В гостях у Ритс и Кхмба

Дорогие друзья, мы продолжаем традиционную рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в резидентском отборочном туре и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
На этот раз организаторы клуба решили развеять осеннюю хандру, придать нашим посиделкам некоторую интригу и оживляж.
Итак, весь октябрь в нашей литературной гостиной хозяйничают две маски:
Ритстьёри БЛК http://stihi.ru/avtor/redblk8
Кхмбагир БЛК http://stihi.ru/avtor/redblk17
Эти замечательные Иксы внимательно прочитают ваши стихи, выскажутся по их поводу, ответят на вопросы и вообще - будут выполнять все функции гостеприимных хозяев нашего салона. Но их настоящие имена до конца этого месяца останутся неизвестными для народа (возможно, на финише мы устроим традиционную угадайку).

Чтобы вступить в беседу с хозяевами гостиной, необходимо открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в октябрьском конкурсе БЛК (неважно, через номинацию или резидентский отбор) и задать вопрос или предложить тему разговора.

Рубрика только для резидентов БЛК.

--------------------------------------------
Ритс входит в салон.
Убирает с двери табличку "закрыто". Отряхивает зонт и ставит его у камина. Снимает плащ, оглядывает обстановку салона - диваны, столики у окон и пока пустующие стулья. Камин внезапно зажигается сам. Ритс протягивает к нему руки и затем, немного согревшись, садится за один из столиков у окна. Перед ним тут же появляется кофейник и пара чашек. Ритс берёт одну из них, смотрит на ползущие по стеклу капли, на скользящих мимо прохожих и ждёт...

- Ну, здравствуйте, наши гости. У нас есть чай-кофе, кое-что покрепче и желание пообщаться - всё, чтобы скрасить грустный осенний вечер или день. Наш салон открыт, приходите со стихами (своими и не только), с новостями и разговорами...
Коллега присоединится ко мне чуть позже. Всем будем рады, заглядывайте на огонек.

Ритстьёри Блк 


Рецензии
Добрый день, гостеприимные хозяева!
Принесла свою «Безумную Грету», написанную под впечатлением от одноимённой картины Питера Брейгеля Старшего (не путать с сегодняшней Гретой Тунберг, что, кстати, и произошло на отборе).

http://www.stihi.ru/2019/10/03/716

Безумная Грета

Мне надоело быть умной – дурочкой стать хочу,
Гретой пробраться бесшумно мимо кривых лачуг,
мимо гнилых заборов и опустевших дворов,
мимо пьянчужки Егора, который с утра «готов»,
мимо инсультной Тоси – без слёз ни встать, ни лечь,
мимо Петра, что бросил старую кошку в печь,
даже детишек мимо, приезжих из городов,
таких нарядных и милых, мучающих щенков.

Только куда мне деться – от жизни не убежишь,
мне бы вызвать из детства добрые миражи…
Стану у старой калитки и помолюсь без слов –
любит Господь молитвы плачущих дурачков.
Тлеет над стойбищем древним кострище из облаков,
Лазарем четырёхдневным духи печных дымов
взвились, полные жизни, привыкшие воскресать,
…и полетели избы, подвешены к небесам…

Хотелось бы не только узнать ваше мнение о стихотворении, но и поговорить
о вопросах, затронутых в беседе, развернувшейся на одной из веток обзора Петры Калугиной октябрьского лонга БЛК. Речь шла о постмодернизме и о том, что дальше.
Назовёт ли мне кто-нибудь характерные признаки этого пресловутого «постмодерна», который мне представляется «вторичным продуктом» больного организма, называемого «модерном». Главная идея последнего –
патология, болезнь, безумие и прочие ненормальности. Множество концепций «постмодернизма», о чём говорилось в упомянутой беседе, указывает на размытость этого явления. Мнение Ильдара, что оно «не столько школа… сколько понятие» не объясняет, но отвлекает от сущностной характеристики постмодерна как литературного явления. В терминах «неомодернизм», «гипермодернизм» и (о ужас!) «постпостмодернизм» всё та же неопределённость. Вот и «метамодернизм» - что это? Имеет ли это хотя бы косвенное отношение к английским поэтам-метафизикам 17 в.? И не применить ли в таком случае термин «метаренессанс»? И опять же - какие отличительные признаки современной метапоэзии? Ну, не употоребление же слов: рай, ад, ангел и т.д. Эдак и богохульные стихи Есенина можно причислить к метапоэзии.

И ещё вопрос, не менее интересный: можно ли назвать Рильке предтечей современной метапоэзии?
Надеюсь, я не очень вас загрузила своими недоумениями?
Буду рада, если к разговору подключатся уважаемые мною Ильдар , Феликс и др.

