12 мая - память Девяти мучеников Кизических
Чем прославили свою земную жизнь эти святые? В Малой Азии, на берегу Дарданельского пролива, отделяющего Азию от Европы, существовал древний город Кизик. Христианство в нем начало распространяться после проповедей святого апостола Павла, и он был уже освящен светом христианства. Но многие, опасаясь гонений, держали свою веру в тайне. Игемоны, посланные для того, чтобы принуждать всех к язычеству, подвергали непокорных пыткам и мучениям.
В III веке христианство в этом городе попиралось и преследовалось, потому что в городе процветало язычество. Многие христиане бежали и скитались по горам и пустыням.
Истинные, глубоко верующие христиане не желали отказываться от своей веры во Христа. Под страхом смерти они проповедовали Слово Божие, чтобы утвердить христианство в этом языческом регионе. Были такими проповедниками и будущие мученики Кизические. Они были молодыми и пожилыми, исходили из разных городов, занимались разными ремеслами, среди них были воины и клирики, они занимали разное положение в обществе, но всех их объединила горячая вера во Христа. Они громко славили Господа и без страха обличали язычество и идолов, за что были схвачены, долго и жестоко мучимы, но даже за обещание свободы они не отреклись от своей веры. Своим мучителям они продолжали говорить о суетности идолопоклонства и укоряли их в нечестии. Девять мучеников Кизических смиренно склонили головы пред мечом своих мучителей. Их погребли недалеко от города. Они остались тверды в своей вере, как гора Сион.
Когда христианство все же победило язычество, во время правления Константина Великого, в 324 году, христиане обрели нетленные мощи Девяти мучеников Кизических, чтобы упокоить их во храме. Этот храм был построен в память об их подвиге за веру во Христа.
Мощи Девяти мучеников Кизических излучали удивительную благодатную силу, благодаря которой исцелялись тяжелобольные, душевнобольные обретали разум, а последние язычники – веру. Один известный в городе муж, страдавший водянкой, исцелился от всех болезней, прикоснувшись к раке святых Девяти мучеников Кизических. Благочестие процветало в Кизике.
Видя чудеса и исцеления, множество язычников обратилось ко Христу и через несколько времени почти весь город обратился к истинной вере, идольские храмы были уничтожены, а вместо них создались церкви Божии.
Спустя некоторое время воцарился нечестивый Юлиан Отступник, некоторые из оставшихся язычников отправились к нему, чтобы сказать, будто христиане разорили их храмы и разбили жертвенники. Юлиан повелел восстановить языческие храмы и идолы и заключить христианского епископа Елевсия. Он боялся трогать христианские храмы, потому что христианское население в те дни было уже многочисленным. Когда же император Юлиан погиб, епископа Елевсия освободили и в Кизике снова воссиял свет веры Христовой.
Девять мучеников Кизических покровительствуют всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Они заботились не только о том, чтобы спастись самим, но и явили великую любовь к ближнему, пытаясь рассказать, что Господь создал человека для вечной радости, для наследия Царствия Небесного. Поэтому обращаться к Девяти мученикам Кизическим в молитве можно каждому, ведь они заботились и при жизни о знакомых и незнакомых людях, пытаясь донести до них Свет Христов.
В России недалеко от города Казани был устроен монастырь в честь 9-ти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых. Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году, "ибо, - пишет святитель Димитрий Ростовский, автор службы 9-ти мученикам, - этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней". Святитель Димитрий также описал страдания святых мучеников и составил слово на день их памяти.
В 1698 году, три века назад, разбитый параличом Патриарх Адриан после усердной молитвы к Девяти мученикам был чудесно исцелен и в память о них основал в Москве Девятинскую церковь.
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Большой Девятинский переулок, где расположена церковь, получил от нее свое название.
В годы богоборчества храм передали женской тюрьме и на его территории совершались смертные казни через расстрел, поэтому его стали называть “расстрельным” храмом.
В 1992 году храм Девяти мучеников Кизических вновь передали Русской Православной Церкви.
Перед старинной чудотворной иконой Девяти Мучеников Кизических с частичками их мощей, украшенной множеством даров, всегда теплится неугасимая лампада - символ пламенной молитвы боголюбивых сердец. Силу их заступничества испытали на себе и многие наши современники, которые не раз приезжали в храм, возрожденный в 1994 году после десятилетий атеистического запустения и разрухи. Кому-то святые помогли в обретении веры, кому-то в исцелении души и тела, а многие рассказывают о чудесной помощи по предстательству святых девяти мучеников Кизических в поиске работы.
Протоиерей Григорий Дьяченко в своем поучении говорит:
"...Святые девять мучеников помогают преимущественно страждущим от лихорадки. Хорошо, значит, делают те, которые в этой болезни обращаются за помощью к девяти мученикам. Хорошо и во всех болезнях обращаться с молитвой преимущественно к мученикам, кто бы они ни были.
а) Болезнь мы ощущаем или во всем теле, или в некоторых членах его. А св. мученики потому и мучениками называются, что они в теле терпели мучения за Христа. Они испытали эти страдания так, как никто другой, — значит кто, как не они, больше могут сочувствовать и нам в наших страданиях телесных? Человек, живший некогда в нужде и бедности, лучше понимает, что такое нужда и бедность, чем тот, который никогда не испытывал ее. Человек, перенесший много клеветы, напраслины, лучше и больше может сочувствовать человеку напрасно гонимому, чем тот, который никогда не испытывал этого. Так и св. мученики, перенесшие разные роды телесных страданий, горячо сочувствуют всякому телесно страждущему.
