Я когда-то играла Шопена

Много раз я говорила о том, как  вятский край, где я родилась, богат уникальными талантами. Еще об одном из них, моей землячке, родом из Нолинска, мне и хотелось бы рассказать. Это невероятно талантливый, дивный, пронзительный поэт - Валерия Ситникова (Клебанова). Её - Леру - знали в небольшом городке вятского края, Нолинске, все: очень высокая,  тоненькая, стройная девочка, которая возвышалась даже над высокими людьми, когда шла по центральной улице городка. Миловидная, привлекательная внешность, - думаю, девушек с такой внешностью и ростом сейчас мы можем увидеть в модельном бизнесе. Она была такой от природы. Училась в первой школе города Нолинска, в музыкальной школе, посещала поэтический кружок в своей школе, которым руководил  заслуженный учитель Виктор Путинцев. Из этого кружка одновременно вышли два юных начинающих талантливых дарования: Валерия Ситникова и Александр Анфилатов. Валерия так же рано начала писать стихи и даже печатать их в местной газете…

Александр посвятил своей однокласснице, которая сидела за соседней партой, несколько стихотворений.
Вот одно из них:

 Моей однокласснице, талантливой поэтессе
 Валерии Ситниковой, так рано покинувшей нас... 
           
Что ж ты снишься мне, девочка Лера.
Ты и там наверху хороша!
В твой уход я никак не поверю,
Как не верит в печали душа.

Много пишешь там, чувствую сердцем,
И встречаю, как птицу, строку.
Что летит сквозь морозы, согреться,
И ее отогреть не могу.

Так и светишь мне до сих, я знаю,
Ты там помнишь всех нас со двора,
Вот опять твои строчки встречаю,
И стихи записать мне пора…


В юном возрасте Валерия уехала из Нолинска, как большинство молодых людей всех поколений, в поисках своей заветной мечты.

Жила она в  интеллигентной учительской семье, в которой одним из  главных членов, кто заложил в Валерии любовь к поэзии и литературному творчеству, была ее бабушка,  своеобразная нолинская «Арина Родионовна.»  Когда я читаю бабушкины рассказы, записанные Валерией впоследствии, понимаю, откуда  этот русский народный дух в её поэзии, необычайная точность и пронзительность каждого слова.
Вот что говорила сама Валерия о роли бабушки в её жизни: «Из всех умных слов, не мной произнесённых, больше всего мне нравится афоризм: «Случайность- это неучтённая необходимость». Обучаясь в церковно-приходской школе, бабушка моя полюбила стихи Пушкина, запомнила их на всю жизнь и вместо колыбельных пела своим внукам. Видимо, поэтому мне с детства очень нравилось говорить ритмической прозой и подыскивать рифмы к словам».

До 2002 года я ничего не знала о судьбе Валерии. В этот особенно прекрасный и душевный приезд на родину я впервые соприкоснулась с ее  дивным творчеством. Было теплое вятское лето, в отличие от Петербурга, вятские солнце и ветерок нежно ласкают кожу; воздух так чист и свеж, что его хочется пить, и никакой питерской духоты и влажности. В один из таких дней я отправилась на местную чистую и прозрачную речку, где прошло мое детство. Чтобы скоротать время, у мамы взяла книжку стихов нолинских поэтов. Когда дошла до стихов Валерии, моему удивлению и потрясению не было предела.

Уезжая после школы из дома, мы забираем с собой со своей родины и душу. А тут, после прочтения  стихов Валерии, моя душа вдруг вернулась домой, в вятский край. Не побоюсь этих слов, пролилась добрыми, благостными слезами, и снова почувствовала: здесь, в своем городке, среди вятской неповторимой природы, - я дома, я своя.

А было в сборнике всего два  стихотворения Валерии Ситниковой, которые так поразили меня.

Первое стихотворение называлось «Возвращение». В нем еще юная Валерия говорит  о своем возвращении в забытую Богом деревню, когда-то, возможно, процветающую. А теперь в ней живут только четыре старухи, «четыре бабки у окОн», которые никак не хотят уезжать в город и покидать родные места и, главное, могилы своих мужей. До глубины души вдруг понимаешь вместе с автором страшную правду, которую так глубоко поняла тогда еще совсем молодая женщина-поэт, о трагическом конце оставшихся в деревне старух:« Кто ту подружку похоронит. Котора после всех умрет?»

