все продолжалось гуляние и шествие. Многие сюжеты я тогда просто не знал, а представляете, жить целый год и усовершенствовать костюм какого-нибудь Ирода или Магдалины?! В общем, нам очень все понравилось, только устали все
О Брюгге: Древний город, центр Северной Фландрии. В 14 веке Брюгге был центром торговли в Северной Европе. Но постепенно значение главного порта переходит к Антверпену, а после начала религиозных войн и Утрехтской Унии – к Амстердаму. Тем более, что море отступило от Брюгге, сейчас он в 17 км. от побережья. А в Амстердам после установление там республики: Республики Соединенных Провинций, где была религиозная терпимость, бежали не только из Антверпена и Брюгге, но и со всей Европы, особенно из Испании, особенно протестанты и евреи.
     Вечером мы добрались до Брюсселя в совершенном изнеможении, тем не менее, банкет решили продолжить: утром все равно нужно было довести Ренату в аэропорт. У нее был чемодан и рюкзак, оба совершенно неподъемные. Она на все деньги накупила книг, и это было характерно для того времени.
    В следующем году Линде и Каллош поехали в ЦЕРН от Советского Союза (как раз разрабатывали теоретические основы ускорителя, строительство которого уже началось), а еще через год (?) уехали в Штаты, Андрей стал профессором Стэндфордского университета. Линде живьем я после видел только раз, на конференции по физике высоких энергий в Мюнхене. Повторяться не буду, про Мюнхен уже писал. До сих пор не знаю, то ли это совдепия так на людей влияла, то ли личные качества.
Вообще-то, я писал заметку, вспомнив о разработках Линде о множественности вселенных, а началось с Джордано Бруно, статью о котором недавно написал Легойда. Но все-таки это другая тема, хотя я обязательно напишу в другой раз.
Что же касается Линде и его вклада в теоретическую физику – мало кто из ныне живущих физиков сделал больше.
17.1.2020


Рецензии