Венеция
Страстей возвышенных предел,
Парит, просторами увенчана,
Как лебедь белый на воде.
Прелестная клятвопреступница,
Мечты стремительный полёт,
Жестокой власти Рима спутница,
Святой Республики (1) оплот;
Здесь ад и рай подняли нежную
Жемчужину с глубин морских.
И манит светлою надеждою
Сокровищ вечность мировых,
Палаццо (2), арки, вязь орнаментов,
Полёт тяжёлых куполов,
Над колоннадами натянутых,
Уныние колоколов,
Скульптур изящных благонравие,
Соборов высь, витражный блеск...
Великолепие и тщеславие
Взлелеял христианский крест (3).
Листвы забытое шуршание
Не скроет гомона гнезда,
Цикад полночное трещание —
Кругом лишь камень да вода.
Не щедрой путнику наградою
Зелёной тени островок,
Нечасто кованой оградою
Сокрыт от глаз живой цветок.
Основанная иноземцами (4),
Лишённая родных цветов,
Ты чужеродными тотемами (5)
Себя хранила от оков.
Затихла лютня восьмиструнная,
Свирели отложил пастух,
Венецианскою лагуною
Стал править златоностный дух.
Цветные маски карнавальные
Коварной напитались лжи,
Топтали пьяцце (6) кафедральные
Купцы, пираты и ханжи.
Колонн сан Марко (7) дух величия
Упился кровью моряков,
И возглавлял театр приличия
Совет десятка игроков (8).
Их призрак надзирал и властвовал,
Хватал, судил, вершил допрос,
Повелевал судьбой несчастного
Скупой завистника донос (9).
Мост Вздохов тягостным молчанием
Соединил дворец с тюрьмой (10) —
Лев (11) мчался с яростным рычанием
В стремлении к власти мировой.
За дань на море в споре с Генуей
Грифона бил крылатый лев (11),
И умножало провидение
Венецианский барельеф,
Узоры камня, нэфы (12) с росписью,
Дворцов неповторимый лик;
У дожей (13) займы венценосные
С поклоном брали короли.
Ты билась с морем, безземельная,
Соединяла острова,
Зачем теперь, оцепенелая,
Свои оставила права,
Горячих красок изобилие,
Смешение стилей и эпох? (14)
Ты помнишь вольности всесилие
И древних магий дерзкий вдох?
И ныне ты былою славою
Блистаешь под венцом легенд,
И я, сражённый, жажду, радуясь,
Продолжить добровольный плен.
---------- ~~*~~ ----------
Блеск моря зыбкий, ослепительный,
Сковала томная жара.
Фонтана плеск предусмотрительный
Не умеряет жажды страсть.
Спасительной влечёт прохладою
Ажурный сумрак галерей (15),
Мосты теснятся анфиладою (16),
Летает стая голубей.
Мне дорог Понте дель Диаболо (17).
Пять лет, как здесь проснулась вновь
И скорбь души моей ослабила
Давно забытая любовь,
И краски вспенились разводами,
И жизнь вдохнула свой дурман...
Я вдруг увидел, как под сводами
Писал младенцев Тициан (18),
Как Веронезе (19) пред полотнами
Любил восторги пышных дев...
Какими дивными высотами
Летел венецианский лев!!
Какие светлые базилики (20)
Святой Марии (21) вручены,
Ортодоксальной против критики
Красотам дев посвящены!
Угасла дней былых восторженность,
Развились локоны мадонн,
Летит над морем, ими вскормленный,
В веках запечатлённый звон.
Как девы груди обаяние
Соборных куполов холмы;
Рождение, не покаяние
Встречают радостью псалмы.
Вот Марк (22) с квадригою лисипповой (23)
Оберегает дожей сон,
И Мараньона (24) гул реликтовый
Спокойно морем поглощён.
Здесь под его повествование
Встречали прежних королей,
Приговорённым покаяние
Нёс голубь на своём крыле,
ФеОдор-воин льву крылатому
Сдал покровительство небес (25),
И славу хищнику мохнатому
Принёс дромонов (26) хладный блеск.
Вдали Палладио (27) творение —
Сан-Джорджо (28) непокорный лик.
Здесь мира выше властью гения
Святой поставлен Бенедикт (29).
Колонны портика античного
Возносят сдвоенный фасад (30),
Святое попрано величие
За аркою парадных врат:
Залиты светом белоснежные
Капеллы, купол и фонарь,
И лишь Спаситель светлой вежею (31)
Венчает золотистый шар (32),
Лишь Тинторетто (33) «Тайной вечерью» (34)
Украсил непорочность стен
И ввысь увлёк к прозрачным глетчерам (35),
Духовный исцеляя тлен.
Вот дом с гуманной атмосферою,
Собора каменный уют,
В которых Дева Милосердная
Обосновала свой приют (36).
