Барды и поэзия

© flamingo

19.03.2018

18.50



Сейчас, благодаря интернету, появилась фантастическая возможность, коей лишены были авторы прошлых поколений — выносить на суд читателей свои творения, публикуя их в социальных сетях, на соответствующих порталах... Просто немыслимо представить, какой огромной аудитории можем мы, так называемые "непризнанные авторы", показать своё творчество. Как сопутствующий столь массовому творчеству "продукт" появились и всевозможные конкурсы, смотры, "перья" и "палитры", чемпионаты и конференции, собирающие под свои знамёна и лозунги авторов, жаждущих признания на всех уровнях своих стихов, романов, песен... Всё бы прекрасно, но... (моё любимое "но"!)... Все эти конкурсы, чемпионаты и прочее должны сопровождаться командами судей, жюри, комиссий, — назовите как хотите! — способных компетентно, профессионально оценить творчество нас, "непризнанных". И вот начинается зазывание на все эти мероприятия тех, кто имеет невероятно широкий список "регалий", начиная размещением на сайте Википедия и кончая грамотами самодеятельных фестивалей бардовской песни, кто на слуху во всевозможных СМИ, концертах всех мастей и достоинств. При попытках "нырнуть до донышка" в творчество таких "мэтров" набиваешь, зачастую, об это "дно" только шишки на голове, поскольку на поверку очень часто глубины-то, настоящей поэтической глубины, настоящей поэзии — их нет! Всё это "ныряние до донышка" оказывается нырянием в лужу. Большую, но неглубокую лужу. Приятно звучащая лирическая песня у костра под гитару, даже о смысле жизни, это ещё не философская поэзия и даже не всегда качественная пейзажная лирика. На сайте Википедия не напрасно барды отделены от "чистых поэтов": чистая поэзия, даже не великая, не классика в привычном понимании, и тексты бардов, — а иначе, как "тексты" их не назовёшь, поскольку далеко не все тексты даже к "классическим" песням, не говоря о бардовских, являются стихами в лучшем понимании этого слова — это "две большие разницы". Мэтры от бардовского течения — никак не мэтры от настоящей, чистой поэзии. Поэтому, когда они, приглашённые в качестве челенов, а то и председателей жюри поэтических конкурсов, когда они, являющиеся, по сути, на ПОЭТИЧЕСКИХ конкурсах этакими "свадебными генералами", начинают "оценивать", невольно опять, в который уже раз, обращаешься к бессмертным словам классика: А судьи КТО???


Рецензии
Плох тот бард, который не мечтает стать свадебным генералом))
По-моему, Елена, чистая поэзия интимна, читаешь про себя текст и решаешь сам - поэзия это или не очень. Слово услышанное - ложь. Спетое - тем более. Пусть это будет и высокохудожественно, и правдиво, и поэтично... Я со слуха трудно воспринимаю, мне прочитать пару раз надо, подумать, ещё раз перечитать. Формат конкурсов в реале даже не представляю как заточить под чистую поэзию. Бывает стих хороший, а автор так прочтёт - заскучаешь. Шоу дОлжнО гнать (правильно сказал)?) Ваша постановка вопроса - для ток-шоу. А я мало переживаю по этому поводу. Периодически участвую в бардфестах. Да, сейчас стало традиционно включать в них и конкурсы поэтов, но часто там жюри отдельное, включающее чисто поэтов, имеющих какой-то авторитет. Я стал участвовать и там и там. Почему бы барду не писать чисто стихи? И у чисто поэта полно текстов, не близких большой поэзии. Вообще, даже очень хороший поэт на 80% состоит из воды))
И всё субъективно и гиперконтекстно. Один мой текст, написанный как песня, но взятый без припева, претендовал на первое место в поэтическом конкурсе. Потом спетый в нужном месте, в нужное время, нужным образом стал лауреатом. Через некоторое время, спетый в другом месте, остался незамеченным. Вот для последнего места Ваши слова действительно справедливы. Там в жюри были и свадебные генералы и прапорщицы, числом почти как конкурсантов. Но такие фесты имеют задачу распилить деньги и пыль пустить. Я и тут не брюзжу... И всякого члена авторитетного жюри спрашиваю - а выложены ли его стихи в открытом доступе? И вот начинают юлить, мол выше этого и т.д. И тут опять с Вами соглашусь - Интернету ура!

Авов Аволог   25.11.2019 11:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, спасибо за отзыв.
Я не говорю, что тексты, написанные для бардовских песен, плохи. Я говорю о том, что судить поэтические конкурсы должны не барды. Или иначе: барды не должны. )) И не думаю, что такая постановка вопроса актуальна лишь для ток-шоу.