Валерия сохраняет в стихах о милой сердцу деревне  вятскую разговорную диалектную речь этих старух: «котора», «захолонет», «свидаться», "погост»  «ладно ли» и др. Старухи за ужином заводят беседу «затяжную, как ненастье.»

Судьба одиноких старух  глубоко тронула мою душу. Они привыкли жить на этой земле, если уедут в город, «земли оттуда не видать», поэтому остаются верны сами себе, и не могут покинуть родные могилы, где лежат и их мужья: «Коль от живых не убегали. От мертвых ладно ли уйти?»  Невероятно грустную, но такую обычную для глубинки картину, рисует поэт в этом стихотворении. И разве мало таких судеб простых одиноких деревенских старух в российской глубинке?

Сентябрь, разбитая дорога
Машина чуть в грязи ползет.
Меня до бабкина порога
Шофёр попутный довезёт.

Забытый край. Березы дремлют.
Скользит дорога под уклон.
Четыре дома — вся деревня.
Четыре бабки у окОн.
 
Мужья их — рядом на погосте.
Могилки с краю, на виду.
Не дождались живыми в гости.
Свидаться с мертвыми приду.
 
А вечером у бабки Насти
Старухи ужин соберут.
И затяжную, как ненастье.
Со мной беседу заведут.
 
И о живых приветно вспомнят,
И мертвых добрым помянут.
Меня, чем бог послал, накормят  
И чаю свежего нальют.
 
И я затею разговоры
О том же, что и год назад:
Не собрались ли бабки в город
В покое пестовать внучат?
 
А бабка Настя мне ответит:
«Куда нам, старым, уезжать?
Далёко разлетелись дети,
Земли оттуда не видать.
 
А в ней-то прадеды и деды.
Зачем нам от нее бежать?
Да мы уж место приглядели
С мужьями рядышком лежать». 
 
И молвит, ласково моргая.
Платочек комкая в горсти:
«Коль от живых не убегали.
От мертвых ладно ли уйти?»
 
Вот только ночью захолонет
Все сердце, как на ум придет:
«Кто ту подружку похоронит.
Котора после всех умрет?»
 
Гляжу на пустошь за рекою.
На неухоженный погост.
И понимаю: я с тобою.
Моя деревня Я — не гость.


Следующее стихотворение, которое я прочла в  сборнике, было написано, судя по его содержанию, в 90е годы. Невероятная боль и любовь к России - великой державе с «горьким хлебом дедовской земли». В нем горечь и отчаяние, несогласие с тем, что происходило в те невозможно тяжелые для страны и народа годы.  Все старые идеалы разрушены, новых - нет. То, что так любила Валерия и чем  дорожила, даже природа, которая  так волшебно воспета ею, - все немило, в этой внезапно ставшей  неправедной стране: « Майских трав медовую отраву под ноги поутру не стели». Ничего не надо стало поэту от этой страны, которая перестала понимать своих людей, как и они её.

Валерия произносит с болью в сердце скорбные слова, обращенные к любимой Родине: «Больше я в любовь твою не верю», но  с ужасом понимает, что не имеет права судить Отчизну: «Вправе ли судить тебя? Не вправе! Грех, как грязью бросить в образа».  Какое невероятное сравнение! Дорогая её сердцу Отчизна и божественные образа - иконы,- для нее - это одинаково свято.  Её сердце разрывается «от горя и любви», оттого, что так долго созидаемый на её глазах мир рушится, и никто не в силах предотвратить это. Народ, полвека назад перед этим победивший в ВО войне, строивший идеалы добра, дружбы народов, живущий с лозунгом: « Все лучшее детям  и старикам», вдруг внезапно изменился  на глазах. Как быть в этот трудный период страстно любящим Родину поэтам «с ядом неразбавленным в крови…?» Остается разве что «умереть «от горя и любви?»