Здесь звуки, чувствами наполнены,
Вливали жизнь в церковный культ,
Когда Вивальди (37), преисполненный,
Вставал за дирижёрский пульт.
В клубах тумана исчезающий
Из вод канала восстаёт
Собор Марии Исцеляющей (38).
Её прозрачно-чистый свод
Глядит на небо помрачневшее
И страх людей в объятиях тьмы,
С младенцем женщину, Венецию
Избавившую от чумы.
---------- ~~*~~ ----------
В спокойном самоутверждении,
Священным действом поглощён,
Счастливый, в умиротворении,
Стою, в безмолвие погружён.
И мысли путаными строками
Стихают в светлой глубине,
И чувства бурными потоками
Возносят силы вышине.
Дрожит в экстазе сфер звучание (39)
И наполняет ум и грудь,
И граций (40) чистое дыхание
В меня стремится жизнь вдохнуть,
Витает гений Микеланджело (41),
Да Винчи (42), Рафаэля (43) стать...
И молодость во мне воспрянула
Дышать, любить и созидать!!
И воспылало солнцем золото,
Вернулся праздник, непокой —
И жизнь бьёт в сердце гулким молотом,
Как мавр на башне часовой (44).
Желанны улочек молчание,
Внезапность малых площадей,
Стен мокрых душное дыхание,
Гурчание сизых голубей,
Одушевлённости величие,
Гондол изысканный уют
И обаяние двуличия,
И мастеров ушедших труд.
Бесценны маски карнавальные,
Стремление к дивной красоте,
И святы страсти маргинальные (45)
И поклонение чистоте (46).
Переполняют силы юные,
Бушует страстный виртуоз...
Над светоносною лагуною
Венеции разлит гипноз!
Сосредоточен дух на поиске
Оттенков, звуков, тонких чувств,
Творении нынешней героики
Из граней мира и искусств.
И прибывает чаша вечная,
И разливает жизни пир,
И восхищает бесконечное (47),
И полнится прекрасным (48) мир.
2017 — 2019
ПРИМЕЧАНИЯ:
(1) Светлейшая республика Венеция (Serenissima Repubblica di Venezia) ) — с конца VII века по 1797 год республика в Европе со столицей в городе Венеция. Располагалась в северо-восточной части территории современной Италии, имела колонии в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей.
(2) Palazzo (палаццо) (итал. palazzo, от лат. Palatium — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы. Резиденцией всех структур государственной власти с основания Венецианского государства являлся Palazzo Ducale (Дворец дожей), современное здание которого построено между 1309 и 1424 годами. Дворец Дожей расположен на площади Сан Марко на берегу Гранд Канала. В Венеции построено более ста дворцов. Palazzo Ducale является самым большим и значимым.
(3) В 313 году римским императорам Константином подписан документ, известный как «Миланский эдикт», в соответствии с которым все религии в римской империи уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Был сделан первый шаг к слиянию иудейско-христианской религии с греческо-римской культурой.
27 февраля 380 года император Феодосий I Великий (347-395 гг.) издал основополагающий эдикт лат. de fide catholica («о вселенской вере»), провозгласивший христианство государственной религией римской империи. Эдикт предписывал каждому жителю Римской империи исповедовать веру исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе 325 года, и запрещал публичное отправление языческих обрядов. В 384—385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры, Храм Аполлона в Дельфах и т. д. Префект Востока Кинегий разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры. Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.
Ко времени основания Венеции христианство утвердилось в римской империи единственной государственной религией, вышло за пределы пришлых еврейских общин и нашло адептов среди местного населения многонациональной римской империи. Пантеистическая старая религия и христианство поменялись местами, теперь период гонений настал для язычников. Христиане, усвоившие уроки истории, избрали другой метод действий, нежели лишение собственности своих противников. Появилась практика убийств инакомыслящих и "вероотступников" во имя Христа.
В первые века христианства название папа (др.-греч. ;;;;;;, p;ppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам.
(4) Венеция (лат. Venetia ) названа по названию региона, на котором в I тыс. до н. э.. проживали племена венетов, индоевропейского народа, говорившего на древнем венетском языке. Поселения венетов обнаруживаются на обширной территории от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная (восточные венеты), северном побережье Адриатического моря к северо-востоку от реки По (Адриатические или южные венеты), на юге полуострова Бретань и северо-западе Галлии (западные венеты), на побережье балтийского моря между Эльбой и Одером (северные венеты или венты).
Южные венеты появились на северной адриатике в IX веке до н. э., сохранили свой род, язык и культуру во время нашествия варваров — вестготов, гуннов Аттилы и лангобардов в V—VI веках.
