Тайна одной фотографии. Часть 3

Я продолжила поиски непосредственно моих родных из этого, такого известного в Вятском крае рода. В частности Юферева Леонида Михайловича, моего двоюродного дедушку (с моей фотографии). И  мои поиски привели меня  к изучению  викторианского течения в Вятской губернии, в конце двадцатых годов прошлого века, одним из самых активных участников и сторонников  которого он и явился.
 
 Я  узнала  много о распространении викторианства в Вятском крае, которое выступало против принятия Декларации. Декларация была выпущена в 1927 году высшими церковными кругами, митрополитом Сергием ко всему низовому духовенству, верующим, о лояльном отношении к Советской власти. Против этой декларации и выступило Викторианское течение, возглавляемое Вятским епископом Виктором Островидовым, это течение и носило его имя.
О его невероятной личности, его духовном подвиге, за который он причислен к лику святых, подробно сказано на сайте «Вятский летописец». Помещаю сведения о нем почти полностью.


 «17 сентября 1918 года архимандрит Виктор стал настоятелем Александро-Невской Лавры, а в конце декабря 1919 года был рукоположен во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Владыка Виктор своим самоотверженным служением Богу и Церкви и святостью жизни поразил вятскую паству, и она всем сердцем полюбила святителя, который стал для нее заботливым отцом, добрым пастырем и мужественным исповедником православия.
Много раз епископ арестовывался.
Ему запретили жить в Вятке. 

Владыка был вынужден переехать в Глазов. В 1927 году, после выхода в свет Декларации митрополита Сергия, владыка не подчинился решениям Священного Синода и митрополита Сергия, но паствы своей не оставил. Богоборческие власти сделали все, чтобы выдворить епископа Виктора с Вятской земли – 18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.
в 1932 году он был снова арестован и сослан в село Нерицу (ныне Республика Коми), где после всех испытаний и гонений 2 мая 1934 года епископ Виктор отошел ко Господу.  

Позднее Святитель Виктор (Островидов), исповедник, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии был причислен к лику святых.

Мощи святителя были обретены 1 июля 1997 года и ныне покоятся в храме Преображенского женского монастыря г. Вятки. Канонизация святителя состоялась в Москве на Юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года. Составлено житие, написаны честные иконы. Торжества прославления святителя в Вятке состоялись 22 октября 2000 года.»
(новости на странице сайта Вятский Летописец.
Новомученик и исповедники Вятской земли)

О Викторианском течении, участником которого, и правой рукой Епископа Виктора Островидова и явился мой двоюродный дедушка Юферев Леонид Михайлович. Эти материалы я обнаружила в интернете в статье А.Г. Полякова «Периоды  Церковного развития (Русская церковь в ХХ веке), главы 6, 7, 11,  «Викторианское течение в РПЦ». Выбрала только те абзацы, которые касаются Юферева Л.М., и сути викторианского течения. Из найденного материала стало понятно, что произошло с моим родственником со старинной фотографии.
 
В чем же состояло несогласие Викторианского течения с Декларацией официальной церкви. Все очень просто и понятно. Свой отказ от Декларации они мотивировали тем, что: 
 
«1) признание безбожной Соввласти является актом соединения с антихристом;
2) Советскую власть признать нельзя, т.к. последняя ведет борьбу с религией;
3) лояльное отношение к Соввласти есть прямое соединение с большевиками;
4) сатана борется с Церковью, борется с нею и Соввласть, как с сатаной у верующего не может быть никакого общения, так не может быть никакого общения и с Советской властью».

«После ареста и ссылки весной 1928 г. епископа Виктора управленческие функции в викторианском движении Вятской губернии стал исполнять Леонид Юферев. По выражению Вятокротделом ОГПУ, он до момента своего ареста «выполнял функции наместника Вятского епископа» – единолично возглавлял административную деятельность по всей Вятской епархии, имел у себя в квартире нелегальную канцелярию духовного управления. Для более четкого руководства он занялся организацией в Вятской епархии нелегальных благочиннических округов и назначением духовных руководителей, в частности, в числе последних был священник Александр Ельчугин».
 
«Леонид Юферев являлся благочинным 14 сёл Вятского уезда. Также к нему обращались люди и из других сел и уездов за советами и по вопросам замещения вакантных мест священниками викторианами».


