О человеке и природе

 Только что я понял, почему меня тянет на природу – к птицам, животным… Пожалуй, даже к животным меньше  – больше туда, где трава, деревья, насекомые… ну, хорошо, ещё и птицы.  Это потому что с ними проще. А человек для меня слишком сложен. Животные тоже сложны, это я погорячился! Особенно те, что в постоянном общении с человеком.  Я сам для себя слишком сложен. Всю сознательную … (ой, здесь, наверное, тоже ошибка: моя сознательность очень условна, способность быть осознанным – оставляет желать лучшего!) жизнь я думал, что изучаю человека… Или, например, что я – человек. Но это иллюзия! Не тяну я на человека. И мой предмет изучения тоже был иллюзорен – я не мог изучать человека, поскольку ни с одним человеком не могу вступить в контакт! А если нет контакта, то что же я изучал? Правильно, своё воображение, иллюзии. Ну…, ну, не осиливаю я… Человек для меня слишком труден!
  То есть ни с кем из вас, друзья мои, у меня никогда не было контакта! Ну, может быть за редким исключением. Мимолетно.  У нас вроде бы есть всё: встречи, общение, разговоры, общие интересы, какие-то дела… А контакта нет!
  Мы бесконечно далеки друг от друга. И, страшно сказать, есть ощущение, что все до единого одиноки. И чем больше человек в гуще людей, чем больше его тянет в толпу, в компанию, тем, значит, его реальное состояние одиночества острее. И чем оно острее, тем грубее язык, жёстче характер, тем больше требуется алкоголя и... денег. К алкоголю сами можете прибавить известные вам виды стимуляторов: расслабляющие, возбуждающие, отвлекающие... А к деньгам..., думаю, власть. А контакта нет. Потерян. Контакт - это что-то другое...
   
  Все виды нашего общения – это наслоения огромного количества условностей – языков, наречий, мимики, жестов, символизма смыслов, поступков, работы, каких-то увлечений... Это всё производные и надстройки над чем-то настоящим, о чём мы давно забыли, и не знаем о его существовании, и не понимаем, что оно такое и о чём речь. Мы с вами никогда не встречались! Да и мыслимо ли нам было встретиться, если мы даже самих себя никогда не встречали!

