Лунный рассвет и закат... ЯС

***~~~***~~~***

Утро проснулось...
Дремлет в рассветной тиши
след лучезарный.

Тихая заводь...
Где-то шуршат камыши
призрачной тенью.

Травы блестят в серебре,
вьются стрекозы.
Солнца лучи на заре,
искрами росы.

***~~~***~~~***

Синее небо...
Вечер вновь радует нас
алой зарёю.

Мир остывает...
Небо сменило окрас
в дивных закатах.

Нежный порыв ветерка -
шёпот прибоя.
Чайка в сиянье луны -
встреча у моря.

***~~~***~~~***


    Японский сонет - игра сложная, но интересная! Эта твёрдая поэтическая форма: стихотворение из десяти строк, образующих два трёхстишия-терцета-хокку, написанных по схеме 5-7-5 (количество слогов в строке) и двух двустиший, написанных по схеме 7-5, вместе образующих одно четверостишие-катрен со схемой 7-5-7-5. При этом каждое хокку и каждое из двустиший, образующих четверостишие, должно иметь самостоятельный смысл, но всё же все они вместе должны образовывать единое целое. В отличие от привычных хокку и танка, в японских сонетах есть рифма: abc abc dede. Основным стихотворным размером для японского сонета является дактиль.
     В настоящее время Японский сонет развивается в двух направлениях - "канонический", с количеством слогов 5-7-5 для хокку и 7-5-7-5 для четверостишия (ударные 1-4-7 слоги/ дактиль или 2-4-6/ямб)"  (с) Отоги Боко, ссылка на источник: http://www.stihi.ru/avtor/otogiboko

Ударная дактилическая схема:

! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~

! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~

! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~

Ударная ямбическая схема:

~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~

~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~

~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~

Ударная хорейная схема:

! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !

! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !

! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !

     Японский Сонет или Русский Альбомный Сонет в восточном стиле - это симбиоз двух литературных культур...
     Как сказал советский и российский литературовед, филолог-классик Гаспаров Михаил Леонович: "По образцу традиционных твёрдых форм могут создаваться и новые, нетрадиционные. Однако для того, чтобы они ощущались в качестве таковых, нужно, чтобы такие стихи или производились сразу в большом однообразном количестве, или имели достаточно чёткое и сложное строение, легко воспринимаемое как формальное задание. Лучше всего для этого годятся рефренные формы". /"Русский стих начала 20-го века"/
     "Появление "японского сонета", на мой взгляд, является удачной попыткой совершить культурную прививку японской сакуры к стволу холодоустойчивой и неприхотливой вишне-дичку, плодоносящей даже на севере России. И это радует. Осталось только найти оптимальный вариант, сочетающий жизнестойкость русской вишни с нежностью и изяществом японской сакуры. Вот в этом плане и надо искать - и утяжеление канонов не кажется мне удачным путём, как и бездумное принятие некоторых японских правил. К примеру, не следует запрещать обычную орфографию русского поэтического текста, требующего начинать фразы с заглавных букв, а также и пунктуацию, облегчающую понимание текста. Эти "правила" японской поэзии являются естественным следствием иероглифической системы письма, а вовсе не придуманными в каких-то таинственных целях каноны. Что касается строгой ритмизации строф - не вижу причины, по которой не следует сохранять обычные правила японских хайку, по крайней мере для терцетов. Правила ритмизации можно было бы считать рекомендательными, а не обязательными, и это увеличение степени свободы послужило бы добрую службу дальнейшему развитию японского сонета. Время его существования ещё слишком мало, чтобы ставить ограничения на пути его развития и становления." (с) Адела Василой, ссылка на источник: http://www.stihi.ru/2014/03/14/10630


Рецензии