«Первыми, кто в регионе не принял Декларацию и возвратил её обратно, были священники Воскресенского собора Григорий Захарович Попыванов и Михаил Валентинович Глушков. Произошло это в период между 23 сентября и 2 октября 1927 г. Практически в это же время аналогичную позицию занял благочинный 1-го округа Вятского уезда про­тоиерей Покровской церкви с. Филейка Леонид Юферев».


 «28 сентября (11 октября) 1927 г. протоиереем А. Серебрянниковым на имя Леонида Юферева было написано письмо, в котором последнему предлагалось ознакомить верующих и духовенство своего благочиния с содержанием Декларации. Для чего Л. Юфереву было послано 6 экземпляров копий, а также рекомендовано использовать текст этого документа, опубликованного в газете «Известия ЦИКа» от 19 августа 1927 г. ».

«Благочинный 1-го округа Вятского уезда Леонид Юферев не стал распространять Декларацию и отослал её 3/16 октября обратно протоиерею Александру Сереб­рянникову с припиской: «Досточтимый о. протоиерей Александр! Ввиду собственного смущения некоторыми выражениями Воззвания, а также смущения пастырей и пасомых, уклоняюсь от активной и благочиннической деятельности и посему посылаю высказывания обратно. Отвергаю создавшиеся слухи об уклонении АЕ. Павла и пришедшего в сторону обновления, но Св. Церковь Христова, как непорочная невеста, его должна быть на высоте своего божественного величия».

А вот это самые важные слова, которые произнес благочинный Юферев Л.М., отстаивая истинную православную веру,  выступая против  закрытия церквей и притеснения новой властью религии. Написал их Леонид Юферев  осенью  1929 г.,  так объясняя мотивы своей антисергианской позиции: «Я принадлежу по своим убеждениям к ориентации епископа Виктора. Советскую власть с чисто гражданской точки зрения я признаю. Признаю как человек с религиозными предрассудками, как служащий религиозного культа на основании писания, но в вопросах религии, где Соввласть высказывает свои распоряжения и взгляды против таковой, направленные на борьбу с религией и ее религиозными устоями, я, как священник, не согласен, не согласен с тем, что Соввласть закрывает церкви и ограничивает права церкви. Вот по этим причинам я не мог согласиться с декларацией М. Сергия, который своей декларацией высказывал не свои личные мнения, а мнения всей церкви согласиться и радоваться успехам Соввласти в борьбе с религией. Епископ Виктор, с точки зрения церковной, оспаривал эти взгляды М. Сергия, и я был с ним согласен, и декларации в части касающихся вопросов церковного порядка я не согласился».

«Началом полноценных управленческих контактов между викторианами и епископом Дмитрием (Гдовским) можно считать поездку в мае 1928 г. Леонида Юферева к еп. Дмитрию в Ленинград. Её главная цель помимо прочих церковно-административных дел – решение вопроса о назначении правящего епископа над Вятской епархией. Кандидатом в епископы был выдвинут священник с. Никулицкого Михаил Юферев, который весной 1929 г. также ездил к епископу Дмитрию Гдовскому в Ленинград ).» (Весь архивный материал из интернета.Периоды Церковного развития ( русская церковь в ХХ веке) Викторианское течение в РПЦ. главы  6,7,11. А.Г.Поляков)

Но в результате всех этих действий по отстаиванию веры и Русской Православной церкви протоиерей Юферев Леонид Михайлович был арестован в сентябре 1929 года. Он и его сыновья значатся в Новомучениках и исповедниках Вятской земли.


«Рабочая группа Вятской епархиальной комиссии по канонизации святых по сбору материалов о новомучениках и исповедниках пострадавших на Вятской земле
Новомученики и исповедники Вятской земли

Юферев Леонид Михайлович, протоиерей
Юферев Леонид Михайлович; Год рождения 1883 Место рождения Вятская губ., Вятский у., с. Рябово 
протоиерей Сын диакона;
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1] Служение Вятская о., Вятский р., с. Филейка протоиерей Год окончания 1929 ;
 Аресты Вятская губ. Год ареста 1929 Месяц ареста 9; До ареста 1929 г. неоднократно подвергался арестам и обыскам; Осуждения Коллегия ОГПУ 03/02/1930 ;Статья ст. 58-11 УК РСФСР; Приговор 5 лет ИТЛ, считая срок с 30.09.29г.;   Вятка, 1930 г."; Места заключения; Вятка, Вятский Изолятор Спецназначения; Год начала 1929; Месяц начала 9; Дальнейшая судьба неизвестна»

(Архив УФСБ по Кировской обл.Д.СУ - 8585.Автор репрессированных служителей Вятской Епархии Ожегин П.Т.)