  Я понял это сейчас, когда передо мной на тоненьких ножках бежала птичка по дороге. Слева забор и справа стена. Дорога пять метров в ширину. Деваться ей некуда, только взлететь или бежать. Я шел за ней в двух метрах, и специально чуть замедлил шаг – я видел, что она боялась, поэтому со страху бежала вперед, поскольку дорога узкая, а я шел посередине. Она бежала и бежала вперёд, каждые три секунды на миг притормаживая и оценивая ситуацию. Я внимательно рассматривал её и не видел никаких повреждений, которые мешали бы ей взлететь. Я понял, что она просто не хочет в этой ситуации пользоваться крыльями. Это её выбор. Ей хочется рисковать! Она от этого испытывает драйв! Она – такой же экспериментатор, каким иногда бываю я: «А, посмотрим, что будет! Авось пронесёт!» ;Я решил её поддержать и стал входить с ней в эмоционально-мысленный контакт: «Я просто иду, трогать тебя не собираюсь! Успокойся! Все хорошо. Я сейчас очень медленно тебя обгоню, и гуляй себе!» - птичка успокоилась, пропустила меня вперёд. Я уверен, что если бы я её напугал, она бы взлетела. Но она выдержала. А я оценил её выдержку. Это и был контакт.
 С человеком так не получается. Иногда кажется, что вот! Но рано или поздно ты обнаружишь, что это была иллюзия. Или так: оно было, мельком, а потом ты уже не можешь его повторить даже с тем же человеком. Дважды нельзя войти не только в одну реку, дважды нельзя встретиться даже с одним человеком. В следующий раз он уже другой.
  У нас в голове куча идей, мнений и оценок, большая часть которых не свои, а привитые кем-то, правил, «тараканов», гештальтов, разных личностей и сущностей. И всё это хитрит, выгадывает, прикидывается кем-то, не знает самого себя и прячется от всех и от себя, и знать всё это о себе не желает. Очень сложно. Это какой-то гроссмейстерский уровень, а я – простой любитель! И я не понимаю людей.
  Зато вполне теперь понимаю тех, которые уходят в леса и живут там в одиночестве: нет!!! Это не они в одиночестве, это мы! Они что-то поняли про это – про контакт. Про то, как это важно.  Потому что когда хочется простого и понятного общения, то есть контакта, то… а никого нет!
  А у них есть: подошёл к дереву, пообщался. Птичка запела – ты ей ответил. А то ещё и с руки покормил. И это что-то настоящее, живое. Малая птаха, она же не дура, она видит какой ты большой и сильный, и что можешь сжать пальцы, и ей конец! Нет, она просто тебе доверяет! И не много ни мало – всю свою жизнь! А это очень ценно, трепетно и волнительно! И большая ответственность. В этом смысл - это контакт. И отношение к тебе , как к Богу или старшему товарищу. И ты это ценишь. А если не ценишь, то птица чувствует и не подлетит. А если ты её обманул, то о твоём вероломстве разом узнают все птицы всего леса, а может и звери. И ты это понимаешь и не решишься испортить себе репутацию. 
  С людьми не так. При попытке найти контакт ты постоянно натыкаешься на что-то... то твёрдое, непробиваемое, то вязкое, то проваливаешься, как в пустоту. И ещё много разных состояний. И это всё постоянно меняется местами. Человек похож на колоду карт, которую кто-то непрерывно тасует, и ты никогда не знаешь какая карта сверху. Поэтому, наверное, люди заводят животных! Потому что этот, к примеру, кот – единственная живая душа. Ты пришел домой, сел, а он к тебе на колени. Ты его погладил, он мурчит. Всё просто и понятно. Никаких закидонов. Хотя, как я уже сказал, с домашними животными может тоже быть не просто – впитывают от хозяина и домочадцев все человеческие манеры, особенности поведения. Думаю, с дикими животными проще всего. Дикая природа куда безопаснее нашей жизни в городах. По началу страшно будет, а потом ничего, разберёшься.
  С людьми не разберёшься никогда. И поэтому одиночество, чувство опасности и страх так сильны в благоустроенном человеческом обществе. А потому и бегство от самих себя, инфантилизм и нескончаемое желание игр и развлечений.  Но какие-то "гроссмейстеры" в этом разобрались, и пользуются, паразитируют на наших ресурсах.
 
