Смерть литературы и экономика внимания

Прежде, чем сокрушаться о смерти литературы, стоит взглянуть на вопрос чуть иначе.

Сравнивая наше «ужасное» время и золотое литературное прошлое, давайте прикинем, как изменившаяся демографическая ситуация влияет на интерес к литературе.

Нужно отметить несколько очевидных пунктов:

1. Население значительно выросло.

2. Имеет место поголовная грамотность.

3. Соотношение людей «читающих» и «не читающих» всегда было в пользу последних. В принципе, его было бы неплохо измерить, скажем, для пушкинской поры, и наших дней. Но это задача уже чисто научная. Может быть, кто-нибудь, когда-нибудь это и сделает. Пока что нам важно, что относительное количество читающих и раньше было невелико, но в абсолютных цифрах, мы, скорее всего, имеем громадный прирост. То есть, объективно, количество читающей публики выросло очень сильно, а не уменьшилось.

4. Свободного времени у среднего человека становится все больше, а с развитием технологий оно будет только возрастать. Соответственно, и пишущих людей становится в разы больше. При этом существенно, что занятие литературным творчеством в наши дни требует значительно меньше ресурсов. Вопрос с размножением написанного почти отпал.

5. Фактическое разделение на писателей и читателей тоже остается в прошлом, поскольку любой, кто любит читать, имеет возможность и писать. А каждый пишущий, волей или неволей, вынужден интересоваться тем, что пишут другие.

6. Раз литературным творчеством можно заниматься не для пропитания, а в качестве хобби, пропадает и потребность в том, чтобы делать его основным источником своего заработка.

В итоге имеем: громадное количество писателей, читателей, и фантастическую доступность, всего, что написано. Тут впору говорить о расцвете литературы, а не о смерти. Но кое-что все-таки умерло. Устарела и перестала работать модель: писатель, критик, издатель, читатель. Вместе с этой моделью почти перестала работать система литературной иерархии. Это происходит, не в силу чье-то злой воли, а естественным порядком.



...
В этой новой реальности самую большую ценность приобретает не бумага и печатный станок, а внимание, как таковое. Позиции покупателя и продавца меняются, поскольку внимание дает читатель, а жаждет его автор. То есть читатель как бы продает свое внимание автору.

Читать полностью:
http://litname.ru/avt_84890076&pbl-1679.htm


Рецензии
Не согласен. Возможно для школьной обязаловки в эпоху тоталитаризма похоже. Сейчас литература чисто нишевый инструмент. Читают охотно только то, что сам прошел и не смог постичь. Рекламой можно загнать народ к неизвестным авторам как к Цыпкину или Сорокину - но это разовое прочтение. Ирония, расширяет ниши , объединяет ментальные кластеры, как удалось Ильфу и Петрову или О Генри. Так же работает эротика или детектив. Но это не только качество текста, но проработка героев и демонстрация общегуманнных ценностей.

Владимир Падейский   20.06.2022 15:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.