Д. Мурзин о двух стихотворениях декабрьского лонга

От редколлегии БЛК:
нездоровье помешало Дмитрию Мурзину написать полный обзор по своему экспертному выбору, но он прислал начало обзора.
Шорт-лист Дмитрия:
http://stihi.ru/2019/01/27/696

..........................
..........................

Изначально у меня были наполеоновские планы написать обзор «не взирая на лица» – не подсматривая имена авторов.

Но, когда я прочел анонимную подборку, всё желание улетучилось. Не вдохновила меня она. У меня возникло только два вопроса: «кто такой умный» – по поводу текста «Гармонь, разорванная надвое», и «а кто это у нас тут выпендривается» по поводу «вдохновения не бывает...».

«Гармонь, разорванная надвое» – сам строй, огранка, «осанка» стихотворения с самого начала заставляет понять, что перед нами не редкая удача среднего автора сайта, а работа серьёзного русского поэта:

Я представил, что Россия, как гармонь со мной взята,
              я услышал сквозь мехов свистящий вздох,
как бегут по-на две стороны Уральского хребта
              запыхавшиеся пальцы поездов.

Композиция стихотворения затягивает внимание, нагнетает напряжение, хотя, на мой вкус, «откровения сивилл» – несколько вычурно, а «гармонь блажная та» досадная небрежность автора. Но на эти мелочи обращаешь внимание не потому, что это так уж никуда не годится, а потому что автор уже всем своим стихотворением заявил, что с него спрос особый.
 
«Ах, не кровушкой ли пахнет от стиха?»

Кровушкой. Потому что за строчками двойная боль, две порванные гармони. Первая – распад СССР, вторая – распад России (к сожалению возможный):

Половина той гармони уползает на восход,
                половина уползает на закат.
Разорвали ее, дьяволы! Сижу, зажавши рот.
                То ли зубы, то ли клавиши летят.

В стихотворении «вдохновения не бывает...» автор морочит читателя рифмовкой. Может показаться, что он рифмует «боль» с «боль», «голова с голова», но вчитайтесь – с рифмами там всё в порядке, и вообще в этом стихотворении всё в порядке. Более того – это творческая декларация: «вдохновения не бывает бывает боль».

Из-за этих двух стихотворений я «оскоромился» до начала работы над обзором. Любопытство взяло верх, и я полез смотреть авторов. «Гармонь» написал Юрий Беликов (http://stihi.ru/2018/12/20/4635). «Вдохновение» – Борис Панкин (http://www.stihi.ru/2003/10/05-46). Если я чему и удивился – то только тому, что не вспомнил сразу стихотворения Бориса Панкина. Я же его читал раньше. Впрочем склероз – интересная болезнь. Столько новостей каждый день.


Рецензии
Дмитрию спасибо – и пожелание здоровья!

Как читатель и номинатор я особенно рад вниманию Дмитрия к стихотворению Юрия Беликова.
О Беликове я немного написал несколько лет назад: http://stihi.ru/2015/08/06/10037
В книге Игоря Панина (2016) есть интервью с Юрием Беликовым: http://clc.am/C7B6cg

Юрий Александрович - подвижник и ценитель. Он находит добрые слова для многих и многих коллег: Сергей Кузнечихин, Амарсана Улзытуев, Мария Малиновская (называю резидентов БЛК :))

Светлая личность.

NB. У Дмитрия, как и у Ларисы Лисюткиной, - неприятие строчки с упоминанием сивилл. Мне же видится в ней, как и вообще в этом стихотворении, соотношение "чужого" (за Псковом - т.е.уже на границе с Западом) и "русского". Если вспомнить, что "дырбулщыл" для футуристов был квинтессенцией сугубо русской фонетики, гармонь для иманжинистов - русское начало в музыке (хотя гармонь исторически - западный инструмент), то сивилла - что-то из другого мира. Оставаясь в рамках Серебряного века, можем вспомнить Цветаеву:

Сивилла! — Зачем моему
Ребёнку — такая судьбина?
Ведь русская доля — ему…
И век ей: Россия, рябина…

Арабский Алфавит   30.01.2019 10:51     Заявить о нарушении
Правильная ссылка на интервью: http://clc.am/C7B6cg

Арабский Алфавит   29.01.2019 19:20   Заявить о нарушении
Кстати фраза "сто раз я нажимал курок винтовки, а вылетали только соловьи" - это Окуджава )

Александр Спарбер   30.01.2019 08:11   Заявить о нарушении
Да, конечно. В конце 80-х Окуджава был у всех на слуху.

Арабский Алфавит   30.01.2019 10:34   Заявить о нарушении
Я на всякий случай уточнил )). Кроме того, это не песня, а на слуху были песни )

Александр Спарбер   30.01.2019 11:14   Заявить о нарушении
Да, но была и пластинка (по крайней мере, одна, а может быть, их было и несколько), где Окуджава читал свои стихи, не ставшие песенными. У меня была такая, там Окуджава читал как раз то стихотворение
http://www.ruthenia.ru/60s/okudzhava/to_padaja.htm . Тиражи были запредельные, был, можно сказать, переизбыток пластинок. Их уценяли и продавали по 10-20 копеек. У меня даже стишок был, его в 80-е и напечатали:
"В пыльным промтоварах сельских
средь пластинок залежалых -
уцененный Вознесенский,
уцененный Окуджава". И тд. ))

Арабский Алфавит   30.01.2019 11:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий! Отдельное спасибо за слова «огранка, «осанка» стихотворения» - эти образы сами по себе - поэзия.
Спасибо, Ильдар!
В сети есть от 2007г. диалог с Ю.Беликовым, где интересен его ответ на вопрос (цитата): "А мы вообще знаем, что происходит в поэзии за пределами МКАД?
— За пределами МКАД — АД … Извини за невольную рифму.» и далее примеры судеб авторов из глубинки.
В сети нашла чуть более десятка стихов автора.
Ильдар, может быть у Вас есть стихи Ю.Беликова, и Вы разместите их для прочтения.
Вот одно, пронзительное:

Перед фото папеньки и маменьки
матушка возьми да вы-мол-ви:
– Ах, вы мои маленькие, маленькие!
Маленькие вы мои!..

Что же ей скажу, лишивший начисто
внуков и безбедного житья,
с куклами её сподвигший нянчится?
– Маленькая ты моя!..

Рыжая Ляля   30.01.2019 11:38   Заявить о нарушении
Спасибо, Ляля. Я уже давал ссылку на публикации Юрия последних десятилетий. Вот еще раз: http://magazines.russ.ru/authors/b/ybelikov

Арабский Алфавит   30.01.2019 11:43   Заявить о нарушении