  Вот, например, проходит сейчас в России чемпионат мира по футболу. Люди собираются тысячами в одном месте, и у всех ощущение праздника! Я сам был и на Красной площади в это время, и на Никольской, на Арбате... Подтверждаю, у меня это ощущение там тоже возникало! Но потом я смотрел: а что происходит? А ничего! Люди просто идут навстречу друг другу, фотографируются, рассматривают одежды, флаги. Иногда где-то шум какой-то, волнение, и толпа там кажется гуще - думаешь, вон там, наверное, что-то... Приближаешься, внедряешься в эту толпу, а там тоже ничего! Стоят люди плотной массой, громко разговаривают и так же фотографируются. То есть всё это на пустом месте. Движение декораций. Москва является декорацией для тысяч людей, приехавших из десятков стран, которые на её фоне фотографируются, а сами они становятся декорацией для Москвы, которую можно фотографировать в таком виде и снимать на видео, а потом показывать по телевидению. Все улыбаются, все счастливы.
 Ты смотришь на улыбающегося человека, тебе невольно кажется, что он улыбается тебе, и ты, как будто в ответ, улыбаешься. А спроси его:
"Вот Вы, почему улыбаетесь?" - а в ответ будет:
"Так Вы сами мне улыбаетесь! А Вы чего?"
"А я - потому что Вы!"
"А я - потому что Вы!" - и будут стоять оба, улыбаться.
"А давайте посмотрим, что за этим стоит?"
"А вот этого не надо! Давайте не будем!" - и всё. Люди-маски разошлись. Маскарад. Парад иллюзий и фантомов. Похоже на игру "Прятки" в детстве: ты здесь, в комнате, за занавеской, но тебе кажется, что ты спрятался, и так весело! И только взрослые видят твои, торчащие из под занавески, ноги. Улыбаются, но помалкивают.
  "Э, нет, - скажут думающие люди, - ну, как же "на пустом месте"? Все эти мексиканцы, бразильцы, американцы, японцы, да и наши граждане, здесь вовсе не на пустом месте, а приехали на грандиозное событие, всемирный праздник любителей футбола! Главные события происходят на стадионах, а сейчас они просто гуляют, постоянно ощущая свою и всех встречных причастность к этой мировой "битве титанов"! Битва - это не пустое место!"
 Да, мои дорогие, битва - не пустое место. Только что такое спорт в глобальном смысле? Какова историческая роль спорта? Все эти состязания, начиная с древних Олимпиад, это имитация настоящих битв. Цивилизованный способ сбросить избыток энергии, и померяться силами без кровопролития и реальных завоеваний. По сравнению с настоящими битвами спорт - это как набор пластмассовой детской посуды, где все кастрюльки и тарелки размером меньше детской ладошки, в сравнении с реальной посудой на кухне. Лишь бы не было войны. А что это за энергия, которую никак иначе не научились укрощать и которую надо сбрасывать? Спорт, по большому счёту, - тоже имитация, подделка...
 Человеческая жизнь давно стала похожа на нескончаемый парад демонстраций масок. У каждого - маски в несколько слоёв. Чем больше этих масок, тем ты выше на социальной лестнице. Человеческая жизнь подчинена воле масок. 99% жизненной энергии уходит на обслуживание требований масочной культуры. Фантомствующее население не "желает знать, где сидит фазан".
  Детство не кончается никогда. Просто дети, оставаясь детьми, стареют. Прямо там, за занавеской, из под которой ноги торчат.;Вообще-то я не имею права говорить за всех, могу только за себя, тем более, что чуть ранее признался, что ничего в людях не смыслю. Может быть все остальные как раз прекрасно общаются, понимают друг друга и вполне вытягивают всю эту сложность. И для всех остальных всё просто. А я, видимо, примитивен. Я как-то ближе к одуванчикам и кузнечикам. Вот и пойду общаться с ними.
 


Рецензии
Если честно, читала эссе несколько раз.

Первый раз увидела, подумала "какое большое!", и... "гарун бежал быстрее лани".
Каюсь, но улепётывала с поля философской брани, разбрасывая кучерявые бяшки непричёсанных мыслей.)

Но не скрою, интересно же, что там Сашка сотворил. Философия - не мой конёк, но каждый Александр, начиная ещё с Македонского, нередко ходил на природу и предавался умным мыслям.
Об одиночестве в толпе. О контактах на разных уровнях. О единстве человека и природы. Об утерянных и почивших в бозе иллюзиях. О том, что и ску, и гру, и некому ру.....в минуту душевной тревоги.
Потому второй раз читала внимательно. С присущей мне дотошностью и пещерным примитивизмом пыталась контактировать с залетевшим в комнату комаром. Но ввиду позднего времени суток и резко снизившегося объёма оперативной памяти, изволившей наполовину почивать, всеми силами своего натруженного мозжечка из прочитанного
усвоила только один июльский тезис: "Чем больше узнаю людей, тем больше я люблю природу "

Ещё всплыло из Высоцкого:
"...Как доброго лица не прозевать,
Как честных отличить наверняка мне?
Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить своё лицо о камни.
Я в тайну масок всё-таки проник,
Уверен я, что мой анализ точен,
Что маски равнодушья у иных —
Защита от плевков и от пощёчин".

