Легенда о Гиацинте

Эпиграф

Застыл продрогший Гиацинт в небесном доме,
Свои оставив лепестки, во белом поле.
Они раскрылись, расцвели для нас с тобою,
С теплом вобрав тепло души с утраты болью!
Любимец Бога - Гиацинт, из лилий соткан…
Теперь цветёт в молчанье льдин, им, как находка.
Спасибо, Белла за труды, за яркость рифмы
К Вам восхищение на Вы и в скорби грифель…
За легкость Вас благодарю, за точность мысли.
За то, что будете в строю! В стихах и в жизни!

Пыжова Ольга

Предисловие

 Гиацинт считается цветком любви, счастья, верности и скорби. Название цветка "гиацинт" по-гречески означает "цветок дождей", но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте. Гиацинты в садах еще долго культивировались лишь в странах Востока. Там они пользовались популярностью не меньше, чем тюльпаны. Гиацинт обитает в Греции, Турции и на Балканах. Он был популярен в Османской империи, откуда проник в Австрию, Голландию и распространился по всей Европе. В Западную Европу очаровательный гиацинт попал во второй половине 17 века, прежде всего в Вену. В Голландии гиацинт оказался случайно с потерпевшего кораблекрушение корабля, на котором были ящики с луковицами; разбитые и выброшенные бурей на берег, луковицы проросли, зацвели и стали сенсацией. Это было в 1734 году, когда горячка к разведению тюльпана стала остывать и чувствовалась потребность в новом цветке. Так он стал источником больших доходов, особенно когда удалось случайно вывести махровый гиацинт.
Усилия голландцев были направлены сначала на разведение, а потом и на выведение новых сортов гиацинтов. Цветоводы пробовали разные способы, чтобы быстрее размножить гиацинты, но ничего не получалось. Помог случай. Однажды мышь испортила ценную луковицу - выгрызла донце. Но неожиданно для расстроенного хозяина вокруг "искалеченного" места появились детки, да еще сколько! С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В местах повреждений образовывались крошечные луковички. Правда, они были малы и их доращивали 3-4 года. Но терпения цветоводам не занимать, да и хороший уход за луковичками ускоряет их развитие. Словом, товарных луковиц стали выращивать все больше, и вскоре Голландия торговала ими с другими странами.
 Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Потомок гугенотов садовод Давид Буше, имевший прекрасную коллекцию примул, начал выращивать и гиацинты. Во второй половине XVIII века он устроил в Берлине первую выставку этих цветов. Гиацинты так поразили воображение берлинцев, что многие увлеклись их выращиванием, взявшись за дело основательно и с размахом. Это было модным развлечением, тем более что у Буше неоднократно бывал сам король Фридрих Вильгельм III. Спрос на гиацинты был так велик, что они выращивались огромными массивами.
 Во Франции в 18 веке гиацинтом пользовались для одурения и отравления тех лиц, от которых пытались избавиться. Обычно предназначавшийся для этого букет опрыскивался чем-нибудь ядовитым, и предназначенные для отравления цветы ставились в будуар или спальню жертвы.
В дикой природе цветок можно встретить на Средиземноморье, где гиацинт растет вблизи рек и озер. Он и вправду очень любит влагу.
 С названием этого растения связана греческая легенда. В Древней Спарте Гиацинт некоторое время был одним из наиболее значимых богов, но постепенно слава его поблекла и его место в мифологии занял бог красоты и солнца Феб, или Аполлон. Легенда о Гиацинте и Аполонне в течение тысячелетий остается одной из самых известных историй о происхождении цветов. Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиaцинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Словно множество миниатюрных лилий было собрано в одно соцветие (султан), а на их лепестках было начертано горестное восклицание Аполлона. Этот цветок высокий и стройный, древние греки и называют гиацинтом. Память о любимце Аполлон увековечил этим цветком, который вырос из крови юноши.
В той же Древней Греции гиaцинт считался символом умирающей и воскресающей природы. На знаменитом троне Аполлона в городе Амикли изображалось шествие Гиацинта на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляет собой жертвенник, в котором захоронен погибший юноша.
  По более поздней легенде, во время Троянской войны Аякс и Одиссей одновременно заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Когда совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, это настолько поразило Аякса, что герой пронзил себя мечом. Из капель его крови вырос гиaцинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса - альфу и ипсилон.
 "Локоны гурий", - так называли гиaцинт в странах Востока. "Черных завитков сплетенье лишь рассыплет гребешок - И потоком гиацинты упадут на розы щек", - эти строки принадлежат узбекскому поэту 15 века Алишеру Навои. Правда, утверждение, будто красавицы научились завивать волосы у гиацинтов, появилось еще в Древней Греции. Около трех тысячелетий назад девушки - эллинки украшали "дикими" гиацинтами прически в день свадьбы подруг.
 Персидский поэт Фирдоуси постоянно сравнивал волосы красавиц с закручивающимися лепестками гиацинта и высоко оценивал аромат цветка: Ее уста благоухали лучше, чем легкий ветерок, а гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус.
 В России первые гиацинты появились в 1730 году. 16 сортов для Анненгофского сада в Лефортове выписал из Голландии садовод Брантгоф. Так бы и заказывали их из-за границы, если бы ботаник А. И. Реслер не вырастил в 1884 году луковицы гиацинта в Батуми и не доказал на собственных опытах, что это растение вполне может произрастать на Кавказском побережье Черного моря. С тех пор отечественные сорта гиацинтов не уступают иноземным ни по красоте, ни по продолжительности цветения.