Согласно легенде, город Венеция основан в 421 году, в начале V века, через 26 лет после разделения на две области императорского правления в Римской империи — выделение Западной (со столицей в Медиолане, впоследствии Равенне) и Восточной (со столицей в Виза'нтии (греч. ;;;;;;;;;, лат. Byzantium), другие названия города Новый Рим (греч. ;;; ;;;;, лат. Nova Roma), Константинополь (неофициальное название), Царьград (у славян; перевод греческого названия «Царственный град» — ;;;;;;;;;;; ;;;;; — Василевуса Полис, город Василевса) и Стамбул). Венецианская лагуна была территорией Восточной Римской империи.
Для италийских народов, в том числе римлян венеты были пришлыми, иноземцами. Вытесненные варварами на заболоченные земли побережья венецианской лагуны и острова, адриатические венеты были вынуждены сменить земледельческий уклад на рыболовство, торговлю и, позже, военное морское дело.
(5) Тотем (с англ.) — духовное существо, священный объект или символ, который служит эмблемой группы людей, таких как семья, клан, родословная или племя.
(6) Piazze (пьяцце)— площади в городах Италии (от ит. Piazza — квадрат). Площадь святого Марка (Piazza San Marco) — главная городская площадь Венеции.
(7) Вход на площадь Святого Марка (итал. Piazza San Marco) со стороны канала лагуны обрамлен двумя монолитными гранитными колоннами Святого Марка и Святого Теодора (итал. Colonne di San Marco e San Todaro), вероятно, финикийского происхождения, доставленными из Константинополя в Венецию в качестве военных трофеев . Капитель западной колонны венчает мраморная скульптура, изображающая воина Феодора Тирона (св. Теодора), древнего покровителя Венеции. Он изображен венценосным копьеносцем, стоящим на поверженном крокодиле. На восточной колонне установлена бронзовая статуя крылатого льва или, скорее, химеры, вероятно, персидского, вавилонского или ассирийского происхождения (около 2500 лет до н.э.). Лев стоит передними лапами на раскрытой книге. Впервые статуя крылатого льва упоминается в документах Венецианской республики за 1293 год. Древняя статуя вместе с колонной получила название по названию площади, на которой установлена, а последняя — по имени собора, в котором хранится тело (мощи) евангелиста Марка, обманом перевезенного купцами в Венецию из Александрии в 828 году. Крылатый лев изображен на древних гербе и флаге города. Колонны являются самым узнаваемым символом Венеции.
(8) Совет Десяти (итал. Consiglio dei Dieci) — орган Венецианской республики, возникший в 1310 году после заговора Кверини—Тьеполо против дожа Градениго. В функции Совета изначально входили выявление участников заговора, суд над ними и приведение приговора в исполнение. Созданный как временная мера на 2,5 месяца, этот орган существовал до конца XVII века. Наряду с Сенатом, Кварантией, Малым советом, магистратурами Совет десяти стал частью системы управления нового стиля, в полной мере заработавшей с начала XIV века. С 1334 года Совет получил дополнительные полномочия, в его ведение были переданы слежка, дознание, исполнение наказаний. Его членами становились обычно представители самых богатых и знатных венецианских родов.
Совет избирался на год, каждые три месяца трое его членов становились главами Большого Совета. Совет Десяти представлял из себя совершенно закрытый и самостоятельный орган, не отчитывающийся даже перед специальными прокурорами, и приобрел славу неумолимого судьи над всеми жителями Венеции. Совет десяти был оперативен и заменяем. В Совете применялась уникальная для того времени система голосования при вынесении приговора: процедура подачи голосов проводилась четыре раза и решение принималось только в случае единодушной поддержки в течение всех четырех голосований.
Была предусмотрена возможность блокирования решения Совета десяти: право наложить на него вето имели «Адвокаты Коммуны». Проекты законов выносились сначала на рассмотрение Советом десяти. Принятые Советом десяти законопроекты подлежали утверждению в Большом совете. В 1539 Совет Десяти создал еще одну группу — трех государственных инквизиторов (capi). В XVII веке власть Совета десяти была ограничена.
(9) Совет десяти широко использовал шпионаж, анонимных осведомителей, пыточные допросы и мучительные методы содержания заключенных в тюрьмах. Для удобства сбора и передачи анонимной информации на улицах Венеции установили специальные урны, а стены домов украсили барельефами в виде головы льва. В их пасть любой человек мог положить анонимную записку, которую сеть специальных агентов доставляли в Palazzo Ducale. Тень Совета десяти витала за спинами каждого.
(10) Мост Вздохов (итал. Ponte dei Sospiri) перекинут через Дворцовый канал и соединяет здание Дворца дожей, в котором располагался зал суда, и здание «новой» тюрьмы.
(11) Мифические грифоны изображены на гербе Генуи, золотой крылатый лев — главный символ Светлейшей республики Венеция (Serenissima Repubblica di Venezia), присутствует на гербе и на флаге.
(12) Неф (фр. nef, от лат. Navis — корабль) — вытянутое помещение или часть интерьера христианского храма, ограниченное рядом колонн, отделяющих его от соседних нефов. В католической традиции обычны трехнефовые храмы, состоящие из трех параллельных нефов и одного перпендикулярного транссепта.