Не держи меня, моя держава,
Горьким хлебом дедовской земли,
Майских трав медовую отраву
Под ноги поутру не стели.
Больше я в любовь твою не верю,
Слух замкнув и взоры отвратив,
Бедами детей твоих измерю
Шепот твой и трубный твой призыв.
Вправе ли судить тебя? Не вправе!
Грех, как грязью бросить в образа...…
Но скажи, зачем по всей державе
У детей не детские глаза?
Озверевший брат идет на брата,
Матери бросают сыновей,
И разбой идет, гудит набатом
По просторам родины моей?
Отпусти! Уйду! Я жить не в силах
С ядом неразбавленным в крови...…
Обернусь во гневе на Россию
И умру от горя и любви.

Хотелось тогда же найти Валерию и сказать ей слова благодарности и увидеть другие такие же талантливые стихи поэта.
Но довелось познакомиться  с творчеством Валерии Ситниковой только лет через 10, в конце 2012 года, когда начала искать ее поэзию в интернете. На стихи.ру нашла крохотную страничку с десятью  стихами. Обрадовалась, думаю, вот, нашла  невероятно талантливую землячку и с восторгом скажу ей об этом. Там же, в ответ на рецензии, увидела, что Валерии не стало в январе 2009 года, она ушла внезапно в свой день рождения, имея поэтические планы на будущее. На странице встретила рецензию и стихи, посвященные Валерии нашего земляка,(он, как и я, искал талантливую землячку) и, таким образом, попала на страницу необычайно талантливого поэта-земляка А.Анфилатова.

Уже позже поняла, что большую часть своей жизни поэт прожила в Новгороде. Везде, где Валерия жила, - создавала и вела литературные клубы. Вокруг нее собирались местные поэты, которые учились у нее поэтическому творчеству.

На сайте города Нолинска, который создал наш земляк, проживающий в Новосибирске, Александр Смирнов, есть стихи, которые удалось найти после её ухода. Там же  переписка поэта, нечто вроде маленькой биографии, со своим учителем и руководителем поэтического кружка В.Путинцевым. 

Валерия  закончила Литинститут, до этого получила музыкальное образование в Кирове, издала несколько поэтических сборников, - поэт, писатель, журналист. член Союза писателей России , музыкант, разносторонний и одаренный человек.

В жизни Валерии случилось несколько знаменательных встреч. Старшее поколение помнит передачу Валентины Леонтьевой «От всей души», автором и соведущей  первой программы в начале 80-х вместе с Валентиной Леонтьевой была Валерия Ситникова. 

Необычным фактом биографии и второй знаменательной встречей в жизни Валерии считаю  её дружбу, которая для нее началась в музыкальной школе, где она тогда училась, с хорошо известным народным артистом, оперным певцом Большого театра, - Александром Ведерниковым.  И дружба эта длилась 45 лет. У Валерии есть  стихотворение-посвящение выдающемуся земляку.

И еще не могу не сказать о том, что  в юном возрасте судьба свела Валерию, когда она начинала свою поэтическую деятельность и работала в одной из газет Кирово-Чепецка, с великим фотохудожником всероссийского масштаба и мировой известностью, - А.М.Перевощиковым, о котором я писала. Примерно во второй половине 60-х, он запечатлел ее в роли «Олеси» на одной из своих  любимых фотографий. На фотографии помимо двух художников присутствует третий - дивный поэт и прекрасная девушка.

Многие  стихотворения Валерии тесно связаны с любимой бабушкой, которая продолжала ей сниться на протяжении всей жизни, и давать советы  после ухода даже во сне. Валерии не хватало самого близкого и дорогого человека:« такой утраты бесконечной я себе представить не могла». А какой чудный снится сон, в котором бабушка «сотворяет» молитву за все живое, и снимает молитвой «и хворобы, и грехи». Какая истинная народность звучит в этом стихотворении, видится любимый вятский край, деревня, русская банька, «табун в тумане». Наверное, многие, кто хоть раз побывал в русской деревне, прочитав стихи Валерии, ощутил запах деревенской парной баньки, с незабываемым с детства запахом земляничного мыла, увидел около баньки «на крапиве - жгучая роса».  Но нет бабушки и без нее все не так:  «Мается бессонницей природа: некому на сон благословить».

