Мой 1984-й

Недавно один мой однокурсник (в отличие от меня великолепный актёр, так и оставшийся верным этой профессии) прислал мне «привет» — мой же текст 1984 года.
Я намеренно не достаю из архивов написанное в те годы. Мне кажется, что я не имею никаких прав на те тексты. Их писал какой-то другой человек...
И вот Савва (имя моего сокурсника) присылает мне то, что было написано мной когда-то и о чём я благополучно забыл...

История такая.
На 4-м курсе мы должны были сделать капустник. Уже не помню повода, но скорей всего — посвящение в студенты вновь набранного курса. Мы раньше делали много весёлых и прикольных штук, но тут вдруг решили пойти супротив логики и выдать нечто абсурдистское, жёсткое и для той поры нестандартное. Я написал какие-то рифмованные тексты. Практически (кто дочитает — удостоверится) это были выкрики, выплески, анти-лозунги. Сейчас (или в 90-е) такое можно встретить на каждом шагу: жуть, чернуха, абсурд... Но это 1984-й. Год, в котором, кстати, стали подкручивать идеологические гайки.
И вот мы, уж не знаю как уговорив на эту авантюру своих сокурсников, нарядились в жуткие балахоны, намазали на себя всё чёрно-белое из коробочек с гримом и в образе полууродов, под жуткую авангардную музыку вывалили на ничего не подозревающую публику... Я не знаю почему мы ни с кем не согласовывали сценарий и т. д. Мы просто захотели сделать ТАК и сделали, ни у кого не спрашивая. Мы прыгали, скакали и хором скандировали тексты, которые в ТЕ годы вряд ли вообще кто-либо из самых отвязных личностей мог вещать со сцены.  Наше действо заканчивалось тем, что через зрительный зал несли гроб и из него воскресало нечто в шинели, похожее на вождя всех народов...
В зале присутствовали приглашённые гости из управления культуры.
По ходу нашей вакханалии я заметил, как за кулисы к нам пробрался кто-то из руководства института. Он был весь зелёный и начал грозным и испуганным шёпотом орать, чтобы мы прекратили... Но мы уже почти закончили своё чёрное дело. Нависала зловещая пауза. Но «представитель» быстро сообразил и начал говорить ребятам с первого курса, которых мы посвящали в студенты, чтобы они в финале изобразили, как они — светлые силы — изгоняют нас — уродов — со сцены. Таким образом он идеологически грамотно переворачивал всю драматургию: сила настоящего искусства изгнала всякую мерзость со сцены поганой метлой и добро победило. Ура!
Принимать решение — выходить или нет на эту последнюю сцену, нужно было за считанные секунды... Пауза висела. Руководитель гнал, стращал, уговаривал...
Дальше я ничего не видел. Выходить на это изгнание дьяволов не стал. Не скажу, что это был отважный поступок... нет... я просто сказал, что не пойду и ушёл подальше в кулисы, то ли плакать от обиды, то ли материться - не помню... Ребята вышли (не знаю все или нет), но у меня ни на мгновение не было ощущения, что они неправы. ТОГДА они выбрали единственно возможное решение. Нужно было спасать курс...
Позже я узнал, что дело в КГБ было заведено, но нам как-то всё сошло с рук.

А теперь ОДИН из сохранившихся текстов. Вполне невинный по нынешним временам. Сейчас такое с лёгкостью пишут и публикуют пятиклассники...
И ради чего весь этот пафос мною написанный? Не знаю.                Просто мой 1984-й. Без претензий на что-то...

Это один из текстов-лозунгов, который мы орали хором...

***
Меня растила улица капризно,
Даруя щедро и пинки, и плюхи!
Заборы были грЯзны, как кулисы,
А реплики назойливы, как шлюхи!

В дерьме копаться поздно и противно!
Но я хотел быть нужным и полезным!
Свобода здесь была декоративна,
А занавес так долго был железным!

За ним я ждал решения конфликта.
В холодной замусоленной постели
Я зачинал идею в лёгком флирте,
Но без любви не может быть идеи!

Экспромты невозможны в этой пьесе:
Всегда заставят говорить «как надо»!
Мой рот покрыла паутина лести.
Суфлёров много, а актёров мало!