(13) Дож — глава Сената Венецианской республики, которой управляли выборные органы Совет и Сенат, а также Кварантии и магистратуры. Система государственного управления Венецианской республики имела огромный бюрократический аппарат и совершенствовалась на протяжении ровно 1100 лет, с 697 по 1797 год. С 1310 года по конец XVII века Венецианской республикой наряду с Большим Советом управлял Совет десяти (итал. Consiglio dei Dieci).
(14) В Венеции есть 4 архитектурных стиля, каждый из которых характеризует определенную эпоху: византийский, романский, готический и эпохи Возрождения.
(15) Галере;я (фр. galerie, от итал. Galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. В галерее обычно одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, иногда ряд окон.
(16) Анфила;да — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов, расположенных на одной оси, что создаёт сквозную выразительную перспективу.
(17) Мост Дьявола (итал. Ponte del Diabolo) в Венеции расположен в районе Кастелло, недалеко от Кампо Сан Проволо и рядом с Палаццо Приули, прекрасным образцом готической архитектуры. Этот мост в Венеции имеет только загадочное имя и ничего более. К сожалению, Мост Дьявола в Венеции не может похвастаться даже легендой, которая была бы передана до наших дней. Но в этом можно видеть красоту венецианской топонимики, иногда она не дает определенности и оставляет место для фантазии.
(18) Тициа;н Вече;ллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция) — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. На могиле живописца высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов».
(19) Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, 1528, Верона — 1588, Венеция) — один из виднейших живописцев венецианской школы. Веронезе занимался украшением Дворца дожей, церкви Святого Себастьяна в Венеции, виллы Тиене, замка в Маньядоле, церковь Святой Вероники и виллы Барбаро в селении Мазер, близ Виченцы. Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: мы видим жажду удовольствий и любовь к роскоши и нарядам, которыми отличались венецианцы — его современники.
(20) Базилика (от греч. basilike — царский дом) — прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно три или пять) частей — т. н. кораблей, или Нефов. В Др. Риме Б. предназначались для судебных заседаний и торговых сделок; став одним из основных типов раннехристианского храма, Б. получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре; базиликальный тип храма встречается также в архитектуре Возрождения и барокко.
(21) Богоро;дица, Богома;терь, Де;ва Мари;я, Пресвята;я Де;ва, Мадо;нна (~ третья четверть I века до н. э. — ~ середина I века н. э.; арам., др.-евр. ;;;; — «Мирья;м», обычно переводится как сильная, прекрасная, а также как Госпожа — в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. В исторических церквях и ряде других почитается как Богоро;дица (Матерь Божия), Царица Небесная (лат. Regina Coeli).
В Библии нет упоминания термина «Богородица», а Мария называется по имени. Согласно Евангелию (Мф. 1:16—25, Лк. 1:26—56, Лк. 2:1—7[8]) она была галилеянкой (англ.), девушкой из Назарета, обручённой Иосифу, которая, будучи девственницей, зачала своего Сына Иисуса чудесным образом, посредством Святого Духа.
Отличительной чертой почитания Марии в католицизме является догмат о её Непорочном зачатии, который подразумевает, что Мария была зачата естественным образом от обычных родителей Иоакима и Анны, но особой милостью Божией полностью предохранена от всякой скверны первородного греха. В 90-х XX века профессор Марк Миравэлл из францисканского университета в США подал Папе Иоанну Павлу II петицию о признании за Марией статуса coredemptrix («Соискупительницы»). Эта инициатива была скреплена более чем 6 миллионами подписей из 148 стран, в том числе 42 кардиналов и 550 епископов, но была отвергнута Ватиканом.
(22) Собо;р Свято;го Ма;рка (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко») — кафедральный собор Венеции, представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Имеет статус патриархальной базилики. Собор, украшен мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.
(23) Квадрига святого Марка — квадрига из позолоченной бронзы, установленная на лоджии собора. Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э. Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло после разграбления крестоносцами Константинополя. Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора, где она открыта для посещения. Оригинал бронзового литья поражает детальностью передачи анатомии конского тела и экпрессией движения, переданного великим мастером.
(24) Maranon Campanile di San Marco — Мараньон — самый большой из пяти колоколов Кампанилы собора Святого Марка (итал. Campanile di San Marco — отдельно стоящей колокольной башни (кампанниллы) высотой 98,6 метров при соборе Святого Марка в Венеции. Находится на площади Сан-Марко. Башня состоит из прочной кирпичной шахты, колокольной площадки и площадки обозрения. Каждый из колоколов имел своё назначение.