ЮФЕРЕВУ ЛЕОНИДУ МИХАЙЛОВИЧУ БЫЛО 47 ЛЕТ.

* «Юферев Николай Леонидович 
* Год рождения 1907 День рождения 3 
* Месяц рождения 4 
* Место рождения Кировский край, Поломский р., с.Ивановское 
* священник 
* Окончил школу второй ступени в г.Кирове. В 1928г. окончил Миссионерские курсы в Ленинграде
* ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1928-1934гг.] [1934-1936гг.] [1938г.]
    * Служение
        * Ленинград 
        * Должность псаломщик Год начала 1928 
        * В 1932–1934гг. служил в тыловом ополчении
        * Кировский край, с.Прокопьевское 
        * священник Год начала 1934 
        * Кировский край, Оричевский р., с.Быстрица 
        * священник Должность настоятель 
        * Год начала 1934 
    * Аресты
        * Кировский край 
        * Год ареста 1934 
        * Был арестован Шабалинским РО НКВД. Два месяца содержался под арестом
    * Служение
        * Кировский край, Оричевский р., с.Быстрица 
        * священник Должность настоятель 
        * Год начала 1934 Год окончания 1936 
        * День окончания 24 Месяц окончания 4 
    * Аресты
        * Кировский край, Оричевский р., с.Быстрица 
        * Год ареста 1936 День ареста 24 
        * Месяц ареста 4 
    * Осуждения
        * Особое Совещание при НКВД СССР 
        * 27/10/1936 
        * Приговор 5 лет ИТЛ 
        * Групповое дело "дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1936г." 
    * Осуждения
        * 13/02/1938 
        * Обвинение совершил побег с места лишения свободы 
        * Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        * О.Николай 18.01 совершил побег из лагеря, а 19.01 был задержан
* Кончина
    * 1938 
    * расстрел
    * (Архив УФСБ по Кировской области Д.СУ - 9730)

СЫНУ НИКОЛАЮ БЫЛ  31 год.

«Юферев Михаил Леонидович 
* Год рождения 1911 
* Место рождения Вятка 
* псаломщик 
* ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
    * Служение
        * Вятка 
        * Должность псаломщик 
    * Осуждения
        * Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        * 21/09/1932 
        * Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        * Приговор - 3 года лишения свободы 
        * Дальнейшая судьба неизвестна
        * Младшему сыну Михаилу - 21 год»
    * Публикации
    * (Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.) 

Результат моих поисков оказался  очень грустным и полностью подтвердил слова моей мамы. Судьба священников Юферевых оказалась более чем трагичной.
Краевед В.Глушков говорит о тех ужасах, которые выпали на долю тех Юферевых, которые принадлежали к церковному сословию. Они были репрессированы в связи с гонениями той власти на религию. Далее он говорит, что  преступление Юферевых - священнослужителей перед властью заключалось только в одном, что они верили и служили Богу и призывали следовать христианским заповедям.

« За 70 лет насильственного атеизма мы не построили рай земной, но зато до основания искоренили христианскую веру и нравственную мораль в людях.»
(В.Глушков.)
Так же В. Глушков говорит о том, что за этот период полностью вырублены корни духовной ветви Юферевых - священнослужителей в Вятской епархии. Их не осталось на Вятской земле.

Светлая память моим родным из рода Юферевых, и всем тем, кто ценой собственной жизни отстаивал святую православную веру в Вятской епархии и по всей России.
Их чистые благородные лица с фотографии будут напоминать моим родным и близким, и всем нам, что это было в нашей истории. И мы не должны забывать об этом  и радоваться возрождению веры по всей России.
И здесь особенно  уместно прозвучит оптимистичное стихотворение Александра Анфилатова.

О, чудо благодатного огня!
Он в сердце у тебя и у меня.
Сошедший с неизведанных высот,
Он нам дарует новой жизни год.

Он говорит, живите все в любви,
Для нас горит и светится в крови.
Огонь  средь серых буден и тоски,
Цветет и распускает лепестки

Любви, надежды, светлой веры,
И смерти, ставшей нам примером
Служенья людям и добру… 

Из глубины веков, и снова
Огонь святой подарит слово.
И завтра снова зазвучит окрест
Христос Воскрес! Воистину  Воскрес!