1984 год


Рецензии
Да Вы с Вашими однокурсниками прямо как те деды из клипа «Run» от Foo fighters) Не в обиду будет сказано. А за внешний вид: http://stihi.ru/2021/01/02/965 Вас не гоняли?
Вообще, я, конечно, знаю, что во времена СССР была цензура и нонконформизм не особенно поощрялся, но мне лично до сих пор сложно представлять, как вообще люди жили тогда. Вроде бы столько слышал от русской части своей семьи о тех временах, а до сих пор цельную картинку в голове сложить не могу и удивляюсь вот таким рассказам – про заведение дел в КГБ из-за вполне невинных действий

Здзислав Лещчушко   04.11.2023 15:12     Заявить о нарушении
О, Здислав, здравствуйте. Я редко захожу на Стихиру (минуты по 2 просто глянуть что происходит)... Сейчас вот тоже на работе (увы, приходится и в выходной) зашёл и попал на Вашу рецензию... Так хочется разгрузить мозг от всего этого рабочего шлака, который сейчас там...
А Вы упоминаете о таких приятных вещах...
Ага! Foo fighters слушаю (там же кто-то из Нирваны то ли барабанит, то ли поёт?), но этот клип не видел и сейчас посмотрел с удовольствием и широчайшей улыбкой (там, кстати чуть ли не видео-цитаты из "Пролетая над гнездом кукушки" - тоже приятное воспоминание). Но я эту группу не очень хорошо знаю...
В последнее время я как-то подcел на "Cluth". В течение дня, как нужна подзарядка, так включаю и переслушиваю все альбомы... Драйв, который во мне откликается вот прямо на 100%...
Кстати! сегодня наткнулся на новую песню Битлз! Мировая премьера была пару дней назад... Ух... некоторые комментаторы говорят - унылое г... Но меня так пробрало. Не скажу, что до слёз, но, блин... такая звенящая нота тоски и невозвратности.. по ушедшему (почему, кстати, и схватился сейчас Вам сразу отвечать... очень всё в тему сошлось...) Посмотрите. «Now And Then» называется... Кстати, самый весёлый там в клипе - убиенный Леннон. А Маккартни и Ринго, словно прощаются... Вот ведь: чуваки у которых было ВСЁ - стадионы, слава, море бвбла... но тоже уйдут. Это пронзительно и жутко...
А про "советское".... Знаете, именно когда смотрел этот клип Битлз, думал о том, насколько жёстко нас лишили целого огромного куска жизни: ни слушать, ни читать, ни говорить, ни носить то, что действительно хочешь... Многие ностальгируют по тем временам, но бОльшего унижения, чем тогда, сложно представить... Просто никто не знал другой жизни и считал происходящее нормальным...
(... недавно смотрел, как в одном африканском племени маленькие детки умываются мочой коров... просто подходят сзади и пока корова справляет нужду, умывают руки и лицо... и это для них нормально. Ну воды нет, экономики нет, развития нет. Вот и мы как африканские дети были. Считали вытекающую официальную информацию нормальной:))
Внешний вид...? Да уж... не знаю как я выжил с таким хайром в 80-е в Красноярске:)) При том, что образ жизни был практически ночной, а там на каждом шагу гопники. Случаев забавных (и не очень) было предостаточно... Но мне везло как-то.
И слава богу, что Вам сложно представить как люди жили тогда...
Было и классно (потому что молодость), и сложно (потому что быт), и...
... ну всё...
Спасибо Вам большое. Вы сейчас так вовремя позволили мне отвлечься и выговориться хоть немного.

Бирюков Игорь   04.11.2023 15:49   Заявить о нарушении
Это Вам спасибо) И за Cluth, и за новую песню Битлз. Первых я никогда не встречал, но уже чувствую, что в ближайшее время буду с ними знакомиться поближе, а вторыми никогда особо не интересовался, но с радостью глянул. С каждым годом находить новую музыку, зажигающую в тебе какие-то эмоции, все сложнее и сложнее. Не скажу, что меня как-то особенно вдохновила «Now And Then», это скорее песня под определенный эмоциональный фон (который у меня сейчас совершенно неопределенный), но я понимаю, о чем Вы - у меня было подобное состояние после медицинской практики в отделении реанимации. Люди уходят и их не вернешь. И моя жизнь тоже уходит с каждым днем - ее тоже не вернешь и не восполнишь. А кто-то, в добавок, может часть этой жизни у тебя просто отобрать и заставить умываться коровьей мочой, метафорически выражаясь. Но мысли о конце приближают этот самый конец, поэтому давайте не будем слишком сильно загоняться на эту тему? Нужно чаще улыбаться - это хорошая диагностика инсульта)
Вообще, я до сих пор не отошел от того, что много лет как покойный Уэйн Статик запел недавно, а тут еще и Леннон. А ведь я еще слышал как-то, что голограмма Дио дает концерты. Ну просто неубиваемые деды!