(25) Смена тотемных покровителей Венеции от Феодора Тирона (итал. San Todaro) (IV-VIII века) к крылатому льву. Современные толкователи представили бронзовую статую древней химеры (вероятно, ассирийского происхождения, с XXIV века до н. э. и не позднее конца VII века до н. э.) символом св. Марка (итал. San Marco), лишь потому, что он находится на площади рядом с собором, в котором хранится тело (мощи) евангелиста Марка. Непонятно, каким образом древняя химера может быть христианским символом. В прямом толковании тотемами Венеции являются сугубо древние символы, и смена покровителей лишь углубила на 11 или 28 веков духовные корни города. Но это лишь одна из версий толкования. Радиоизотопное исследование статуи крылатого льва не проводилось. Почему?
(26) Дромон (от др.-греч. ;;;;;; — бег) — быстроходное парусно-гребное судно византийского военно-морского флота с V по XII век.
(27) Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро (30 ноября 1508, Падуя — 19 августа 1580) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. Основоположник палладианства и классицизма создатель многочисленных базилик, палаццо, вилл, церквей, театра Олимпико в Виченце, автор книг по архитектуре и перевода «Записок о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря.
(28) Собо;р Сан-Джо;рджо-Маджо;ре (итал. San Giorgio Maggiore) — собор в Венеции, на острове Сан-Джорджо-Маджоре напротив площади Сан Марко. Возведён между 1566 и 1610 годами. Архитектор — Андреа Палладио; после смерти мастера храм достраивал его ученик Винченцо Скамоцци.
(29) Фонарь купола Собор Сан-Джорджо Маджоре увенчан бронзовой статуей Св. Бенедикта, покровителя бенедиктинского ордена, на средства которого возведён храм.
(30) Собор Сан-Джорджо Маджоре имеет два фасада: центральный с широким фронтоном и архитравом, и вписанный в него второй фасад с более узким фронтоном и массивными колоннами на высоких пьедесталах. Внешняя часть фасада представляет собой греческий портик с четырьмя гигантскими колоннами и треугольным фронтоном. Основной фасад декорирован статуями Св. Стефана и Св. Михаила.
(31) Вежа — отдельно стоящая наблюдательная башня на Руси IX–XIII вв.
(32) Главный алтарь Собора Сан-Джорджо Маджоре выполнен итальянским скульптором Джироламо Кампаньей и украшен фигурой Христа, стоящего на шаре, поддерживаемом четырьмя евангелистами. Бронзовые фигуры людей и Спасителя покрыты тёмной вековой патиной, щар золотой. Фигура христианского бога имеет вид живого человека, смотрящего вдаль и протягивающего руку. Алтарь храма — это, собственно, только возвышение, расположенное в конце центрального нэфа сразу за средокрестием (пересечением нэфа с транссептом), перед апсидой, которая также залита естественным светом и украшена колоннами, нишами со скульптурами и живописными полотнами. На высоте второго яруса перед апсидой позади скульптурной композиции со Спасителем на шаре видны трубы органа.
(33) Я;копо Робу;сти, более известный как Тинторе;тто (итал. Красильщик) (Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto; 1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса. Рождённый старшим из 21 ребёнка в семье красильщика шёлка, Якопо в юности испытал влияние Тициана, Микеланджело, Рафаэля и Джулио Романо, овладел техникой лепки из воска и глины. Работы кисти Тинторетто широко представлены как в Венеции (во Дворце Дожей, Прокурациях, ряде венецианских церквей и скуол различных религиозных братств, Скуола ди Сан Рокко расписана им единолично), так и в различных музеях Европы. Его руке также принадлежат ряд картин на мифологические сюжеты и большое количество портретов монархов, дожей, высшей знати Италии.
(34) Последняя картина Я;копо Робу;сти (Тинторетто) «Тайная вечеря» стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Украшает стену апсиды собора Сан-Джорджо Маджоре близ алтаря.
(35) Глетчер — ледник; движущаяся естественная масса кристаллического льда.
(36) Церковь Святой Марии Милосердной (Santa Maria della Piet;) расположена рядом со зданием приюта для воспитания больных сирот, созданном в XIV веке. Церковь знаменита тем, что здесь в начале XVIII века дирижировал Антонио Вивальди, который в течение почти 30 лет преподавал музыку в сиротском доме для девочек Оспедале делла Пьета. Воспитанницы сиротского дома выступали в церкви Ла Пьета.
(37) Анто;нио Лучо (Лучио) Вива;льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе.
(38) Собор Санта-Мария делла Салюте (итал. Basilica di Santa Maria della Salute) — белоснежный собор в Венеции на берегу Гранд канала на острове Дорсодуро, напротив Дворца Дожей (Palazzo Ducale). Собор построен на народные пожертвования в честь избавления города от чумы 1630—1631 годов. Чума унесла около 100 000 жизней, что составляло более трети населения города. Базилику сложили из кирпича на фундаменте из миллиона деревянных свай, забитых в дно канала, и покрыли снаружи напылением из мраморной крошки.
