Кривошеину Виктору от мамы...
Мы обошли мемориал несколько раз вокруг , не понимая , конечно , ничего ... Среди мраморных плит на могиле осталась нетронутой металлическая пластина , слегка схваченная ржавчиной , с надписью : " Кривошеину Виктору от мамы "...
Потом я написал стихотворение , текст которого не сохранился . В памяти остались только последние четыре строчки :
Знаю - к звёздам уйдут исполины ,
И ту надпись сквозь тысячи бурь:
"Кривошеину Виктору - сыну " , -
Пронесёт на плечах Байконур !
Вот, что я узнал об этом событии много лет спустя ( из газеты " Красная звезда " и из воспоминаний Б.Чертока , заместителя ГК ) ... Это была катастрофа ,- не отдельный отказ , а целый комплекс причин. Но главная причина катастрофы - неоправданная никакой потребностью спешка . Провести первые ЛКИ ракеты Михаила Янгеля Р - 16 к дню Октябрьской революции . Это была идея Председателя Государственной комиссии Главкома РВСН Главного маршала артиллерии М. Неделина и Главного Конструктора КБ " Южное " М. Янгеля . Если разбираться дальше , то причина была в поставке неотработанной системы управления на лётные испытания . Плюс спешка и срыв графика подготовки пуска из-за множественных замечаний ...
Испытательная команда трое суток не покидала стартовую позицию. Чтобы поддержать работу расчётов маршал М. Неделин сидел на стуле в двадцати метрах от ракеты . Он заживо сгорел одним из первых , похоронен в Кремлёвской стене.. М. Янгель , как Главный Конструктор отвечая за всё происходящее , был со слов оставшихся в живых в сильном стрессовом состоянии и всё время курил . В момент взрыва Янгель был в курилке , - и это спасло ему жизнь . Начальник НИИ-4 генерал А.Соколов сделал замечание Неделину, что нельзя быть на стартовой площадке при объявленной часовой готовности ,- и был отправлен в Москву , и остался жив . Спустя три месяца его назначили Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р - 16 . Ещё был начальник отдела подготовки полигона подполковник С.Титов , который на последнем заседании Гос.комиссии бескомпромиссно предложил : - Компоненты слить , ракету отправить на завод на доработку ! Но разве слушают маршалы своих подчинённых ?... И где он сейчас - С. Титов ? Надеюсь , что душа его на небесах ... Так Неделин все последние дни упрямо шёл к своей гибели ... Взрыв ракеты на стартовой площадке за тридцать минут до пуска - система управления выдала ложную команду на включение двигательной установки второй ступени ...
А ещё надо будет придумывать авиационную аварию с гибелью Маршала ...
В братской могиле на "десятке " погребены останки восьмидесяти четырёх солдат , курсантов и офицеров . Семнадцать представителей промышленности были самолётами отправлены по месту работы . Ещё несколько десятков испытателей скончалось в госпиталях и больницах ... Никто не считал сколько . Это была ( по числу смертей ) самая большая катастрофа в истории нашей космонавтики . У меня хранится заметка из газеты " Красная звезда " двадцатилетней давности , где было отмечено , что такое большое количество жертв вызвано ещё и тем , что во время ЛКИ проводилась учёба выпускников военных училищ . И это косвенно подтверждается тем , что в докладе Государственной Комиссии ЦК КПСС было сказано , что на стартовой площадке присутствовало до 150 ( ! ) необязательных ( ! ) человек .
В гостиницу на 9-й площадке вернулись вечером , - через дырку в заборе . Друзья наши пошутили , что ждали сообщений из комендатуры о нашем задержании .
В этот день проводился старт с испытаниями нового орбитального корабля "Союз", который был ориентирован на нашу лунную программу , но об этом тогда ещё никто не знал . А мы , тем более ,- первый день на космодроме ... Это был уже третий старт и он , к сожалению , окончился , как и два предыдущих , неудачно - прогорела теплозащита спускаемого аппарата . Первый из "Союзов" стартовал с Байконура 28 ноября 1966 года. Сначала телеметрия показывала, что все бортовые системы работают нормально, но на седьмом витке корабль по неизвестной причине очень быстро израсходовал весь запас топлива, и затем началось его вращение . Находящийся на орбите корабль стали готовить к аварийному возвращению на Землю, но при снижении на нем несанкционированно сработала система аварийного подрыва. Вот так самый первый "Союз", оставшийся в итоге без официального номера, разлетелся на мелкие фрагменты в верхних слоях атмосферы. . Следующий пуск корабля "Союз" был намечен на 14 декабря 1966 года. Однако при старте, уже после включения двигателей первой ступени, прошло сообщение о возникших неполадках в ракете-носителе. Все ее двигатели были оперативно отключены, и по громкой связи прозвучал приказ стартовой команде идти к установке, чтобы разобраться в ситуации. И тут едва не произошла трагедия, которая вполне могла бы обернуться такой же катастрофой, какая случилась здесь же в октябре 1960 года. .А во время происшествия 14 декабря 1966 года на стартовой площадке тоже оказалось много рабочих и специалистов, которые должны были выяснить причины возникших неполадок. Все вышли из бетонных бункеров, чтобы идти к месту старта, но тут неожиданно для всех включились двигатели системы аварийного спасения , расположенные на самом верху ракеты. Пламя от них сразу же попало на топливные баки второй и первой ступеней, которые тоже вспыхнули и стали взрываться. . А правительственная комиссия впоследствии установила, что декабрьская катастрофа произошла из-за конструкторских недоработок в системе ориентации "Союза". Ведь даже после отключения электросистем ракеты все ее гироскопы работали по-прежнему, поскольку имели автономные источники питания. А так как гироскопические датчики были нацелены на определенные звезды, то они продолжали бесстрастно фиксировать смещение "Союза" относительно этих звезд. И хотя ракета неподвижно стояла на стартовой площадке, она в то же время вместе с вращающейся Землей двигалась в мировом пространстве. Именно поэтому, как только угол ее отклонения превысил критическую отметку, система восприняла этот факт как падение всей конструкции, после чего автоматы и выдали команду на включение двигателей .
