О вечере памяти Натальи Еременко-2019

«МЕЖДУ НАМИ, ЖЕНЩИНАМИ…»
В ташкентском Музее Сергея Есенина состоялась презентация сборника произведений известной ташкентской поэтессы и художницы Натальи Еременко под названием «Между нами, женщинами…».
В этот сборник вошли стихи,  газетная статья и интервью Натальи Николаевны Еременко, а также фрагменты воспоминаний о ней поэтов Алексея Кирдянова и Сергея Гордина. Книга составлена и издана благодаря стараниям родных и друзей поэтессы. При этом основную работу проделал член Союза российских писателей поэт, эссеист и журналист Алексей Кирдянов (Алимкулов).
В книгу входят три раздела стихов – «Сборник без названия», «Разметанные листы» и «Другие редакции». В целом это издание приближено к монографии о Н. Еременко, раскрывающей не только ее творческую кухню, но и дающую понятие о ней как о личности вполне незаурядной.
Стихи Натальи Николаевны Еременко (1954–2013) несмотря на доступность в понимании образно-конкретны и подталкивают нас к философскому осмыслению бытия. В них безукоризненно все с точки зрения стиля, встречается немало «перекличек» с гениями прошлого – Анной Ахматовой, Сергеем Есениным, Александром Блоком, Мариной Цветаевой. Долгое время ее сборник стихов по указанию сверху не выходил в свет: мол, в ее произведениях вскрывались социальные проблемы, о которых нельзя было вслух говорить. Но несмотря на свой сложный путь к печатному воплощению написанного поэтесса продолжала выражать свои чувства и житейские проблемы в рифмованных текстах с пронзительной прямотой. И хотя судьба ее не слишком баловала, она не унывала, продолжала находиться в центре литературной жизни, училась мастерству у всенародно любимых поэтов Рудольфа Баренского и Александра Файнберга, дружила с актером, драматургом, поэтом и писателем В. Баграмовым, поэтами Э. Усмановым, А. Кирдяновым, А. Феськовым, Т. Сологуб, С. Гординым. Ее очень любили барды, считали «своей» – простой и понятной, очень компанейской. Тем не менее, как всякий подлинный художник она создавала собственный мир образов и ценностей, в котором пребывала духовно все же в  одиночестве.
В стихотворении «Мы учимся жить по-новому…» она говорит о переменах в нашей стране, которые больно ударили по социальному положению интеллигенции, сильно нивелировали моральные устои общества; а в стихотворении «Я "рисую" стихи, как картины, и нет…» признается, что очень серьезно подходит к процессу творчества и с учетом того, что много лет проработала художником-прикладником (поэтому почти все ее – ювелирно выверенные – стихи напоминают полотна). Замечательных результатов в стихосложении Н. Еременко достигала прежде всего благодаря требовательности к себе как к творцу.
Из прозвучавших на вечере стихов Натальи Николаевны стало вполне ясно, что главное в ее поэзии – четкая гражданская позиция, ориентированность на реализм и психологизм, лирическая тонкость женской души.
На вечере, посвященном творчеству поэтессы, прозвучали песни Геннадия Арефьева под собственный гитарный аккомпанемент на стихи Натальи Еременко «Каприз погоды» и «Лето – на убыль», на стихи Алексея Кирдянова – «Ленинградская полночь» и «Наташа-Натали».
Людмила Деканова также под гитару спела свои песни на стихи Алексея Кирдянова «Радужный свет» и «Я люблю эту землю».
Профессор Государственной консерватории Узбекистана Ирина Галущенко исполнила на рояле произведение П. И. Чайковского «Жаворонок».
Вспоминали Н. Еременко и читали ее стихи столичные поэты и барды. Брали в руки гитару, чтобы исполнить задушевные песни, авторы-исполнители из клуба авторской песни «Арча», в том числе Елена Новокрещенова, Леонид Пузырев-Сэм, Николай Свириденко.
Ведущими вечера были чтец-декламатор Ирина Парамонова и поэт «Арчи» Ирина Кондратенко.
Творческий вечер памяти нашей замечательной землячки Натальи Николаевны Еременко (урожденной Чертенковой) и выходу в свет ее книги стал значимым событием в культурной жизни Ташкента. Будучи приуроченным к Международному дню поэзии, он собрал большое количество публики (всем мест не хватило), в числе которой, что радует, находились родные и близкие Натальи Николаевны.
Алексей ПОПОВ


Рецензии