Аюна. Экспертный обзор. Февраль-2018

Нравится… Не нравится…

Мы всегда выбираем.  0дни выбирают, что писать, другие – что читать.
Вы, скорее всего, скажете, что поэт не выбирает, что писать, а  выплескивает в мир то, что зреет внутри него.  Но стих всегда является отображением реальности поэта, его способа мышления, чувствования, принятия или не принятия вещей и явлений.
Я не могу рассматривать стихи с точки зрения  их литературных достоинств, потому что за каждой строчкой конкретного стиха  вижу другое сознание. Сознание это проявляется в энергии стиха, в способе расстановки слов, уровне сложности, структуре текста, в заложенной  идее. И для меня важно насколько это сознание органично встроено в окружающую реальность, насколько оно эту реальность возмущает-гармонизирует, насколько оно способствует порядку или хаосу.
Для того, чтобы ощущение этого другого сознания возникло,  идея автора должна быть интуитивно понятна уже на первом  уровне  текста и считываться при первом чтении.
Все мы  обладаем  специфическими особенностями  восприятия,  мышления, разным жизненным опытом и обьемом культурного багажа, поэтому не всегда способны оценить чужие тексты во всей полноте их замысла. Тем не менее,  существуют такие вещи, как энергетика текста, гармония текста, эстетика текста и, даже если мы не способны до конца понять замысел, мы вполне способны постигнуть его с интуитивных уровней.
Если произведение существует как целое, и принимается нами как целое, если оно обладает достаточной энергией, то велика вероятность того, что оно впоследствии будет осознано.

Вот, собственно, и все критерии.


АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ ТИХОМИРОВ "Провинция"
http://www.stihi.ru/2017/10/17/4547 номинатор Елена Ительсон

Здесь ночью спать умеют города,
И старики живут, не умирая.
К чему им смерть безносая, когда
Здесь сад шумит, как отголосок рая?

А если вдруг кого-то нет давно –
Для них зажгутся красные рябины
Над домом с вечной надписью «Кино»
И у музея, где молчат картины.

И там, где парк построился в кольцо,
Листва обнимет крыльями за плечи.
И отразится в облаке лицо
Того, с кем был и с кем так жаждал встречи.

Благословляю эти города,
Где можно жить, как дух, не умирая.
Где есть сады. И даже провода
Не в даль бегут, а тянутся до рая.
 
Стилистически выверенный точный стих, оставляющий впечатление  удивительной цельности и какого-то прозрачного мягкого света. В реалиях этого стиха  размеренная жизнь течет в соответствии с естественными законами природы.  И каждой вещи есть свое время и место под этим небом. Баланс этого стихотворения, на мой взгляд, достигается за счет правильно расставленных элементов пейзажа, в котором антропогенные  и природные элементы находятся в гармоничном сочетании.


ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ "Я входил в пустую комнату..."
http://www.stihi.ru/2015/01/31/4607 номинатор "Термитник поэзии"

Я входил в пустую комнату
на вокзале без названия.
Мамочки делились опытом
в темном зале ожидания,
как ребеночка прикладывать,
а потом как отлучать,
как соски полынью смазывать
и того не замечать,
что приходят в полнолуние
только волки на пути
и в тряпице ветхой мумию
они держат на груди.
Я входил, куда не велено,
я обманывал конвой,
я любил, где мягко стелено,
время цацкалось со мной,
целовало меня с жадностью,
прогибалось до земли,
на запретной блузке штатовской
розы красные цвели.

Покидай пустую комнату,
как полынь, держа во рту,
обретаемую с опытом
ледяную простоту.
Над постелями с вокзалами
от зари и до зари
шевеля губами алыми,
ничего не говори.
Шевели губами алыми,
ничего не говоря,
это будет просто музыка,
бесконечная твоя.