Сегодня читала третий раз.
Мозги трепетали, кололись, как ёжики с примесью ехидны. ))
Задумалась над несколькими моментами.
А почему автору иллюзорными представляются контакты только в социуме. А может окружающая природа -это тоже только иллюзия? Эдакая декорация в театре.Программа, заложенная нам в мозги, заставляет наши органы зрения видеть не то, что есть на самом деле. А кто-то сверху потешается над контактами второго уровня.
Может, на самом деле мы живём на серой пыльной планете. Птички -это гуманоиды, которые нас изучают, а потом вдохновенно докладывают на межгалактических советах о своих наблюдениях над нами.
"Хомо серийный нумер xxxxxx вчера вступил в контакт с занавесом планеты 555/kukubygaga, а потом пытался контактировать и с нами - клювоголовиками высших цивилизаций.)
Ещё вспомнился чеширский кот с его "понимать меня не обязательно, главное любить и кормить вовремя".)

Ну, и в довершение, Саш, скажу на полном серьёзе.. Всем людям непросто, и к сожалению, не так уж сильно мы преуспели в понимании друг друга. Но раз нам дан дар слова, то и пытаемся контактировать посредством языка. Согласна, что какие-то навыки общения с природой утрачены.
Не понимаем мы ни язык птиц, ни язык растений.

Читать было...цепляюче... Неважно, согласна я или не согласна с твоими мыслями. На подсознательном уровне точки пересечения есть. И ваще люблю Я твои философские трактаты.

Спасибо!

Татьяна Василевская 2   14.07.2018 15:52     Заявить о нарушении
Да-да-да! Да-да-да! Всё так - и про непонимание людей, и про иллюзорность природы второго порядка. А за ней будет следовать иллюзия третьего порядка, а там...
Об этом ещё древние индусы писали, они давно знают, что что всё так м есть: сняв фальшивую маску человеческих искусственных ценностей, мы окажемся перед необходимостью сдирать следующую маску своих представлений о мире, в том числе и о природе.
Но я игнорировал это знание умышленно. Потому что оно для меня, на моём уровне развития, не знание, а информация, вроде развлекательной. Знанием она станет, когда я буду это "видеть", как-то осязать, или "включать процесс". В этом же и различие между знанием и информацией.
А мне хотелось двигаться в поле осязаемого. Это было честное движение. И двигаться обязательно самостоятельно - это условие честности.
Ну, а Коль ты заявилась птичкой, с примесью ехидны, не понимающей языка птиц, то предлагаю тебе заглянуть ещё сюда http://www.stihi.ru/2017/06/12/10267


Александр Гаджиев Малаховка   14.07.2018 19:32   Заявить о нарушении
Во-первых, я -не Коль, и даже не Николь, а во-вторых, Семён Семёныч, с чего вы взяли, что я не понимаю язык птиц? Некторых голубей, например, очень даже понимаю.)
В качестве доказательства привожу свой давний опус.
http://www.stihi.ru/2012/07/23/4215

Твою хронику истинного бытия читала раньше.
Тормозила на таких оборотах, как "прекрасное пение," "невероятно красиво", "он наслаждался". Для меня это избыточно и слишком "в лоб". Слова и краски...ну, как если бы мальчика покрасили золотой краской....
Чтобы запечатлеть красоту сколько поэтов и художников билось. А ты думаешь, напишешь "невероятно красиво" и тебе поверят и не спросят: "А как именно "?
Так что я не смогла представить эту неуточнённую Твоими словами , а потому мне недоступную красоту. Но саму философскую теорию, где за точку отсчёта выбрано Пение птиц, оценила.

Думаю, ты выбрал её, потому что во многом твоя Стихия-Музыка, и ты так чувствуешь.Тебе не нужны слова.)
А художник за точку отсчёта возможно бы выбрал Сияние снегов и ли ещё что-нибудь чисто визуальное в мире безмолвия.
А поэт вечно бы искал слова и метафоры, чтобы выразить ускользающую красоту...

