Сонеты - традиционные и нетрадиционные

Друзья, в жюри нынешнего тура вновь вошел известный филолог Олег Иванович Федотов. Одна из его любимейших тем в литературе – история сонета. Пользуясь случаем, предлагаю совместными усилиями сделать мини-выставку сонетов. Это могут быть собственные стихи или сонеты других поэтов, как классиков, так и современников.

Количество сонетов от одного автора/читателя не ограничено, но помним о разумных пределах. Напримерм, цитировать целиком венки сонетов не стоит, лучше сделать ссылку на страницу в интернете, где они опубликованы.

Как известно, сонеты бывают традиционные и нетрадиционные.

Традиционные сонеты на русском языке пишутся, как правило, в силлаботонических размерах (особенно часто пяти- или шестистопным ямбом), всегда имеют по 14 строк и условно делятся на типы:
"итальянский" – рифмовка abab abab cdc dcd или cde cde;
"французский" – abba abba ccd eed или ccd ede;
"английский" – abab cdcd efef gg.

А вот какие бывают "нетрадиционные" сонеты?
Тут я предлагаю проявить активность всем желающим – приносите стихи и комментируйте их: этот сонет не традиционный, а... потому-то и потому-то.

Также в отношении традиционных сонетов приветствуются комментарии по форме, а также по стилю, содержанию... вообще любые отклики приносящих и читающих.)

Для затравки даю ссылки на две статьи (активные ссылки см. http://www.stihi.ru/rec.html?2018/07/17/3140 ):

Олег Федотов. "Сонеты Ахматовой как цикл"
и
Юрий Орлицкий. "Традиции русского и европейского авангарда в сонетном творчестве Генриха Сапгира".

Выставка продлится до подведения итогов по июльскому туру.

(Ильдар)


Рецензии
А у меня не хватило, не знаю чего, терпения, запала ли, чтобы завершить венок. Да и сонеты ли это в полном смысле слова?

к NN

Зима опять решает всё сама:
Когда, и где, и с кем встречать рассветы,
Её потери - горе от ума,
Её забава - числиться отпетой.

И ты не терпишь власти над собой,
Неведомы тебе сомнений муки.
Твои стихи болеют ворожбой,
И льда огонь сияет в каждом звуке.

Но есть сильнее вещи на земле.
Твой нрав, как непогода чумовая,
Азартно раздувает жар в золе,
Очаг забытый к жизни призывая.

Поскольку буря лишь тогда мила,
Когда ждёт дом и капелька тепла.

***

Зима опять решает всё сама.
Что ей надежды яблонь, сбитых с толку,
И нежность зёрен, спящих в закромах?
Зима спешит укрыть чужие ёлки.

Вдыхая хвои пряный аромат,
Под стук дождя по черепичной крыше
Припомнишь ты, как ровно год назад
В метель и в ночь шальное счастье вышло.

И всё с тех пор не мило и не так.
Вот и зима, как счастье, заблудилась.
О них напоминает лишь мечта
Да сладких снов негаданная милость.

Теперь лишь сны дают тебе советы,
Когда, и где, и с кем встречать рассветы.

***

Когда, и где, и с кем встречать рассветы -
В семнадцать лет важней вопроса нет.
И чем суровей мамины запреты,
Тем сладостней нарушенный запрет.

Окутав сигаретными дымами
Своих секретов тоненькую нить,
Так хочется совсем не верить маме
И мамину судьбу не повторить.

И мама тоже хочет, чтобы дочке
Намного больше в жизни повезло.
Поэтому и злится, и хлопочет,
И бьётся снежной бабочкой в стекло.

Весны сама пугается зима.
Её потери - горе от ума.

***

Её потери – горе от ума.
Куда ж его девать – в карман не спрятать.
Могла – так отдала бы задарма?
Жила себе спокойно – лаптем лапоть.

Без тягостных сомнений, налегке,
Ложилась спать, не слушая тревожно,
Как ёрзает под утро ключ в замке,
И радостно толстела от пирожных.

Так нет же, испекла железный хлеб,
Семь пар сапог чугунных износила.
Бал отгремел, а Золушка – в золе,
И, кажется, под осень тают силы.

В коротенькое это бабье лето
Её забава – числиться отпетой.

***

Её забава – числиться отпетой
И множить ворох призрачных побед,
Слагая из мозаики сюжетов
Один и тот же тягостный сюжет.

Когда, собою подменяя слово,
Легко звучит пленительная ложь.
И ты, внимая зову Крысолова,
Навстречу неизвестности идёшь.

Вздымается мелодия лавиной,
В игру вступают скрипки и альты,
И ты идёшь по ближним и невинным,
Покорная тенётам темноты.

Струна звенит и лопается. Сбой.
И ты не терпишь власти над собой.

***

И ты не терпишь власти над собой.
Не веришь в веру и боишься страха.
Любовь считаешь вызовом на бой
И бьёшь удачно, метко, без размаха.

Постылы виноградари тебе,
И проще виноград считать неспелым,
Лоза не поддается ворожбе,
Её растить – занудливое дело.

А хочется пьянящего вина,
И ты его крадёшь, украсть не сложно.
Но хмель проходит, ты опять одна,
и снова «кюхельбекерно и тошно»

Не учат ничему тебя разлуки.
Неведомы тебе сомнений муки.

***

Неведомы тебе сомнений муки,
Когда ты упиваешься борьбой
И ласково выкручиваешь руки
Тому, кто очарован был тобой.

Ты так пленяешь страстью неподдельной,
Так веришь, что тебя желанней нет,
Не ведая, что поступью метельной
Уже подходит худшая из бед.

Морозит сердце истина простая:
Нет корня - и не примется росток.
И синий снег предательства глотая,
Берёшь ты в руки слово, как клинок.

Твоя любовь похожа на разбой,
Твои стихи болеют ворожбой.

***

Твои стихи болеют ворожбой.
О чём бы ты теперь ни говорила,
А всё о том, как сча`стливо с тобой,
А всё о том, как без тебя немило.

И где бы ни был ныне адресат,
Какие ни захлопывал бы двери,
Стихи зовут назад, назад, назад,
И им, стихам, проблемно не поверить.

Он говорит. что ты во всём права,
И вновь уходит, каждый раз всё дальше,
Роняя покаянные слова,
Исполненные нежности и фальши.

На них печать усталости и скуки,
И льда огонь сияет в каждом звуке.

Клавдия Смирягина Дмитриева   20.08.2018 16:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.