Благодарю автора книги "Викторианское течение в русской православной церкви"
Полякова Алексея Геннадьевича. Именно в ней отразились трагические для русской православной церкви события, которые затронули и судьбу священнического рода моей семьи, а также краеведов В.Глушкова и Виноградова.


Благодарю за умные и добрые рецензии:

Полякову Зинаиду:

как можно было лишить православную Россию ее истинной веры и внедрить безбожие на долгие годы.(с)
.Дорогая Нелли, меня всегда поражает такой вопрос. Можно подумать, что народ этому противился, а его насильно заставили всё крушить и обесценивать. Нельзя уничтожить то, чего у народа не было. Он был опьянен словом свобода, а получив её, не знал, куда её применить. Я много раз перечитала у Братьев Карамазовых монолог Инквизитора. Как там точно сказано. Народу нужны хлеб и зрелища и он пойдет за любым, кто ему это даст.
Самое страшное, что произошло, это уничтожение интеллигенции, белой Гвардии и священства, которые олицетворяли собой Россию. Если бы сейчас было такое священство, как тогда, как Ваши родные, разве сейчас происходило бы то, что происходит!
Восхищаюсь Вашей работой. Восхищаюсь людьми и их славными делами, их пастриотизмом, мужеством и Верой. Но не считаю, что народ жертва. Он всё в большинстве своем делал по согласию. Спасибо, что сохранили для читателя возможность увидеть Красоту русского человека. Истинную, Божью и зовущую к возрождению.


Рецензии
Дорогая Нелли,здравствуйте!

Я написал Вам небольшое сообщение на адрес эл.почты. Но видно "почтовый голубь" не долетел...
Всегда с интересом прочитываю Ваши статьи. С точки зрения информированности и создания образа в теме. Всё гармонично и как бывает зачастую трагично в судьбах людей, особенно, на переломе событий. Разница лишь в степени "залипания" в проблему житейскую или маштабно-социальную.
Но удивительно другое ,что есть люди , которые не смотря ни на что, продолжают нести частицу своего добра, по крупинкам, по единственной фотографии возрождают потерянные мгновения.
Это здорово,это надо всегда поддерживать и любить своих добровольных ценителей истории.

Нелли ! Хочу в день Рождества Христова, в день Великого благодатного Света пожелать Вам здравия, спокойства в душе на многие-многие годы.

Ваш верный почитатель,
ИВ.

Владимир Иксанов   07.01.2024 15:44     Заявить о нарушении
Владимир Иксанов 30 декабря 2023 года в 22:16
Дорогая Нелли,добрый вечер !
Наверное, у Вас такая же дождливая погода, как и у нас. Расстаял снег.лишь по обочинам дорог черные грязные сугробы. Вообще, за последние пять лет наш город сильно не похорошел...
Хотел написать комментарий под одним из ваших убедительных эссе. Все прочитаны.Все удивительным образом проявились в оценках ваших многочисленных читателей.
Мы много рассуждали о значении языка, его стилистики и исторической правде. Это здорово, что люди находят темы для таких обсуждений.
Сегодня последяя ночь перед Новым годом.
Всегда появляется желание поделиться мыслями с близкими по духу людьми.
Ведь год проходит. Надо подвести итоги. С оптимизмом нацелится на новый.
Я понемногу "копошусь",стараюсь что-то сочинить.Работа идёт тяжело. Хотя недавно написал небольшое эссе на сборник стихов нашего поэта Петра Межиньша "ШЁПОТ ЛУННОГО ЖАСМИНА". Состою в лит.объединении"Светоч".Собираемся в библиотеке. Читаем стихи.Идёт живое обсуждение. Это интересно. Живое общение более эмоционально,нежели через социальные сети.
Хочу поздравить Вас с наступающим Новым годом. Пожелать Вам мира в душе,крепкого зоровья. оптимизма и творческих успехов.
Ваши работы настолько замечательно написаны,что радуешься каждой прочитанной строчке. Поминаешь о призвании автора, видении мира,человека. Это ведь главное нести читателю доброе восприятие.

Обнимаю,
Владимир .

Владимир Иксанов   07.01.2024 15:49   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир! Благодарю Вас за Вашу рецензию и поздравления . Я ответила Вам только сегодня . Простите , что задержалась с ответом . Со всеми прошедшими праздниками и особенно с Рождеством Христовым !
С искренним уважением к Вашему таланту и Вашей доброте.

Нелли Неженцева   12.01.2024 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.