Для меня лично  наиболее интересный стих февральского цикла.  Я бы назвала его « Настоящим Путешествием Героя по Старшим Арканам».  Герой, возникающий из пустоты, в местах еще не имеющих названий, продолжает свое путешествие по жизни.
И, несмотря на наличие некоторого количества, тщательно прорисованных деталей и появление, то ярких то холодных цветов в пейзаже, понимаешь, что само это путешествие  достаточно абстрактно.  И важно в нем только само движение и опыт, приобретаемый в процессе  движения, и обретение понимания сути в финальной точке этого движения. Той сути, которая  невыразима и звучит как бесконечная божественная музыка внутри.
 Этот стих заворожил меня не внешним, а скорее каким-то внутренним символизмом, который, кажется, у автора в крови.


ИНГА СТАШЕВСКА "Жертвоприношение"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/1516 квота Юрия Семецкого за редактирование отборочного тура

Они все шли и река текла, трава шелестела "Барух ха-Шем",
И кто-то, шепотом: "Иншалла"... Cлужанки прятали малышей,
Седой привратник (нож в рукаве) , захлопывал дверь,
Проверял засов...

В клинике выключают свет ровно в десять часов.

Врач теребит на пальце кольцо, думает о Мари,
И накрывает палаты сон, переходящий в тревожный стон,
После – в сдавленный крик.

Приходит и говорит – не ори,
Зажимает ей грязной ладонью рот,
– Мириады миров у тебя внутри,
Тысячи лет, серебро костров.
Козочка, ты – бесценный сосуд,
Нести да не расплескать!
(Их было много, ханжей и сук,
Всех богомольных каст.)
И, захлебываясь слюной,
(Вдоль коридора кричат – врача!)
– Жидовской крови – разрешено
Пока что – восьмая часть.
И будет потомство твое – что грязь –
Рожать и рожать рабов.
В преддверии звонкого января
Грядет справедливый Бог!
Родишь царя к белоснежной зиме...

(Заклинило дверь, еще рывок –)

Ладони ищут острый предмет,
В кровь расцарапывают живот,
Врач второпях роняет шприц,
Санитар затягивает ремни –

В полях колосился капризный рис,
Они все шли и считали дни.
Туманы, тучи – за слоем слой,
В мутном небе хотя бы одна звезда!

Свивали четки цветной петлей,
И повторяли: "Не опоздать..."

Самый энергетичный  и наиболее неоднозначный стих лонга.  Я не уверена, что мне удалось правильно считать тот смысл, который был заложен автором.  Этот текст из разряда тех, читая которые,  каждый будет находить свой вариант интерпретации.
Хорошо это или плохо?  Честно говоря, затрудняюсь ответить
Ветхозаветные сюжеты кровавы и темны, они продолжаются во времени до бесконечности.  Мне, как читателю, хотелось бы иметь какую-то точку опоры на этой залитой кровью земле. Но автор не выдал единственной звезды на небесах.
Неоднозначность финала в совокупности  с неопределенностями текста,  мне не кажется сильной стороной этого стиха.


ОЛЕГ ГОРШКОВ "Стансы к августу"
http://www.stihi.ru/2015/08/12/1713 номинатор международный поэтический клуб "Рифма"

Привязываюсь к жизни всё сильней,
всё сумасбродней, всё непоправимей.
Блаженный август что-нибудь соври мне
о сне легчайшем в миг прощанья с ней.
Хлеб тишины насущной всё черствей,
и сумерки теснее в топком танце.
И всё темнее лиственные стансы
в прерывистом дыхании ветвей.

И что с того? – хоть сколь-нибудь соври…
Цветёт болиголов, пьянит цикута –
веди к ним, август, пастырь мой, покуда
ольшаники звенят и пустыри.
Как зыбок под ногами шар земной,
где прах времен пророс травою сорной,
где с каждым вдохом вязкие просторы
всё легче спутать с близкой западнёй.