Я сегодня плакала во сне:
Луг приснился и табун в тумане.
Бабушка дотапливает баню
И рукой с порожка машет мне.
На крапиве – жгучая роса,
А в крапиве так сладка малина!
Бабушка молитву сотворила
И ладошкой вытерла глаза.
Хватит в сердце у нее добра,
Чтоб и за крапиву помолиться:
– Все живое да благословится,
Крепко спи до самого утра.
И хворобы, и грехи с меня
Смыла в баньке
земляничным мылом
И на сладкий сон благословила
И меня, и на лугу коня.
…...Бабушка, зачем ты умерла?
Знала я, что старики не вечны,
Но такой утраты бесконечной
Я себе представить не могла.
Табуны не ходят к речке пить,
Высохла малина в огородах,
Мается бессонницей природа:
Некому на сон благословить.

А вот так восторженно принимает  Валерия вятское лето, в один из июльских дней. Какие необыкновенно яркие эпитеты, метафоры, олицетворения находит поэт в радостном ощущении родной природы и летнего утра: «звезды бродят в лугах по холодной росе», в нолинской  «синей речке купается рыжее лето» и «отдыхает в вихрастом овсе». А Валерия хочет видеть, «как глазами фиалок улыбается солнцу навстречу земля». Поэт всей душой любит свою малую родину, её природу. Тема любви к родной вятской природе проходит через все творчество поэта.

Так бывает в июле, на самом рассвете,
Звезды бродят в лугах по холодной росе,
В синей речке купается рыжее лето,
А потом отдыхает в вихрастом овсе.
Утром солнце встает крутобоким
                            ржаным караваем,
Розовея, со сна, облака к горизонту бредут.
И цветы на лугах изумленно
                            глаза раскрывают,
Увидав под листом заплутавшую ночью
                                   звезду.
День удался, как в сказке, волшебен и ярок.
Я за город спешу в золотые поля,
Я увидеть хочу, как глазами фиалок
Улыбается солнцу навстречу земля.

В жизни мы  читали много молитв.  Встречала молитвы и у других авторов, но такой пронзительной, до слез, и полной самоотдачи, как у Валерии, не встречала. Она искренна и проста в своей молитве за своих любимых, о которых   молится так горячо, отдавая Господу всю себя без остатка. Она не требует чуда, а молится за маму, любимого мужа и дорогого сына, так страстно, как страстно пишет стихи, страстно любит и ненавидит.

 Но в этой страстной молитве, и фотографии А.М.Перевощикова видится некая мистика. К концу её жизни всех, за кого молилась до самоотречения, -
нет.

...А молитва моя проста,
Я не требую чуда:
- Можно, Господи, вместо Христа
Я распятою буду?
Можно души моих детей
страшным сном не тревожить?
Можно годы мамы моей
Хоть немного умножить?
Отними и слух мой, и глас,
Если это необходимо,
Только пусть в неизбывный час
Я умру, а не мой любимый!
Слышишь, сирые просят есть,
Рвётся сердце моё на части.
Даждь им, Господи, хлеб мой днесь,
Даждь им, Господи, мир и счастье!     («А молитва моя проста.)

Тема любви в стихах Валерии присутствует на протяжении почти всей ее жизни. Какие поразительные образы в этой тематике, какая высокая фантазия! Какая женщина так страстно не мечтает встретить  любимого  (а уж Валерия тем более), да еще в ночной степи  на коне, который сразу полюбит и в степь украдет. Любовь видится ей золотым крылом над горами, а жизнь приносит «молодильные яблоки … любви» в стихотворении «Поздняя любовь».

- Почему ты под вечер седлаешь коня
И припасы в дорогу кладёшь?
- Потому что сегодня ты встретишь меня –
И полюбишь, и в степь украдёшь.
- Почему этой ночью в степи так светло,
Разве утро не в срок расцвело?
- Это нашей любви золотое крыло
Над горами, как солнце, взошло.
- Почему мы забыли про годы свои,
Будто нам пятьдесят на двоих?
- Молодильные яблоки нашей любви
Вызревают в ладонях твоих!

