85. Роман Качанов

(ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА ОДНОГО ИЗ ВЕДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ АНИМАЦИОННОГО КИНО)

Роман Абелевич Качанов (1921-1993 гг.) – советский режиссёр-мультипликатор, один из основателей отечественной кукольной анимации. Окончив курсы художников-мультипликаторов, а затем – курсы режиссёров, работал на киностудии «Союзмультфильм».

В послевоенное время студию «Союзмультфильм» по праву можно было назвать домом чудес. Там под рукой художника-мультипликатора рождались и жили полной приключений жизнью сотни забавных человечков, зверей, смеялись и плакали цветы, разговаривали пароходы и подъёмные краны, бегали дома и деревья. Там рождались существа, которых нет и не было в природе, – например, всеобщий любимец Чебурашка.

Но о Чебурашке потом. До кукольных фильмов Роман Качанов 10 лет проработал в рисованной мультипликации. С 1947 по 1957 год работал художником-мультипликатором и ассистентом режиссёра у Дмитрия Бабиченко, Валентины и Зинаиды Брумберг, Льва Атаманова, Ивана Иванова-Вано.

И только в 1958 году, совместно с А. Карановичем, создал свой первый фильм – «Старик и журавль», в 1959 году с тем же сорежиссёром – тонкую поэтическую картину по сценарию Назыма Хикмета «Влюблённое облако», получившую призы на фестивалях в Аннеси, Оберхауэене и Бухаресте. Ассистентская работа отошла в прошлое, а режиссёрская на этих двух фильмах дала Р.К. большой профессиональный опыт, в дальнейшем он переключился, в основном, на режиссуру.

Всего Роман Абелевич участвовал в создании более сорока мультипликационных фильмов: как режиссёр снял 27 фильмов, 17 – как сценарист, 4 – как художник-постановщик, 16 – как мультипликатор, был режиссёром четырёх сюжетов в киножурнале «Фитиль».

У Романа Качанова было особое отношение к фантастике, и это подтверждается в полнометражном мультипликационном фильме «Тайна третьей планеты» по произведению Кира Булычева. Принято считать фантастику апогеем инженерно-технической мысли, – начиная от турпоездок на другие планеты, заканчивая полной автоматизацией быта, когда плита поёт «обед готов», а колокольчик у двери вызывает «к Вам пришли». Для автора фильма о космической экспедиции фантастика – то, чего не может быть вообще, а не то, что есть или ещё может быть.

«Крокодил Гена» – это тоже фантастика. В книге Э. Успенского режиссёра в первую очередь привлекло то, что звери и люди в городе пользуются равными правами. Но с другой стороны, реальности там ничуть не меньше: «Медведь работает в зоопарке табельщиком, крокодил – крокодилом. Твоей соседкой тоже может быть кобра. Над тобой, а лучше, конечно, под тобой может жить слон. Всё как в жизни». Вот именно эта абсолютная вера в правдивость и истинность сказки и абсолютно серьёзное отношение к происходящим там не всегда серьёзным событиям пронизывают всё творчество Романа Абелевича.

1969 - 1983 год – время выпуска тетралогии о Крокодиле Гене, Чебурашке и Шапокляк. Все четыре работы являются шедеврами кукольного фильма и не уступают друг другу. О скрытом подтексте Чебурашки сам Роман Абелевич говорил: «Это мультфильм о том, как жить людям. И не только в детстве, но во всё время, отпущенное нам. О том, что жить без друзей невозможно и неестественно. О том, как найти товарищей и уметь дорожить ими.»

Одной из самых ярких работ режиссёра Качанова является «Варежка», снятая в 1967 году. По сценарию маленькая девочка мечтает иметь собаку, вечно занятая мама не позволяет, тогда фантазия ребёнка преображает обыкновенную вязаную рукавичку в забавного шерстяного щенка. Мама понимает свою ошибку, и девочка получает в подарок домашнего питомца. Но сказать так – ничего не сказать, потому что надо видеть, как малышка играет со щенком-варежкой, как гладит комочек шерсти и заботливо поит из блюдечка молоком... Недетская история для детей «Варежка» заняла главный приз на фестивале мультипликационных фильмов в Аннеси, серебряную медаль в конкурсе детских фильмов на Московском кинофестивале в 1967 году, приз города Хихона «За высокое художественное качество мультипликации», Гран-при «Золотая пластина», первую премию на Всесоюзном кинофестивале в 1968.

Фильм «Аврора» Качанов снял после того, как узнал, что нет ещё ни одной сколь-нибудь запоминающейся песни об этом легендарном крейсере. Сюжет строится на том, что к композитору приходит мальчик и просит его написать такую песню. Р.К. видел этот фильм, в сущности, автобиографическим, так как сам, как тот мальчик, пришёл к композитору Владимиру Шаинскому и попросил написать песню, которую до сих пор знает каждый школьник.

Вообще все фильмы Мастера объединяет одно – идея добра. Роман Абелевич считал, что в мультипликации не должно быть ничего противного, злого, страшного и жестокого. «Как режиссёр я сделал свыше 20 фильмов, и ни в одном из них никто из героев не погиб. Это касается не только работ, рассчитанных на самых маленьких зрителей. Идеи добра в мультфильме могут ассоциироваться с добрыми началами любого другого порядка, звучать для людей любого возраста».

У советских людей, работавших в отрасли киноискусства, было определённое самоощущение, они верили, что делают большое дело. И действительно, так и было. Сейчас в эпоху «другого кино», другого и технологически, и психологически, очень не хватает того тёплого и доброго, что дарили людям энтузиасты кинематографии в СССР.

«На студию не так легко попасть, трудно удержаться и совершенно невозможно уйти,» – говорил Качанов о «Союзмультфильме». Более 35 лет он отдал мультипликации. Уже став признанным, режиссёр вёл мастерскую на Высших режиссёрских курсах. В 1981 году Роман Качанов получил звание народного артиста РСФСР, в 1982м стал лауреатом Гос. Премии СССР.

«Фильм для детей бывает часто гораздо большим авторитетом, чем слова папы и мамы,» – полагал режиссёр. Для самых маленьких его творчество – уроки жизни, морали. Для зрителей постарше – повод задуматься. Ну а для мультипликации в целом – немалая заслуга художника и режиссёра Качанова в том, что кукла доказала свою актёрскую полноценность в кино.

05.05.2019, Костина Алина


Рецензии