И допоздна исчезнув в толчее
пожизненного душного шанхая
своих сомнений, правду выдыхаешь:
не оправдаться – нечем и ничем.
И тут же правишь: значит, ни к чему –
чем ближе Бог, тем неисповедимей
пути и правды. Легион – им имя.
Их русла наполняют Леты тьму.

И августу по темным руслам трав
вот так же течь и становиться гуще,
пока он имя, запахи и сущность
не исчерпает, в осени пропав,
и всё-таки себя продолжив в ней.
И осень так сама впадает в зиму.
Так близишься к своей неумолимой,
незыблемой последней тишине…

Великолепно написанная  тончайшая лирика.  Каждая строка в стихе продумана и прочувствованна.  И требует такого же  продуманного прочтения.  Красота этого стихотворения затягивает, мелодия очаровывает. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но  невозможно не отдать должное мастерству исполнения.


ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ "Первобытное"
http://www.stihi.ru/2017/04/11/276 отборочный тур для резидентов

Забудь обо всём. Молчи и смотри — всего-то.
На воду в канавах, на веточки ивняка,
на снег у дороги... Под вечер, когда зевота
и по небу розово тянутся облака,

возьми полторашку пива, сиди и думай
о том, что с крыльца в деревне плевать на мир —
безумный, безумный... А ты — для него безумный:
в задрипанной кофте с орнаментом в тыщу дыр,
в дурацких галошах, хлебнувших весенней каши,
и синей кепке с винтажным принтом «Речфлот»...

Тут пахнет живой землёй и дождём вчерашним.
И ты, оборванец, торжественный санкюлот,
свободен, как голый дикарь в амазонской сельве.
Хозяин десятка грядок, раскисших глин,
колодца и старой печки, ты только верь мне:
вот здесь, на крылечке, находится пуп земли.

Теперь, первобытный, ты сам и шаман, и бубен,
ты прель от прели, дрова на траве двора...
Уже бормочут тепло и безумно губы...
Ну что, мой хороший, теперь, наконец, пора!

Давай, воскури дымы своей сигареты,
пускай колечки дебелой луне под нос,
подслушивай тени, целуй тишину взасос, —
и, может, очнутся косматые духи лета...

Стихотворение – воплощенная  мечта жительницы мегаполиса. Живое и яркое,
сумасбродное и свободное. Это тот самый случай, когда изначальная  энергия стиха
делает некоторое несовершенство стиля незначительным.  Возможно косматые духи
лета  именно потому так косматы, что их не озадачились причесать. ))))


Рецензии
Здравствуйте, Аюна. Прочитал данный "лонг-лист", как Вы его называете, у меня осталось странное впечатление, будто в большой купе... скажем так: "противоречивого содержания", приходится долго откапывать светлое зерно.

Понравилось стихотворение "Провинция", автор которого в поэтической форме грамотно прописывает образы провинциального городка, летние пейзажи и хорошо владеет рифмой, что не может не оставить позитивных эмоций.
Стихотворение Дмитрия Мельникова также довольно технично по стихосложению, образы чёткие и нет дилетантских ошибок, свойственных начинающим авторам, но вот со смыслом стиха и с правильностью применения смысловых интерпретаций автор не справился:

"Мамочки делились опытом
в темном зале ожидания,
как ребеночка прикладывать,
а потом как отлучать,
как соски полынью смазывать
и того не замечать,
что приходят в полнолуние
только волки на пути
и в тряпице ветхой мумию
они держат на груди". - ?

По сути - это неприятный непоэтический диссонанс (не будем употреблять слово "бред") между поэтичностью стихотворения и несоответствием, некрасотой образов, разбирая которые, читатель утрачивает сам смысл.

Стихотворение Инги Сташевской "Жертвоприношение" откровенно кроваво, неприятно "на вкус", приходит на ум слово "чернуха". Еврейские мотивы... Скажу, как еврей, во-первых - мотив в контексте больничных палат, подобран неудачно, слово "жидовской" неприятно режет слух, вызывая отталкивающие ассоциации. После слов "потомство - грязь" и "рабы" - у нормального читателя интерес к стихотворению пропадает. Поэтичность - отсутствует, грамотность стихосложения на среднем уровне, однако - стих "смазан" негативом, что очень корретно отображено и в Вашем экспертном обзоре, где Вы постарались вежливо об этом сказать)).

