Просто дневник. СССР - родина Первомая

  "О время моё!
   Украшают тебя мемуары,
   Как янычары пашу.
   Я не хочу писать мемуары,
   А получается, что я их пишу!"
                Леонид Мартынов.
 
   А что это я всё про поэтов?
   Праздник нынче. Расскажу про Первомай!

   Первое мая для жителя страны побеждающего коммунизма, было событием как масштабным, так и многоплановым.
   Начинался Первомай (так его называли) с демонстрации.
   Увы, друзья мои, но здесь я отражаю реалии жизни в городе. Что творилось в деревнях и сельских поселениях мне не ведомо. Имейте это в виду.
   Итак, жители городов организованно собирались где-то в центре и шли колоннами по главной улице или площади города. Называлось это шоу ёмким термином  "демонстрация".  Люди демонстрировали солидарность с трудящимися всех стран, собравшись в "коробочки" и маршируя не в ногу.
   Картину дополняли праздничные элементы - транспаранты с надписями "Мир, труд, май!", производственными обязательствами и славословием КПСС.
   Транспоранты было принято писать белыми буквами на кумаче - красной материи.
   Главы поселений, партийные бонзы, в колоннах, как правило, не шагали. Избранные тусовались на трибуне.
   Обычно, в нормальных городах, эту самую трибуну, воздвигали на века. Строили из бетона, облицованного мрамором, нечто мавзолееобразное, укрепляли лепной герб СССР и, по мере необходимости, эксплуатировали.
   В поселениях попроще могли подогнать грузовик, задрапировать тем же кумачом и, после праздника, грузовик использовали по прямому назначению.
   Кроме кумача из года в год, десятилетиями, использовали следующие предметы и атрибуты, долженствующие подчеркнуть праздничность, некую особость, события:
   Знамёна. Кумачёвые, само собой., Портреты членов Политбюро ЦК КПСС., Цветы из гофрированной бумаги., Шарики цветные, надутые., Праздничные телогрейки (шучу).
   Иногда, особо выдающиеся предприятия, запускали в колонны демонстрантов уже упомянутые грузовики. Автотранспорт украшали всё теми же транспарантами, кумачём и знамёнами с шариками.
   В кузове располагали кто чем богат - танцоров, хор или духовой оркестр. Деятели культуры, возвышаясь над трудовыми колоннами, соответственно - плясали, пели или дудели в медные трубы.
   На финише колонны рассасывались и разбредались кто куда. Мужики, обычно, выпивали, дети кушали мороженное и пирожки (снедь доставляли в специальных тележках с приставленным к ним продавщицами). Пирожки, как правило, были кондовыми, очень крепкими. Выбор был велик. С повидлом, картошкой, капустой, яйцом и, самые дорогие - с мясом. В среднеазиатских репабликах, по слухам, продавали пирожки с мучмулой, урюком, кизилом и прочими, местными дарами полей.
   Стоили они копейки. С мясом по 5, а остальные по 3.
   Помимо пирожков продавали мороженное. Оно всегда и везде было великолепное. Стоило... Не помню... Копеек десять. Там ещё от стаканчика зависело. В бумажном дешевле, в вафельном чуть дороже.
   Собственно говоря, суть праздника на этом завершалась.
   Партийные боссы, отстояв на трибуне, отправлялись бухать в кабаки и бани-сауны, рядовые граждане на пикники, по квартирам и хатам. Счастливые обладатели дачных участков мчались биться за урожай.
   Но это уже другая история. Об этом я позже расскажу.
   


Рецензии