А в этом стихотворении поэт говорит о любви страстной и, по-видимому, неразделенной. В нем Валерия  видит себя  прекрасной девушкой, которая на Купалу «Окуналась … в травный прибой», она не спит «ночью темной», и так страстно любит, что, образно, готова ради любимого на «дубовую плаху», только бы он любил ее. Трудно найти именно такое яркое выражение  любви и страсти в поэзии, и такой безраздельной любви. Все, что она любит, - любит неистово, жертвенно.

На Купалу, на закате туманном
Окуналась я в травный прибой.
Я гадала о тебе, мой желанный,
Нагадала: не бывать мне с тобой.
Я сегодня не спала ночью тёмной
До глухой, до запретной поры.
Нагадала: по моей непутёвой
Стосковались давно топоры.
Я сама на дубовую плаху
Упаду, как на плечо твоё.
Только пусть этот, в красной рубахе,
Не допустит до меня вороньё.
Пусть не сразу под камень положат
Не успевшую за смерть поседеть.
Я в ту сторону. где ты, мой хороший,
Буду мёртвыми очами глядеть.   («На Купалу, на закате туманном»)

Уже в зрелом возрасте поэт вспоминает свою невероятно счастливую юность, когда она с восторгом ночами «играла Шопена», «утром шла будить дремотное море», «без страха смотрела с вершины на поток, что стремился в море». Но с приходом зрелости, как и многие люди, все чаще вспоминает о Боге и  видит «промысел Божий» , но не столько в храме церковном, а в том, что создано Господом : "И в Шопене, и в горах, и на море…», «И звездами осиянное небо» кажется ей «куполом всемирного храма». Как восторженно принимается такое восприятие Бога, - вся Вселенная - это Храм Божий. Так и видится над всей этой божественной красотой, над  «куполом всемирного храма», под великолепную музыку Шопена, главный Творец этой красоты - Господь.
Читатель подумает, что Валерия была в крайне пожилом возрасте, если говорила о «крючковатых пальцах». Это совсем не так: она ушла в период зрелости. Возможно, молодость виделась ей, как нечто далекое, в последние трагические годы ее жизни. Вся трагедийность отразилась в дальнейшем в ее поэзии.

А когда-то я играла Шопена,
Далеко заплывала в море,
Высоко забиралась в горы
И смотреть не боялась в пропасть.
А теперь я берегу пианино
От своих крючковатых пальцев,
А моря и высокие горы
Только в памяти храню, словно фото.
Я всё реже вспоминаю с улыбкой
Про свои молодые безумства
И всё чаще помышляю о Боге,
Только церковь посещаю не часто.
Всё мне кажется, что промысел Божий
Был в Шопене, и в горах, и на море,
И звездами осиянное небо
Было куполом всемирного храма.
Но тогда я не умела молиться:
Я ночами играла Шопена,
Утром шла будить дремотное море
И без страха смотрела с вершины
На поток, что так стремился в долину.  («А когда-то я играла Шопена»)

А вот еще одно стихотворение Валерии о трудной и счастливой судьбе женщины. Она - «женщина, начало всех начал» - пишет поэт с гордостью, и тут же говорит, как это трудно - быть женщиной. Какие точные и верные сравнения находит автор, сопоставляя  судьбу женщины с  временами года: «Осень мне сулит печаль», в «лете есть мое тепло…» В завершении стихотворения автор  уверена, что сколько бы ни судили женщину за все её земные прегрешения, ни злословили о ней: «любые ветры обо мне злословят», «я десять тысяч раз осуждена», она «оправдана» любовью и своим любимым. Поразительно верные суждения о судьбе каждой женщины, счастливой и несчастной. В совсем небольшом стихотворении Валерия  ярко высветила все стороны женского бытия. Оно разнообразно, как сама жизнь.