Елена Йост-Есюнина   25.11.2019 18:14   Заявить о нарушении
Ток-шоу потому что заранее критерии не определены. Кого за что называть бардом? И кого за что выбирать в жюри? Пушкин не брился, носил бакенбарды, за это его обожали все барды...)) Например. Бесплатно назову конкретную фамилию - Виктор Попов, очень близко знаю. Он поёт и Пушкина, и Маяковского, и Евтушенко, и много кого современного. Бард? - бард. Сам стихи не пишет. Почему ему не быть членом жюри? Он тонко чувствует поэзию, может сравнивать. А самый чисто-поэт думаете только поэтому может жюрить? Да он в плену собственного стиля и стереотипов, он субъективен по определению. Другое дело, что вам нравится его поэзия. Так кому-то ведь и не нравится.
Вот тексты иных бардовских песен слабы как стихи, тут вы правы. Наш руководитель ЛИТО и Высоцкого слабым поэтом считает. А я считаю сильным. Начнём обсуждать - ток-шоу получится. Мне кажется, если в жюри выбирают личность с художественным опытом и весом, который сам что-то может - уже хорошо. Всё не чиновник от культуры.

Авов Аволог   25.11.2019 19:12   Заявить о нарушении
Википедия гласит:

Бард (от кельт. *bardos) — певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения.

Песни собственного сочинения и стихи известных авторов (в данном случае, как Вы написали, Пушкин, Маяковский — не просто известные, а великие) положенные на свою музыку, наверное, всё-таки, отличаются. Поэтому не корректно называть бардом поющего автора музыки к стихам всемирно известных поэтов — это не исполнитель песен собственного сочинения, это певец чужих стихов, положенных на собственную музыку.

Елена Йост-Есюнина   25.11.2019 19:45   Заявить о нарушении
Поющий сочинять не может?

Авов Аволог   25.11.2019 20:03   Заявить о нарушении
Почему же, и поющий может сочинять. Но моя заметка именно о том, что поющие сочиняют не "чистую поэзию", а потому их мнение как эксепертов во всевозможных ПОЭТИЧЕСКИХ, а не бардовских конкурсах весьма условно и сомнительно. Всё-таки строчки, написанные как стихотворение, а не как текст бардовской песни, чаще бывают положены на музыку и получают этим вторую жизнь, чем тексты бардовских песен — самостоятельными стихотворениями, не песнями, они, обычно, не становятся.
А вот стихи могут быть и просто стихами, и песнями, они имеют две "ипостаси": стихи и песня.

Елена Йост-Есюнина   04.12.2019 00:36   Заявить о нарушении
И, увы, обратной дороги нет - стихам, ставшими песнями, уже не очиститься...))
Я в житейском плане вас понимаю.
Но по большому счёту качество стихотворных текстов и качество судейства для меня два разных вопроса. Ведь не стихи нас судят, а люди. По-вашему так и Добронравова в судьи поэтов нельзя сажать раз он песенными текстами замарался.

Авов Аволог   04.12.2019 09:48   Заявить о нарушении
А Добронравов бард? Именно потому, что он не бард, он НИКАК не мог "замараться", как вы изволили выразиться. Я ни разу нигде не написала, что куто-то где-то там "замарался". Я написала, что автор ТЕКСТРОВ (не стихов, а именно текстов!) к бардовским песням не обладают настолько высоким уровнем СВОИХ ТЕКСТОВ, чтобы иметь право судить НЕ БАРДОВСКИЕ СТИХИ (стихи, а не тексты!).Вы сами не видите разницу? Скорее, не хотите видеть, дабы продолжать упорно убеждать меня в моей якобы неправоте. Вы же умеете читать, а значит прочитали:

Всё-таки строчки, написанные как стихотворение, а не как текст бардовской песни, чаще бывают положены на музыку и получают этим вторую жизнь, чем тексты бардовских песен — самостоятельными стихотворениями, не песнями, они, обычно, не становятся. А вот стихи могут быть и просто стихами, и песнями, они имеют две "ипостаси": стихи и песня.

Вот У Добронравова стихи могут быть и стихами, и песнями. Досадно то, что вы отлично понимаете суть моей заметки, но, вероятно потому, что сами бард, вам не нравится такая постановка вопроса. Сравните тексты песен нынешних и тех, которые написаны Добронравовым, Исаковским, Дербенёвым... Все нынешние даже на бардовские не тянут, а все прошлые — не только песни, но и полноценные СТИХОТВЫОРЕНИЯ.
Я думаю, что нагш спор не имеет смысла быть продолженным.

Елена Йост-Есюнина   04.12.2019 16:18   Заявить о нарушении
Да я и не спорю. Мне интересно, где вы границы проводите между текстами и людьми. Скажем, Виктор Третьяков, Алексей Иващенко достойны вашего жюри?

Авов Аволог   04.12.2019 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.