Зинаида Палайя   21.10.2019 16:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Зинаида.
Стих хороший, никакой "чернухи" я в нём не увидел,
и три "нет" за него это, конечно же, многовато )
Одно "да" он меня он точно бы получил, будь я на отборе )
По поводу постмодерма и его признаков.
Если верить энциклопедии, "Постмодернизм об­ра­ща­ет­ся к куль­тур­но­му на­сле­дию
про­шлого, как объекту иг­ро­во­го ос­вое­ния, иро­нич. ци­ти­ро­ва­ния и си­туа­ци­он­но­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния (при вклю­че­нии его в раз­но­об­раз­ные кон­тек­сты), ис­точ­ни­ку сти­ли­за­ции и эк­лек­тич. ком­би­ни­ро­ва­ния его форм."
Мне близко это определение, то есть, именно так я себе это явление и вижу -
как переосмысление культурного наследия прошлого.
Новое время рождает новые вызовы, отсюда и новые трактовки.
Меняется мир, меняемся мы, меняется наше отношение к миру.
Человек не просто переосмысляет мир, и даже уже не становится центром мира,
он сам и есть мир, каждый отдельно взятый человек.
Естественно, что прежняя система координат, в которой он был винтиком,
нового человека устроить не может.
А дальше этот процесс будет только ускоряться.
За постмодернизмом идёт постпостмодернизм, а за ним постпостпостмодернизм,
а потом явиися ещё какой-то изм и так до бесконечности, что, собственно, и хорошо, и правильно, ибо что киснуть то?
В движении жизнь, как известно, и все течёт и изменяется )
Что же касается последних ваших вопросов.
Вы же помните, как сказано в одном бессмертном романе - "забираться в такие дебри без риска свернуть себе шею, может только очень образованый человек" (цитирую по памяти).
И вот, поскольку, я далеко не такой образованный человек, шею я свою поберегу и забираться туда не стану.
И, если честно, не очень мне туда и лезть охота, если бы даже и мог,
потому что всё это "слова, слова, слова", а чем больше их говоришь, тем яснее понимаешь, как мало они объясняют, а вернее даже совсем ничего не объясняют.
В общем, оставим небо литературоведам, а сами вернёмся к нашим стихам, мне так кажется, потому что иной раз пара стихотворных строк расскажут больше чем сто увесистых талмудов )

Кхмбагир Блк   21.10.2019 19:15   Заявить о нарушении
Зинаида, прежде чем что-тo критиковать (в частнocти мое "мнение"), нeплoхo бы пoнять критикуемое. А если самoй пoнять не получается, можно спрoсить y автора разбираемых Вами слов. Вашим нeвepным обобщением моей трактовки, которую Вы не поняли, Вы сделали мне неприятнoсть, и приглашать мeня же после этого поучаствовать в разговоре - глупoсть в квадрате.

Арабский Алфавит   21.10.2019 19:23   Заявить о нарушении
Ох ты, Боже мой! Ильдар, меньше всего я хотела Вас обидеть. Речь идёт не вообще о
непонятности Вашей фразы, а о непонятности её именно для меня лично. Я больше спрашиваю, чем утверждаю. А в отношении к Вам у меня слишком велико чувство благодарности: ведь это благодаря Вам я стала резидентом БЛК со стихом "Пенный оберег", а я добро не забываю. До чего же мне сейчас нехорошо!
Простите, ради Бога )))))

Зинаида Палайя   21.10.2019 19:57   Заявить о нарушении
Зиинаида, любое понимание начинается с внимания к тексту. Перечитайте мою фразу, которую Вы даже процитировали неверно. Я там говорю именно что о сущностном.

Арабский Алфавит   21.10.2019 20:58   Заявить о нарушении
Пардон за опечатку в имени.