Храм представляет в плане восьмигранник, что необыкновенно. На фасаде скульптура архангела Михаила, повергающего сатану. Над фронтоном расположены скульптуры Иоанна Предтечи и Девы Марии. Интерьер собора украшен полотнами Луки Джордано, Tintoretto, Тициана. В главной алтарной нише установлена скульптура Бальдассаре Лонгена, изображающая Деву Марию с младенцем на руках, композиционно возвышающаяся над фигурами людей и ребёнка, изгоняющего старуху, олицетворяющую чуму.
По сей день ежегодно 21 ноября в храме проходит торжественное богослужение в память о прекращении эпидемии чумы, а в городе организуется празднование Festa della Salute. Центральное событие этого венецианского праздника – устройство оригинальной переправы из гондол и/или понтонов между Дворцом Дожей и базиликой.
(39) Гармония сфер, гармония мира (др.-греч. ;;;;;;; ;; ;;;;;, ; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;; лат. harmonia mundi, harmonia universitatis, harmonia caelestis и др.), мировая музыка (лат. musica mundana) — античное и средневековое учение о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической философских традиций. Суть гармонии сфер в изложении Аристотеля следующая: «Движение [светил] рождает гармонию (;;;;;;;;), поскольку возникающие при этом [движении] звучания благозвучны (;;;;;;;; ;;;;;) <…> скорости [светил], рассчитанные в зависимости от расстояний [между ними], выражаются числовыми отношениями консонансов (;;;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;)».
(40) Грации — в римской мифологии это благодетельные богини, дочери Юпитера, нимф и богинь, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни. Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие и состоят в свите Венеры. Соответствуют древнегреческим — харитам. Согласно Гесиоду, у Зевса и Евриномы было три дочери – Аглая, Талия и Евфросина — богини радости жизни, изящные и привлекательные. Отсюда их название – хариты (др.-греч. ;;;;;;;; от др.-греч. ;;;;;, «изящество, прелесть»).
(41) Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе — Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана, — 18.2.1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи итальянского Позднего Возрождения. Известен как автор огромного числа мраморных скульптур и барельефов («Вакх», «Моисей», «Оплакивание Христа», колоссальная статуя Давида и множество других, в том числе имеющих портретное сходство), а также живописных полотен и фресок («Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы и др.), архитектурных сооружений (собор св. Петра, ансамбль Капитолия в Риме).
(42) Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), мыслитель, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Из немногочисленных живописных работ известны «Дама с горностаем» (1490), «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510), фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане (1495-1498), ныне утраченная «Битва при Ангиари» (1502-1503) и другие.
Список изобретений, как реальных, так и приписываемых Леонардо да Винчи: парашют, колесцовый замок, велосипед, танк, лёгкие переносные мосты для армии , прожектор, усовершенствованная катапульта, робот, двухлинзовый телескоп. Его руке принадлежат многочисленные чертежи летательных аппаратов, автомобилей, разнообразного оружия и других изобретений.
В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии: строению скелета и внутренних органов, включая мелкие детали.
Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении и большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо.
(43) Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Один из ярчайших представителей эпохи Возрождения.
Его кисти принадлежат более тридцати полотен, изображающих мадонн (Мадонна Грандука» (1505), «Мадонна с гвоздиками» (около 1506), «Мадонна под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна со щеглом» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508), «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна с рыбой» ((1512—1514), «Мадонна в кресле» (около 1513—1514), «Сикстинская мадонна» (1512—1513) и др.). Все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью.
Рафаэль является автором полотен с образами святых («Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» и др.), алтарных полотен («Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари», «Положение во гроб» (1507) и др.) портретов («Дама с единорогом», портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515) и др.), фресок Станцы делла Сеньятура в Ватикане («Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514) и др.), фресок виллы Фарнезина («Триумф Галатеи» 1511), шпалер для Ватикана, многочисленных набросков, рисунков и гравюр. Сохранились рисунки Рафаэля, сопровождаемые его сонетами.
Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. В 1514 году Рафаэль занимает должность главного архитектора собора св. Петра и постепенно перестраивает весь базиликальный план, а также достраивает начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1512—1520). Рафаэль также построил многочисленные палаццо в Риме и Флоренции.
(44) Часовая башня или Торре-делл'Оролоджо (итал. Torre dell'orologio) — здание в северной части площади Святого Марка в Венеции, архитектурный памятник Раннего Возрождения (XV век). На вершине башни находятся две большие бронзовые статуи, бьющие в колокол. Одна из них изображает старого человека, другая — молодого, они также известны как "Мавры" из-за тёмного налёта на бронзе.
(45) Маргинальный (от французского marginal, латинское margo - край, граница), находящийся на границе двух сред.
(46) «Эстетике Ренессанса характерно... чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты. Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле, в живом выражении человеческого лица и в гармонии человеческого тела! Мир лежит во зле, и со злом нужно бороться. Но посмотрите, как красиво энергичное мужское тело и как изящны мягкие очертания женской фигуры!»