Татьяна Василевская 2   14.07.2018 23:17   Заявить о нарушении
Ой-йой! Это не я! Это планшет написал "коль" с большой буквы, я и не заметил!
Он, как и ты, надо мной постоянно подшучивает! С вами не соскучишься!
Как всегда, спасибо за анализ, особенно это: "Ты думаешь, напишешь "прекрасное пение", и тебе сразу поверят?" - это же старая истина! А я сейчас с трудом вспомнил, что я это уже когда-то знал... Это что-то из прописных истин поэтики, каких-то основ. Но вот же, упустил, как в шахматах - зевнул.
И, вот что я сейчас вижу: подобные слабости я позволяю себе тогда, когда не вижу, что это слабости. А не вижу, что это слабости, когда эмоционально сильно увлечён образом, идеей. Получается, что то, из-за чего и ради чего я пишу, оно мне и мешает! А надо, как в любом профессиональном деле, подходить с холодной головой.
Ох, но я боюсь, что когда я остыну, то уже и не будет интереса писать. Я руководствуюсь известным "Куй железо, пока горячо" - то есть берусь за дело пока эмоции сильны, а идеи свежи. Но вот действительно, в этом увлечённом состоянии, которое и есть главный мотиватор к действию, многое упускаешь. Дилемма, однако...

P.S. В твоём стишке (про мозолистую грудь и пр.) в последней строке слово "псички" - может быть "птички"?

Александр Гаджиев Малаховка   15.07.2018 10:21   Заявить о нарушении
Да, это вечная проблема между эмоцией и умом. И где этот баланс между собственным интересом и чужим восхищением..
Возможно, это я - слишком привередливая и местами эмоционально глухая. А нормальные люди считают твою эмоцию правильно. Знаешь, да...ты прав, это булыжники поэзии: в стихах о чувствах нужно пытаться выразить их , не называя прямо. Разве не интересно?) Я тоже так не умею, если что.)

Не, у меня "псичка" -это от слова "псица"(собака).
Кстати, в этой пародии фигурантами выступали Аркадий(Типичный Прохожий) и Лёша(Просто Новичок). Жаль, что Лёша удалил свою пародию. Пойду и я удалю свою "нетленку".))

Татьяна Василевская 2   15.07.2018 13:09   Заявить о нарушении
Про фигурантов я понял. Зачем удалять? Она и сама по себе хорошая - я вот всё воспринял, не читая фигурантов!

Александр Гаджиев Малаховка   15.07.2018 22:57   Заявить о нарушении
Дык, когда нет произведения по ссылке, то ваще непонятно, к чему была эта веселуха. Но "контакт" явно был.)
Спасибо, Саш, за "хорошую"!))
Я таких много поудаляла, сейчас иногда удивляюсь, неужели я эту хрень писала.)) Просто смутно помнила, что там была какая-то псичка, вот хотела тебя немного повеселить и отвлечь от метафизики. Ну, прости, если не в фазу.)

Татьяна Василевская 2   15.07.2018 23:20   Заявить о нарушении
Знаешь, а мне кажется, что как не следует спешить публиковать новое, так и не стоит спешить что-то удалять, руководствуясь какой-то внезапной мыслью, что это хрень - через какое-то время можешь обнаружить, что эта "хрень" вполне себе ничего!
У меня бывало так, как в одну сторону, так и в другую: что-то потом снова начинало нравиться, а что-то, что я считал высочайшим, вдруг сильно теряло свои позиции.
Можно сделать рубрику "Всякая хрень". Или что-то вроде того. Я серьёзно.

Александр Гаджиев Малаховка   15.07.2018 23:43   Заявить о нарушении
Ну, при желании можно же восстановить из удалённого или копию найти.
А удалять опусы, я считаю, периодически надо. Это, как уборку навести и в кабинете, и в мыслях.)
Зачем годами хранить всякую хрень и выставлять на всеобщее обозрение то, что теперь мне кажется неумелым, поверхностным, неинтересным?

Татьяна Василевская 2   16.07.2018 00:04   Заявить о нарушении
Ну, если прямо настоооолько, тогда да, надо удалять.

Александр Гаджиев Малаховка   16.07.2018 00:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.