Следующим будет полёт Владимира Комарова ...
И в Галактике
Цветом советским
Обернется алая кровь…
Курит Чкалов.
Поет Леваневский.
Улыбается Комаров…
Феликс Чуев
Вот таким был мой первый день на Байконуре ...
Свидетельство о публикации №119041209434
Но беду мы всегда угадываем верно:
"Но главная причина катастрофы
- неоправданная никакой потребностью спешка.
Провести первые ЛКИ ракеты Михаила Янгеля Р - 16
к дню Октябрьской революции ..."
«Человек властвует над человеком ему во вред» (Экклезиаст 8:9).
Буду изучать ценную информацию!
Пишите! Это ценно!
Виталий Мельник 08.03.2020 22:18 Заявить о нарушении
Согласен я с тем, что не совсем доработанная техника была в то время.
Это я лично ощутил. В 1976 году во время заправки второй ступени ракеты разработки и выпуска 1964 брызнула струя горючего - НДМГ из под прокладки заправочно-сливной горловины (в направлении шланга заправки окислителя). А компоненты топлива - самовоспламеняющиеся! Пришлось подставить своё тело, которое было в резиновом ЗК. После того, как отчаянно и яростно раскачал заправочное устройство струя исчезла - прокладка восстановила эластичность. Хорошо, что не отломился бурт горловины. Давление заправки 8 атмосфер.
Меркурий Ильин 10.04.2021 02:51 Заявить о нарушении
Интересуюсь... люблю делать исторические ретроспективы,
прошлое нас учит!
Надо же, Несимметричный Диметил Гидразин прыснул,
Гептил, стало быть... "Сатанинская жидкость!"
А вы не долго думая, самоотверженно себя подставили.
Это подвиг!
Насколько знаю, Сергей Павлович Королев был против
применения гептила! - Ан вот, не послушали!
Слово Бога кратко описывает всю последующую историю человечества такими словами: «Человек властвует над человеком ему во вред» (Экклезиаст 8:9).
А информация интереснейшая!
У меня в сборнике "Кузькина Мать" такие темы рассматриваются,
да, и в сборнике "Экипажам космических кораблей" - то же.
будет интересно ваше мнение. Очень ценно ваше мнение!
Благодарен!
Виталий Мельник 10.04.2021 20:55 Заявить о нарушении
1) Ракета относилась к типу 8К64;
2) Во время заправок в июльскую жару и январский холод запотевало стекло противогазов так, что ничего не было видно сквозь стёкла - не помогали никакие средства от запотевания. Поэтому приходилось сбрасывать с головы эти противогазы.
В воздухе стоял густой аромат от смеси компонентов горючего и окислителя, который вдыхали полной грудью;
3) Ёмкости хранилищ окислителя (объёмом куда больше ж/д цистерн), изготовленные из прямоугольных алюминиевых листов толщиной в 10 мм постоянно протекали - на стыках сварных швов появлялись так называемые волосяные трещины. Протечки цвета ржавчины хорошо просматривались, как как емкости покрывались серебристой пудрой. Постоянно приходилось их подваривать. Сварку производили не сливая содержимое ёмкостей - наносили сверху очередной слой сварки. Особенно тяжело приходилось варить в нижней части цистерн, т.к. емкости недостаточно высоко возвышались над уровнем бетонной площадки - конструктивная недоработка.
4) Насосы с лабиринтными уплотнениями в районе осей крыльчаток жутко протекали.
5) САУ постоянно глючили и не отъзжала - находилась постоянно на СП в "вечной командировке" (так характеризовали в шуточной форме) бригада предприятия-изготовителя.
Могу ещё продолжить, но, думаю, хватит, т.к. совсем Вас разочарую.
Меркурий Ильин 10.04.2021 23:20 Заявить о нарушении