«...человеческое тело (и его изображение), этот носитель артистической мудрости, для индивидуалистического мышления Ренессанса обязательно не только само трехмерно и рельефно, … как бы осязательно телесно. И живопись, и архитектура, да и вся литература всегда выпуклы, всегда рельефны, всегда скульптурны.»
«эстетическое мышление Ренессанса впервые доверилось человеческому зрению как таковому, без античной космологии и без средневековой теологии. В эпоху Ренессанса человек впервые стал думать, что реально и субъективно-чувственно видимая им картина мира и есть самая настоящая его картина.»
Возрожденческая эстетика не хуже античной проповедует подражание природе. Однако, всматриваясь в эти возрожденческие теории подражания, мы сразу же замечаем, что на первом плане здесь не столько природа, сколько художник... Встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того... Это был индивидуалистический протестантизм...»
«Художник постепенно эмансипируется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее, отнюдь не сакральное произведение искусства. Перед нами появляются яркие живописные краски и телесная выпуклость изображений, то зовущая глаз наблюдателя успокоиться в неподвижном созерцании, то увлекающая в бесконечные дали, не знакомые никакой антично-средневековой эстетике; здесь заложены и классическое равновесие, и беспокойный романтический уход в бесконечность, и художественный энтузиазм, о котором много говорили в эпоху романтизма, и, с другой стороны, выдвижение на первый план принципа наслаждения как основного для эстетики...»
«...тут было не столько божественности, сколько самодовлеющей власти искусства над прочей жизнью и бытием.»
А.Ф.Лосев «Эстетика Ренессанса», 1982
В контексте процетированного выше, Чистота — понятие эстетики Возрождения, заимствованное из теософской эстетики, продолженное в соответствии со строгими принципами античного равновесия и развитое беспокойной художественной натурой: телесная, объёмная, чувственная, но при этом сосредоточенная и спокойная, как бы строгая, и в то же время мягкая, лишённая какой-либо агрессии, легко как бы сама собой побеждающая скверну, тьму и грязь постольку, поскольку не имеет ни капли, ни йоты этих пороков, естественная и разумная, несущая продолжение жизни.
И поклонение Чистоте уже не бесплотное, умильное, как в средние века, а деятельное, кипучее, восторженное. Даже католические священники Возрождения разделяли острое ощущение кипучей жизни и финансировали украшение храмов произведениями искусства, так ясно и открыто показывающую человеческие чувства и обнаженную натуру, что веком ранее судьба их была бы, вероятно, плачевна.
Образ молодой женщины-матери, с младенцем, с детьми как нельзя лучше соответствовал интуициям Возрождения. Да и образ Спасителя принимает свой человеческий, даже в какой-то мере мужской облик, не в страдании на кресте, не в мученичестве, не в напоминании о страхе, насилии и убийстве, а в духовном просвещении, несущем светлые чувства и возможность созидания.
(47) Понимание Бесконечного в эпоху итальянского Ренессанса, особенно позднего, исходит из средневековой абсолютизации надмировой божественной личности и густо приправлено ощущением трагизма конечности прекрасного человеческого бытия, и более того, интуицией скоротечности этого ощущения. Бесконечна божественная личность, но человек, индивидуальный человек, давно уже оторванный от своего Рода, вырванный из родовой цепочки, уже не бесконечен, он единичен и конечен.
(48) Концепция Прекрасного в эпоху итальянского Ренессанса есть удивительный сплав средневековых теологических идеалов и бурного индивидуального гуманизма, оплодотворённого античным наследием.
Прекрасное в итальянском Ренессансе пропитано идеей гуманизма, то есть выдвижением на основной план человека. Прекрасное рождено «...безудержным воображением художника... с ренессансной конкретностью его представлений даже о самых нереальных вещах» и исходит из «… гармонической округленности и уравновешенности» (здесь и далее цит. по А.Ф.Лосев «Эстетика Возрождения», 1982), уходящих корнями в античность.
Прекрасное вдруг (!) увидели в реальной жизни, конкретных людях, человеческом теле, женщине, естественных стремлениях, чувствах, не только в единственном Боге.
Конечно, «гуманистический идеал, понимание классического наследия античности, формы реализма в искусстве, характер научного познания природы не оставались на всем протяжении Возрождения неизменными, но непрерывно наполнялись новым содержанием.»
Ренессанс отличает:
острое мироощущение,
«… бурный характер возрожденческого жизнеутверждения.
«… выдвижение на первый план принципа наслаждения как основного для эстетики, вполне наличные уже здесь, в эпоху Возрождения, хотя в развитом виде это станет достоянием только последующих столетий. Новизна и наслаждение, по Кастельветро (1505 - 1571), вообще являются основанием всякого искусства.
«...стихия индивидуального самоутверждения человека, не только идея абсолютизации человеческого индивидуума, выдвигавшуюся против абсолютизации надмировой божественной личности в средние века, но и вся самокритика такого индивидуализма.»