Будем же обращаться в болезнях телесных преимущественно к св. мученикам, и это будет очень благодетельно для нас. Вот ты видишь, — врач тебе не помогает, лекарство, им указанное, не действует, а иногда и сами врачи не могут изобрести средства против той или другой болезни, иногда и врача-то взять негде и не на что пригласить его. О, страдая тогда на ложе своем, обратитесь мысленно душою и сердцем к тому или другому страдальцу за Христа — св. мученику.
Молитесь таким образом: «Мученики Христовы! Вы терпели терзание железными когтями, жжение на раскаленном железе, избодение очей, отъятие языка, рук и ног, наконец и головы своей; нет такой болезни, которой бы вы не испытали въ теле своем за Христа; вы знаете очень хорошо, что такое болезнь телесная, как подчас трудно ее переносить, — сжальтесь же надо мной, испросите мне у Господа уврачевание, прекращение страданий моих»
Бывают болезни неизлечимые; но как часто болезнь, исходом которой признана несомненная смерть, как часто такая болезнь проходит скоро, легко по вере болящего и по молитве того или другого угодника Божия! Не прекращается болезнь? Стало-быть нет на то воли Божией, стало-быть для вас спасительнее болеть.
Покоритесь святой воле Божией, но продолжайте молиться; св. мученики придут на помощь к вам, — не подадут исцеления, пошлют облегчение, принесут другое — более важное, принесут вам бодрость духа, мужество, терпение, преданность воле Божией, помогут вам избежать ропота, вы будете постепенно примиряться со своим положением, сродняться со своею болезнью, привыкать к ней, будете смотреть на нее по-христиански, как на крест, посланный от Бога, крест, хотя тяжелый, но спасительный, — и вам будет легко, вы почувствуете, что вы страдаете не одни, но со Христом и для Христа, и с любовью к Нему понесете свой крест.
Вот что могут сделать св. мученики, если во время болезни мы будем неотступно молить их. Но и этого мало: они могут даже радость в сердце ваше пролить. Как сами они хвалили и благодарили Бога среди страданий, пели псалмы хвалебные, идя на смерть, так и вам подадут тоже. «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», — эти слова страдальца Иова будете повторять и вы.
б) Гораздо страшнее болезни душевные, — это грех, живущий и управляющий нами, это страсти обдержащия нас, каковы: самолюбие, праздность, невоздержание, безпечность, любострастие и другие. Но и тут хорошо обращаться к святым мученикам, и у них просить помощи для победы над грехом. Впрочем здесь благопотребно не молиться только, но и поучаться у них.
В самом деле, как не устыдиться нам при одной мысли о страданиях мучеников?
Мученики всем пожертвовали для Христа, а мы ни от чего не хотим отказаться для Него!
Мученики страдали, кровь проливали, а мы только думаем о неге, спокойствии, об удовольствиях!
Мученики пренебрегали настоящею жизнью, чтобы не лишиться вечной жизни со Христом на небе, а мы о вечной жизни совершенно забываем, как будто другой жизни и не будет, и спешим в сладость здесь пожить!
Св. мученики радовались только о Христе, Он был их радостью, утешением, сокровищем сердца. А у нас чистых, святых радостей почти нет. Храм, служба церковная нас не утешает, молитва — тяжелый труд, книга глаголов живота вечного, то-есть слово Божие, у нас в забвении, в небрежении, а жить по этому слову мы еще и не начинали, и не думаем.
Братие-христиане! Воззовем к св. мученикам: св. мученики, возлюбившие Христа паче всего! Умолите за нас Христа Бога нашего, да не погибнем во грехах наших, да воспрянем от сна греховного, да возстанем и пойдем по пути правды, как возстали все покаявшиеся грешники. Будем так взывать, и святые мученики, которые являются помощниками в болезнях телесных, будут врачами и в болезнях душевных. (Сост. по «Душеп. Чтен.» за 1886 г. апрель)
«Радуйтеся, прехвальнии мученицы Христовы девяточисленнии»
Тропарь Девяти мученикам Кизическим, глас 8:
Святии девяточисленнии мученицы, от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным, мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте, зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением, огнем же любве Божия разжизаеми, вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте, темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь, от неяже и многовидных страстей милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.
Кондак, глас 2:
Твердый и всесветлый лик мученик девяти, Трисолнечнаго Божества исповедницы, на судищи Тому начально взываху: кровь и души наша с телесы, яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко, в лицех Небесных Твоих сопричти, яко Бог Милостивый.
Величание девяти мученикам Кизическим:
Величаем вас, святии девяточисленнии мученицы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Молитва Девяти мученикам Кизическим
О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте;
принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею,
Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.
Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся.
Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога,
Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
СВЯТИИ ДЕВЯТОЧИСЛЕННИИ МУЧЕНИЦЫ КИЗИЧЕСКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.
Источник:
https://www.pravmir.ru/9-muchenikov-kizicheskih/
http://www.kizik.ru/index.php/hram/svyatye/68-marty
http://www.kizik.ru/index.php/hram/history/74-history-17-20
Свидетельство о публикации №119051205181