Арабский Алфавит   21.10.2019 20:58   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Зинаида!
Спасибо, что заглянули к нам!
Знаете, в стихах по картинам есть одна опасность - остаться привязанным к картине и не выйти за ее пределы, остаться зависимым от картины, не восприниматься без нее. А ведь стихи должны бы всё-таки восприниматься на слух даже без конкретных зрительных ассоциаций. Хотя в Вашем случае связь с картиной не столь сильна. И в общем-то в присутствии иллюстрации -картины стихотворение не очень нуждается, поскольку значимая часть его - описательная. Стихотворение само рассказывает об ужасах, своих ужасах , окружающих свою героиню. И более того, мне кажется , что Ваша героиня совсем не та же, что у Брейгеля. И роднит этих героинь лишь безумство на фоне ужасов, хотя и безумство и ужасы, героиню окружающие, у Вас и у Брейгеля совсем разные.
Для начала вспомним что же у Брейгеля. Есть две основных версии. Во-первых, что это героиня фольклора доведенная собственной наглостью и жадностью до безумия и в порыве этого безумия штурмующая ад. Соответственно ужасы вокруг - и есть ад. Либо - версия вторая - Брейгель изображает ужасы войны на земле. И показывает как под её влиянием люди становятся столь - безумны?- злы и жадны, что сама земля превращается в ад. Какую позицию в этом случае занимает Грета? - то ли она поражена этими людским безумствами и пытается от них защищаться ( и защищать свой нехитрый скарб - сковородку) то ли она столь же безумна как и другие. И эта самая сковородке уже ее добыча - не ясно.
Что у Вас?
У Вас Грета иная - скорее наша, современная и ужасы у Вас иные. А безумие - это в Вашем случае скорее спасательное средство Вашей героини.
Сама по себе мысль эта - прятаться в безумии от жизни - оригинальна и интересна. Но преподнесена она то ли слишком плоско , то ли слишком буднично, то ли слишком напрямую. Так что в результате - удивительно - но во мне Ваша героиня даже не вызывает сочувствия - а должна бы... Жаль...
Итого - в целом - в описательно-повествовательной части ( до "тлеет") мне больше всего нравится идея: героиня прячется в безумии от жизни (от горя, от ужасов её).
Дальше же у Вас получилось создать интересные метафоры и поэтическую трехмерность - и с дымами, которые полны жизни и с избами...
Но они, хотя сами по себе очень интересны, как-то слишком отличаются от остального стихотворения. И воспринимаются несколько чужеродно.
Хотя мне они нравятся больше всего.
Да, и ещё один момент.
На мой взгляд после "привыкшие" само по себе напрашивается "подвешенные", а не подвешены..
Что же касается нашей , современной Греты, у меня с ней ассоциаций не возникло совсем.
Но, кстати, тот факт, что они тезки, дает большое поле для фантазии. На этом можно было бы создать яркие интересные параллели. Хотя , конечно, это были бы уже другие стихи и о другом

Ритстьёри Блк   23.10.2019 22:02   Заявить о нарушении
Что же касается "постмодернизма" ,на мой взгляд, дискуссия под обзором получилась весьма содержательная , охватила много точек зрения, там были приведены интересные примеры, затронуты любопытные моменты. И продолжать ее по сути нет особого смысла, т.к. к единому мнению мы всё равно не придем.
Что же касается "метамодернизма".
Не думаю что он связан с метафизиками. И возвращаться к указанному Вами он конечно не будет.
Если Вы посмотрите в словарях смысл приставки мета - то найдёте примерно следующен:
"часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение"
Вот думаю, а этом смысле она и используется.
Т.е. после "пост" предполагется некоторое "мета" (следование за, но всё же изменение и превращение), а ни в коем случае не возвращение к 17 веку

Ритстьёри Блк   23.10.2019 22:18   Заявить о нарушении
А вообще, Зинаида, простите обойду стороной Рильке, т. к. наверное , не являюсь таким его знатоком, чтобы основательно и фактически обоснованно говорить о его роли, предложу такую тему как "стихи по картинам".
Сейчас это достаточно частое явление на разных площадках - написание стиха по картине. Как там было у Плутарха, кажется : поэзия - звучащее живопись.
У Вас есть любимые стихи современников, написанные по картинам? Есть ли такие примеры, где Вам кажется, что автор перерос картину и создал самостоятельное , независимое полноценное произведение.
У меня есть. Я потом приведу свои примеры, но было бы любопытно послушать Вас.

Ритстьёри Блк   23.10.2019 22:54   Заявить о нарушении
Набрела на статью Игоря Шайтанова «Метафизики и лирики» http://magazines.gorky.media/arion/2000/4/metafiziki-i-liriki .html

Вот выдержки из неё.
Метафизичность – соотнесение всего со всем, установление связи, как земного с земным, так и земного с небесным. (Однако – какая безграничность! З.П.)
«Метафизическая поэзия» – это рефлективное понятие, высвечивающее то, что у нас есть и чего прежде не было. Что создаёт возможность иначе говорить, мыслить, выражать мысль, обращённую к Богу и не только к Богу…
(Опять границы расползаются. З.П.)
1. Стиль, сопрягающий далековатые понятия.
2. Тон – разговорный, интонационный.
3. Слово остро отмечено присутствием говорящего.
( Вот это уже нечто конкретное. З.П.)
О метафизике заговорили у нас с тем, чтобы нарушить слишком ровное – эмоционально и стилистически – течение лирических излияний. Скорее речь идёт о расширении лирического поля.
* * *

Ну, а теперь – кто про что, а я про Рильке, которого считаю своим учителем (хотя ученица я негодящая).