«… самокритика и даже самоотрицание стихийного индивидуализма, которые мы находим в эстетике Ренессанса, не есть явление случайное и поверхностное, которое могло быть, но которого могло бы и не быть. Эта коренная самокритика, самоотрицание и даже самоотречение входят в глубочайшую сущность всей возрожденческой эстетики. Дело здесь в том, что возрожденческий индивидуализм обладает всеми чертами детского и юного характера. Ему свойственна та непосредственность и наивность, которая оберегла его от крайних выводов, а если выводы тогда и делались, то сами возрожденцы совсем не понимали тех страшных путей, на которые толкал их этот красивый и юный индивидуализм. Ренессанс был далек от всякой буржуазной ограниченности. Он еще не понимал и не предвидел абстрактной жестокости и беспощадности, которые ожидали его в дальнейшем в связи с быстрым созреванием буржуазно-капиталистической формации. Возрожденческие поклонники человеческой личности и человеческой красоты были пока еще честными людьми. И как они ни увлекались этим эстетическим индивидуализмом, субъективизмом и антропоцентризмом, а также как они ни ориентировали себя перед лицом этих стихийно нахлынувших чисто человеческих чувств и мечтаний, они все-таки видели, что изолированный и чисто индивидуальный человеческий субъект, на котором они базировались, которым они увлекались и который они превозносили, в сущности говоря, вовсе не являлся такой уж полной, такой уж окончательной и абсолютной основой для человеческой ориентации в мире и для всего человеческого прогресса в истории.
Удивительным образом все деятели Раннего и Высокого Ренессанса в Италии при всем небывалом проникновении в тайники человеческой души и при всем небывало тонком изображении телесных и вообще вещественных картин душевных и духовных судеб человека всегда свидетельствовали своими произведениями также и о небывалой недостаточности и слабости человеческого субъекта. И это понятно, ибо возрожденческие художники и эстетики в своем индивидуализме были пока еще слишком юными людьми и слишком честными людьми. В дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого, в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему окружающему. Сам Ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ее подготавливал, и притом бессознательно, независимо от себя. Культура частной собственности и культура производства на основе эксплуатации рабочей силы в эпоху Ренессанса начиналась. Но она здесь была еще слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. И это было лишь прямым и непосредственным результатом стихийного человеческого самоутверждения и жизнеутверждения.»
«… И даже больше того. Эстетика Ренессанса дошла до таких пределов субъективистического развития, когда субъект уже начинает ощущать свою ограниченность и свою связанность своей же собственной изоляцией.»
Имена и идеи, обозначенные выше в стихотворном произведении, иллюстрируют расцвет итальянского Ренессанса, впитавшего квинтэссенцию Прекрасного как высший предел эстетических мыслей и интуиций.
Искусство проникло во все слои населения, все сферы жизни, от предметов быта, украшений красоток до дворцовых построек, домов простых горожан и улиц города.
Искусство пронзило жизнь Ренессанса, проникло в каждый её уголок, вошло в дом каждого венецианца, богатого и небогатого. Мы не увидим в Венеции признаков бедности. Весь строй их общественной жизни был гуманистически направлен, ориентирован на привлечение капитала и достойное его распределение в обществе, исключающее любое проявление нужды, тунеядства, нищеты. Каждая прачка или кухарка, органный мастер или водовоз жили в достатке, не выделяясь из общей массы и не оскорбляя общее достоинство.
Венецианский карнавал, этот театр, балаган жизни мы можем проследить на протяжении многих веков истории Венеции. Продолжающийся около месяца, карнавал давал людям возможность прожить яркую, другую, не свою, чужую жизнь, перевоплотиться, вдохнуть свободы, дать волю естественным чувствам, инстинктам, окунуться в царящую атмосферу общего праздника, почувствовать общность ярких индивидуальностей, почувствовать ощущение накала жизни на её грани с нереальным, потусторонним, запредельным, на её краю, на грани со смертью, точнее, с ощущением как в последний час.
Острое ощущение жизни характерно для всех сфер жизни Возрождения. Оно лишено страха, но полно сожаления; сожаления о скоротечности своей жизни, индивидуального бытия, вырванного из родовой цепочки, последнего восхищения Прекрасным, белым светом, миром перед переходом за грань потустороннего.
Венеция, вся пронизанная этим острым мироощущением, представляет собой запечатлённый в веках слепок Прекрасного в лучшем понимании итальянского Ренессанса.
Свидетельство о публикации №119122700418
С Колядой! Светлой и доброй зимы!
С теплом сердечным,
Марина.
Марина Царь Волкова -2 27.12.2019 08:15 Заявить о нарушении
Благодарю за тепло и поддержку.
Не вполне вернулся.
С Колядой и святками!
Сергей
Сергей Михайлович Кашин 28.12.2019 16:55 Заявить о нарушении