Я — женщина, начало всех начал.
Мне трудно. Я живу без предисловий.
Любые ветры про меня злословят,
Любая осень мне сулит печаль.
Но в каждом лете есть мое тепло,
В зиме — мои спокойствие и строгость.
И самой первой ласточки крыло
Весной трепещет над моим порогом.
Я то лукава, то, как плоть, проста.
То помню все, то имя забываю.
Я, грешница, перед собой чиста.
Я, схимница, иконы разбиваю.
Я не сестра тебе и не жена,
Ты смотришь то с укором, то с любовью,
Я десять тысяч раз осуждена,
И только раз оправдана. Тобою.

У моей удивительной землячки много пронзительных, глубоких, талантливых стихов. Они размещены на сайте без дат их написания, но это стихотворение - на самом закате жизни. Для благополучной девочки из интеллигентной, доброй  семьи, любимой и любящей женщины, матери и дочери наступили очень грустные и трагичные дни в полном одиночестве:»одиночеством горьким гонима».  Ушла мать, за ней дорогой муж, а уж пережить случайную смерть собственного сына, - это за пределом понимания любой женщины.  Разве это не мистика в жизни поэта?

Каждый человек живет только любовью, а  что может быть в жизни человека, кроме горечи в сердце, если он произносит:  «Не осталось на свете любимых», а  следующая строчка только подтверждает, что на душе полная пустота от потерь: «На земле не осталось врагов». Автор знает, что скоро уйдет за своими любимыми: «сброшу жизнь - надоевшую ношу», Валерия не верит «в загробные муки». Она знает, что  любимые "верные крепкие руки" ждут её и «встретят у вечной оливы». Но несмотря на всю боль, от которой у читателя  выступают слезы на глазах, мы видим, что она всех прощает, благодарит и уходит, унося нежность к этому миру: «Только нежности кроху не брошу, в помертвелом зажму кулаке».

Не осталось на свете любимых,
На земле не осталось врагов.
Одиночеством горьким гонима,
Я покину неласковый кров.
Я не верю в загробные муки –
Их досталось на бренной земле.
Знаю, верные крепкие руки
Ждут меня и подхватят во мгле.
Верю, встретят у вечной оливы
На исходе последнего дня
Те, кто дружбой меня осчастливил,
Кто враждою уважил меня.
Сброшу жизнь –
надоевшую ношу,
В запределье уйду налегке.
Только нежности кроху не брошу,
В помертвелом зажму кулаке.

В своих последних стихах Валерия все больше вспоминает свою вятскую родину, именно там, под вятской рябиной ей и хотелось бы затихнуть «угольком в золе», «да пристыла сердца половина к новгородской торфяной земле», там под Волховом три дорогие могилы.

Я гнездо вила, птенца растила
На высоком вятском берегу,
Верила, что никого счастливей
Никогда увидеть не смогу.

Но любовью и бедой гонима,
Понеслась за лебедем в полет,
А меж нами нежный и ранимый
Лебеденок наш летел вперед.

Я тепла своим хотела милым
В незнакомом, неродном краю,
Но не три гнезда, а три могилы
Я теперь под Волховом храню.

Я б легла под вятскую рябину
И затихла угольком в золе,
Да пристыла сердца половина
К новгородской торфяной земле.

В поэзии  Валерии Ситниковой нет ни одного неточного слова. Все  слова страстно жгут и проникают в самое сердце. Трудно найти  такую талантливую и страстную душу. Что ни стихотворение, то взрыв  души читателя,- от восторга, от понимания, соучастия и сострадания. Её увлеченная жизнью душа обнажена для  читателей, она в каждом стихотворении, и поэтому её поэзия остается необычайно яркой.

Тем, затронутых в поэзии Валерии Аркадьевны Ситниковой, - не перечесть». Это и невероятная любовь к Родине, и неприятие  ошибок её правителей; это тема счастливой и неразделенной любви; тема малой родины, понимание её и полное слияние с ней. Часть её души навсегда осталась среди вятских рябин, рек, природы, в родном городке детства. Тема прихода к религии и осознание неправильности той власти, которой «пели мы «Аллилуйя», запрещавшей веру. С горькой болью  о заброшенных, разрушенных церквях на Руси, где «догнивает картошка»; о лихих 90-х. Валерия  молилась за самых близких и всех простых русских людей в своих стихах. В  стихах - темы, которые так тесно связаны с ее жизнью, также темы библейских сюжетов и подражание Хайяму, много посвящений и другие.

