О силе прощения и смирения

Во всей Вселенной нет такого места,
откуда невозможна экстрадиция на Суд Божий...

Просить прощения - добродетель,
которая дается людям тяжелее всего.
_______

http://www.stihi.ru/2017/04/26/11781


     "...Православная церковная традиция устанавливает чин прощения не после Литургии, а после воскресной вечерни, которая, собственно говоря, уже является службой следующего дня, т.е. понедельника, ибо церковный день, равно как и библейский, начинается с вечера: "И бысть вечер, и бысть утро, день первый..." и т.д. Хотя, наверное, возможны и другие практики...(*)

     Всё-таки, я полагаю, что простить другого - это отнюдь не просто отказаться от мести. "И остави нам долги наша, якоже и мы..." - я готов прочитать несколько иначе, и смысл от этого не меняется - "Господи, не прощай меня, ибо я не прощаю другого - возьми меня в ад". То есть, простить другого человека означает возможность и, более того, желание разделить с ним райское блаженство.

     Я как-то нарисовал себе фантастическую картинку: удостоил меня Господь райской участи; иду я по дорожке рая, а навстречу мне человек, которого я не смог простить - и тогда мне самому придётся с этой дорожки сворачивать.
    
     Все эти колючки, острые камни и ядовитые змеи вряд ли опасней и острее шипов тернового венца. На вопрос, кто распял Христа, у меня есть только один ответ: я. А ведь Христос, не снимая этого венца со Своей головы и не вытаскивая гвоздей из Своих ног и рук, готов протянуть мне Свою десницу, чтобы вытащить меня из ада. Он прощает именно так, продолжая ощущать боль.
    
     Простить - это действительно не "не замечать или забыть". Это - принять ценность другого человека, как минимум как свою собственную, и, не взирая на всю боль от острых камней и колючек протянуть ему свою руку и раскрыть ему своё сердце, чтобы он мог там поместится - по крайней мере, быть готовым к этому.
Могу ли так я? Не знаю. Но это - норма христианской жизни.
    
     При этом я отнюдь не призываю к наивности и к жизни по принципу: плюй в глаза - божья роса. Наверное, готовность раскрыть своё сердце возможна тогда, когда ты поверил другому, что у него нет злонамеренности по отношению к тебе, но острое личное переживание чужой злонамеренности и сопутствующая этому молитва возможны всегда. А Христос учил нас, как Вы знаете, именно молиться за врагов, а не отстраняться о них.

     Подлинное смирение возможно только пред Богом. Мне кажется, что смирение есть безоговорочное принятие Божьего Промысла. Радикально изменить свою греховную жизнь возможно только тогда, когда признаёшь Божию Правду и понимаешь, что идёшь против неё, и смиряешь, наступаешь на горло всем своим жизненным установкам, которые влекли тебя по пути неправды.
 
     Только таким образом нелюдь и может стать человеком и дорасти до участи разбойника благоразумного. И в этом смысле Божие отмщение вряд ли умещается в парадигму человеческого понимания мести. Просто, без боли не возможно прорастание человека от нелюдя к людю. Это, наверное, как саморез только посредством значительного механического усилия может ввинтиться в доску, так и человек со своею грешной душою только через боль способен пройти в Царство Небесное."

С искренней признательностью, А.Т.

Священник Алексий Тимаков
_________

       На иллюстрации - "Страшный Суд" работы Ф.А.Бруни
       (роспись в Исаакиевском соборе)

ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ У КАЖДОГО, ОБИЖЕННОГО МНОЙ ВОЛЬНО ИЛИ НЕВОЛЬНО...
ПРИЗНАЮ СВОИ ОШИБКИ И РАСКАИВАЮСЬ ПЕРЕД ВАМИ.
Бог нас не простит, если мы не простим друг другу.


Рецензии
Глубокие мысли,Анатолий, от сердца и душевного понимания. Ненавидеть легче, чем прощать и себя не обманешь... Это работа чувств, любовь, сила духа и дорога к вере в людей.

Александра Токарева 3   18.03.2024 13:20     Заявить о нарушении
Прочитал, Александра, у мудрого христианина и делюсь его мыслью с Вами:

"...Представьте, что мы собираем обиды своей жизни: большая обида – большой камень, маленькая – маленький. Мы собираем обиды в огромный мешок. Эти камни нам нужны для того, чтобы, встретив человека, который нанес нам эту обиду, взять соответствующий камень и кинуть в него, чем, наконец, отомстить, "восстановить справедливость".
Но мы не знаем, где и когда нам встретится тот человек, который нас обидел. Поэтому мы должны всегда и везде носить с собой этот наполненный камнями огромный мешок. Уже изнемогаем под ним, теряем последние силы, не можем ни думать, ни двигаться толком, потеряли все интересы, не можем под такой тяжестью радоваться жизни, но тащим, тащим..."

Спасибо за прочтение
и отклик неформальный,

Анатолий Евстафьев   20.03.2024 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.