«Кто, если я закричу, меня услышит
в ангельском стане?..»
Начало первой элегии из книги «Дуинские элегии» (перевод мой)

Все три признака, означенные выше, к этой строке подходят безусловно.
Рильке, великий мета-лирик ХХ века, уже сто лет назад раздвинул границы лирического поля.
Интересно, встречается ли в литературном пространстве термин "металиризм? Я пока не нашла.
* * *

Теперь о моей «Безумной Грете». Это не поэтическая иллюстрация к сюжету картины, но ассоциация на тему: «безумный мир и что делать». Как вариант для ЛГ – безумие во Христе, т.е. юродство, когда человек принимает на себя колоссальный подвиг. Он через какие-то странные поступки смеется над законами мира сего и в то же время молится о нём. Юродство – это прежде всего глубочайшая вера человека в промысел Божий. Метафора промысла Божьего – «добрый мираж» в финале стихотворения.
Если мир в картине и мир в стихе по сути идентичны, то главные персонажии прямо противоположны.
Что касается последней строки «…и полетели избы, подвешены к небесам…», то я, конечно же, сознательно нарушила правила синтаксиса. Можно было бы избежать этого и с помощью многоточия (…и полетели избы… подвешены к небесам…), и правильным написанием (…и полетели избы, подвешенные к небесам…). Но в первом варианте был бы переизбыток многоточий, во втором – лишний слог, из-за которого два последние слова как бы «слипаются». И я подумала: в конце концов, Лермонтову можно, Мандельштаму можно, а мне почему нельзя? – и оставила…

Зинаида Палайя   24.10.2019 18:21   Заявить о нарушении
Стихи по картинам есть. Семь штук любимого современного автора З. Палайи
Например:
http://www.stihi.ru/2012/05/02/7120 и http://www.stihi.ru/2012/04/18/7132
Покажите, пожалуйста, Ваших авторов.

Зинаида Палайя   24.10.2019 19:22   Заявить о нарушении
Зинаида, кажется мы с Вами опять совершенно о разном говорим.
В комментариях говорили о метамодернизме. А Вы о метафизике.
Общая у них лишь приставка "мета", которая еще больше подчеркивает их различие, означает она "следующее за, переход от", т.е. попросту говоря метафизика - течение уходящее от физики, следующее после физики, а метамодернизм и уж тем более метапостмодернизм - течение уходящее от постмодернизма, слеющее за ним , вот и всё. И никакой общности между метамодернизмом и метафизиками нет.
В контексте этого пытаться находить в стихах Рильке признаки поэзии метафизиков - это значит отодвигать его в обратную сторону от современности, а не роднить с ней.

Ритстьёри Блк   26.10.2019 01:51   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши стихи по картинам.
У меня есть два ярких примера стихотворения резидентов БЛК, которые, в чем -то даже превзошли смыслы картин.
Эти стихи стали отдельной самостоятельной единицей. Они дали больше чем говорили картины.
Сейчас найду ссылки

Ритстьёри Блк   26.10.2019 01:55   Заявить о нарушении
Вот , например, очень яркий выход за пределы картины.
Стихотворение дает больше смыслов, перерастает картину.

Стихотворение Галии, было в одном из лонгов БЛК
http://www.stihi.ru/2017/12/03/6545

Ритстьёри Блк   26.10.2019 02:00   Заявить о нарушении
И еще одно.
Здесь , конечно, я не могу сказать , что оно превзошло картину, т.к. картины эта - один из ведущих шедевров мировой живописи.
Но оно явно вышло за пределы картины. Изменило угол ее видения, взяло у неё лишь определенный характер, метафоричность.
И само при этом стало очень своеобразным - не побоюсь этого слова - шедевром
Если правильно помню, в лонгах БЛК было, хотя это не принципиально
Ольга Домрачева Утренняя Страшилка
http://www.stihi.ru/2014/10/16/4971

Ритстьёри Блк   26.10.2019 02:14   Заявить о нарушении
Э нет, Рист, "мета" - не только следование за чем-л. (временной аспект), но и переход к чему-л., выход за пределы чего-л. (сущностный аспект). Метафизика не следует ПОСЛЕ физики, это выход за пределы физической реальности в иной, невидимый, мир, который существует одновременно с миром видимым. Рильке - мистик, он ощущал это, как впрочем и английские поэты-метафизики.
Но похоже, что мне пора остановиться, я слишком злоупотребила Вашим вниманием.
Спасибо, добрые хозяева Гостиной. У вас было уютно.
С признательностью

Зинаида Палайя   26.10.2019 15:03   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Зинаида, что заглянули к нам!

Ритстьёри Блк   26.10.2019 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.