 Валерия Ситникова - уникальный, редкий, пронзительный талант, которым гордится вятская земля и родной город Нолинск.

В 2008 году Валерия была как поэт на одной из передач в Петербурге. Думаю, поэты из клуба, которым она руководила, поддерживали руководителя в её одиночестве. Благодаря ей и спонсорам выходили сборники стихов членов этого клуба. Но в 2009 году, еще полная творческих планов, она внезапно ушла.

Конец ее жизни прошел в безысходном одиночестве. У нее не было интернета, и кто-то завел на стихи.ру скромную страничку с десятью стихами. Своим уникальным творчеством материальных благ Валерия Ситникова не приобрела, жила крайне скромно.

Она ушла, и исчезли люди, которые ходили к ней в клуб, вели страничку, восторгались её поэзией, талантом, а, может, за делами и забыли...своего учителя поэзии. Очень  хотелось бы, чтобы издавались книжки её великолепных стихов. Их, к сожалению, не достать. Но, видимо, некому,- она была последняя в своем роду.

На протяжении жизни Валерию ценили, любили и помнили, где бы она ни жила. Особенно помнят её земляки из города Нолинска. На сайте г. Нолинска ее знают, помнят и читают. Несколько лет назад в Нолинске была установлена мемориальная доска любимому поэту-земляку. Анна Родыгина внесла поэта Валерию Ситникову в Википедию.

А в жизни получилось, как в стихотворении Валерии, где она подобно Богу лепила любимого мужчину, лепила огромное количество поэтов, особенно в Великом Новгороде. А где они сейчас: «под березой, посаженной мною…?», с ней ли талантливым поэтом их мысли и души сейчас? Я верю, что наша Валерия и оттуда видит  и знает, что земляки помнят и гордятся ею.
Богом данный уникальный талант поэта Валерии Аркадьевны Ситниковой ярок, неповторим и многогранен.

Разгибаю уставшую спину,
Отмываю с ладоней глину.
Я была богом, слепила мужчину
По образу и подобию своему.
Потянулся, расправил плечи.
«Ах какой на улице вечер!»
И Улыбнулся: «До скорой встречи!»
И ушел, не оглядываясь, во тьму.
 
До утра без сна пролежала.
На ресницах звезда дрожала.
Задыхаясь, к окну подбежала,
И увидела в сиянии дня:
Под березой, посаженной мною,
Он стоял, обнявшись с другою,
Не похожею на меня.


Стихи Валерии Ситниковой можно найти:
Стихи.ру http://stihi.ru/avtor/sitnikova
Википедия Валерия Аркадьевна Ситникова (Клебанова)
сайт г. Нолинска, стихи поэтов города, в клубе «Воскресение» (Набирать в гугле)


Рецензии
Нелли, преогромное Вам спасибо за всё!

За то что сохранили и донесли до нас память. За то что правильно оценили, чем это является на самом деле, какое это богатство. За ваш труд, за то что не были равнодушны.

Валерия Аркадьевна Ситникова (Клебанова) с очевидностью редчайший самородок.
Её стихи найдут место в сокровищнице русского языка и Вашим трудом.

Успехов вам!

Виктор По   06.05.2024 10:23     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за прочтение и знакомство с творчеством Валерии Ситниковой. Моя статья о ней напечатана в новой книге стихов, которую издали в Новгороде любители ее проникновенной поэзии .
Валерия не просто самородок, она окончила Литинститут в Москве , много печаталась в различных журналах, много раз издавала книги своих стихов .
Она - уникальный пронзительный поэт России. В огромном количестве рецензий на мою статью , самые высокие оценки зрителей на ее поэтический дар.
С уважением,

Нелли Неженцева   06.05.2024 14:51   Заявить о нарушении
Читателей , а не зрителей . Машинально написала.

Нелли Неженцева   06.05.2024 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 77 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.