В слиянье рек, в долине чудной,
Где горы сходятся прилюдно,
Народ безбедно жил давно,
Всё было: мясо, хлеб, зерно.
Печали нет, легка юдоль,
А правил ГИА, их король.

Но вот однажды в ту страну,
Пришли морозы, на беду.
Наслала холод свой Морена,
Был не готов люд к переменам.
И стали жители роптать,
Кто слаб, тот стал и умирать.

Беда случилась в атмосфере,
Сменился климат, стал он скверен,
Огонь согреть уж всех не может,
Искать стал ГИА выход: «Боже!
Дай силу вере, сохрани,
Спаси людей моей страны!»

И в ночь услышал глас он божий:
«Людей - в пещеры! В том надёжа!
Веди немедля, поскорей,
А также кур, коров, гусей,
От холодов туда гони,
Так сможешь свой народ спасти.
А сам ищи, где потеплей,
Чтоб после привести людей».

Лишь солнце осветило горы,
Народ был собран на пригорок.
Король им молвил речь свою:
«Детей берите! По ручью
В пещеры южные идите,
Где знак священный на граните,
Наш род от века век хранит
Он от беды вас защитит!»
Взяв воинов, без манифеста,
Король ушёл искать то место,
Где можно жить и скот держать,
и зиму вместе переждать.

Не ведал долго ли, иль скоро,
чем выше горы – жёстче холод,
Еда кончалась, пыл затих,
Нет сил душевных никаких.
Лишь только долг перед страной,
Жить помогал любой ценой.
В живых так мало их осталось,
Что сердце в горестях сжималось.
Но был упорен наш король,
Пещера найдена и боль…
Тихонько на сердце разлилась,
А нею благость, осветилось
Лицо у ГИА короля,
Теперь к народу! Всё не зря!

В пещере тихо и просторно,
Жить вместе стали все комфортно.
Тепло здесь даже злой зимой,
Вулкан «дремал» под той горой.
А чуть поодаль от пещеры,
Ручей струился, вообщем эра,
Другая жизнь у них пошла,
В труде, в заботах, дотемна.

Забыл сказать, дошли на север
В пещеру эту женщин девять.
И только несколько животных
Спасли они, всё подучётно. 
Устроили житьё и хлев.
Но как, же жить без королев?
Вопрос решился сам собой -
Всех девять Он назвал женой.
Но дружно жили и любили,
Все девять вовремя родили…
 
Как подросли и повзрослели,
Жить научились и сумели,
Свой обустроить в жизни быт
О том легенда говорит…

Как ценна жизнь, Любовь бесценна,
Легенда ГИА ЦЕН священна.
В ней сила к жизни победила
И ГИАЦИНТЫ пробудила.

Так в глубине дорожек горных,
Лиловым, розовым и чёрным
Нам ГИАЦИНТЫ шлют салют,
С весны по осень все цветут.

Как копья вьются прямо к свету,
И в танце нежном менуэтом
Прижмутся к юбочке листков,
Пред нашим взором бал цветов!


Рецензии
Афанасий Фет:

Гиацинт своих кудрей
За колечком вил колечко,
Но шепнул ему зефир
О твоих кудрях словечко.

1859 г.

***

Поэты Прозаики Приднестровья   28.03.2020 17:12     Заявить о нарушении
Спасибо! С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   28.03.2020 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.