Здзислав Лещчушко   04.11.2023 16:52   Заявить о нарушении
Да, Битлз вряд ли может "зайти" молодому человеку:)) Это не в укор, а просто нормальная ситуация...
Я сам слушаю многое, что "потяжелей" (хотя в последние годы мой вектор окончательно сдвинулся в сторону Тома Уйтса и Ника Кэйва. А лет в 20-25 я бы посчитал это нудятиной... хотя и сами эти исполнители перешли от сумасшедшей-безумной, иногда какофонической и панковской музыки к более глубинным (что ли) вещам... Особенно альбом Ника Кэйва после смерти сына...
Но если хотите послушать настоящую русскую музыку и испытать некий эстетический шок, то найдите в сети группу "Помни имя своё" (если ещё не слышали, конечно).
Это три человека (ф-но, аккордеон и вокалистка)... Но начните с песен "Ни завтра, ни сегодня, никогда" или "Перезвоню"... Это такое царапание по душе... Кстати, в "Перезвоню" совершенно нереально офигительный текст какого-то парня (забыл его фамилию сейчас)... Понимаю, что на Вас это может не возыметь такого действия, как на меня, например... всё индивидуально... но послушайте...

Бирюков Игорь   04.11.2023 17:13   Заявить о нарушении
Да нет, я вполне воспринимаю медитативную музыку. Такую, которая эмоциональная, но эмоциональная по-тихому, без криков на разрыв аорты. Просто для этого мне нужно ловить какие-то особенные токи, для ловли которых у меня сейчас нет сачка под рукой.
"Помни имя свое" действительно достойная группа, не слышал о них раньше. Уж не знаю почему фраза "Мама, ливень. Ты без зонта" так на меня подействовала, но я знатно ударился в сопли из-за нее. Надо бы найти этого поэта, ставлю сотку, что он есть на стихире)
Единственное, что не очень понравилось в "Перезвоню" (щас кинете тапком) - вокалистка. Я не музыкант и не знаю, как называется этот прием (вибрато? Хз), но вот это дрожание в голосе, как у оперных див, с которым она пела всю песню, имхо, было чрезмерным. Например, в их же песне "Жестокость" вокал звучит как-то более сбалансировано.
Кстати, про русскую музыку - Вы знаете группу Shortparis? Мне особенно нравится их "Говорит Москва".

Ну вот, Вы дали мне повод поговорить - теперь разгребайте, я утоплю Вас в своем занудстве)

Здзислав Лещчушко   04.11.2023 18:36   Заявить о нарушении
Про "Маму..." - это так пронзительно, потому что - это прощание с мамой (ну или я так воспринимаю... хотя скорей всего именно так из-за строчки "Мама, можно я перезвоню... мама, можно я опоздаю" Вот это ОПОЗДАЮ - об упущенном, о том, что уже ни-ког-да её не увидишь.... это фатальное опоздание... Поэтому и про зонт так больно... Я как раз вчера слушал эту песню (часто переслушиваю, кстати) и ко мне зашла знакомая девочка-актриса (по рабочим делам) и ушла в жуткий дождь... И вот я ей кричу уже на выход: Давай я тебе зонт дам!... но она уже уходя машет, что не надо и надевает капюшон... Не мама, конечно, но - опоздал...:))
Про вокал... тапком, конечно, не кину, но подобного УПРАВЛЕНИЯ своим голосом на почти шепчущих нотах, такой выразительности на тишине я никогда не слышал. Это просто фантастическое владение паузой и взрывами (да, на рыке она может раздражать, но это тоже уникальная и неповторимая фишка, которой она пользуется абсолютно точно, но в меру. И там совершенное сочетание природного (звериного) инстинкта в голосовой подаче и шедевральной управляемости этим инстинктом (не хочется говорить слово "профессионализм":))
... в нудности я Вас переиграю:))))
Но всё - домой-домой-домой....
Хорошего Вам вечера!

Бирюков Игорь   04.11.2023 19:05   Заявить о нарушении
Конечно, Вам тоже)

Здзислав Лещчушко   05.11.2023 00:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.