Приятно удивило стихотворение Олега Горшкова "Стансы к августу". Автор хорошо владеет пером, умело расставлены рифмы и продуман стиль изложения стиха. Ошибок мало, две, которые нашёл - некритичны и затеряны в целостной гамме добротного технического исполнения. В целом - очень хорошие стихи.

Если честно, мне не совсем понятно, с какой целью в т.н. "лонги" БЛК с настойчивой регулярностью попадает некто Полина Орынянская, которая не пишет стихи? Возможно я вижу данную проблему иначе, но то, что читаю на протяжении двух лет, позволяет сделать вывод о том, что указанный автор стихи писать не умеет. При чём - качество её "стихов", к сожалению - неуклонно падает. Название "Первобытное" - как бы намекает... "Забудь обо всём. Молчи и смотри — всего-то", "Под вечер, когда зевота и по небу розово тянутся облака" - образы действительно первобытны, при чём - я не смог уловить смысловой посыл. К чему сплетения данных образов в таком контексте? Что автор желает сказать?

"возьми полторашку пива", "сиди и думай" - противоречие со "смыслом" первого катрена. Видимо - автор сам не уловил смысловую взаимосвязь своего стиха.
"в деревне плевать на мир", "в задрипанной кофте с орнаментом в тыщу дыр", "в дурацких галошах". Действительно первобытное. Вернее - примитивное изложение материала. Поэтичности нет, есть первобытность. Таким образом - автор просто угадала лишь с названием своего стиха, забывая написать само стихотворение.

В целом - данный обзор выделяется из сонма предыдущих, по крайней мере - присутствуют два стихотворения, которые действительно Стихи. Класс авторов повышается, есть опыт и необходимые наработки.
Мой скромный анализ не претендует ни на что, просто мысли вслух, прошу не взыскать, если кого обидел.

С уважением к эксперту)).

Леонид.

Поэт Леонид Артгольц   16.03.2018 16:53     Заявить о нарушении
Леонид, не знаю ответит Вам Аюна или нет.
Я хочу высказать соображения по "жертвоприношению". Больничный антураж,
потому что ЛГ будет рожать.
жидовской (крови) - я сам всё детство и юность бился против этого слова,
но вот оказалось, что значение его не так обидно было. В переводе с чешского
значит - богатый еврей. Правда, я уже 28 лет живу в Израиле и у меня
несколько потерялось значение слов в Р.Я.. Возможно, до сих пор, в некой среде
это слово ещё несёт оскорбительную коннотацию.
На одном большом поэтическом конкурсе стих "пролетел" и думаю, что именно
из-за этого слова.
По тексту же мне кажется, что его употребление уместно. Хотя довольно легко поменять его на "еврейской", автор этого не сделал. Значит, подумал я у него
на это есть причины. И, кажется, я понимаю, какие именно.

Симон Слуцкин   16.03.2018 19:14   Заявить о нарушении
К сожалению, Леонид, мне чтобы обосновать свой выбор пришлось бы исписать тома. Но не имею такой возможности, поэтому переубеждать Вас не буду.

Аюна Аюна   16.03.2018 19:50   Заявить о нарушении
Симон, Инга ведь не ставила перед собой задачу быть политкорректность, она добивалась противоположного эффекта )))

Аюна Аюна   16.03.2018 19:52   Заявить о нарушении
Аюна, это предел эмоций, поэтому это слово употреляется. Я сам присутствовал
на родах в Изр. больнице. тётки матерятся по русски и самое смешное, как матерятся
по русски, не знающие Р.Я..

Симон Слуцкин   16.03.2018 20:05   Заявить о нарушении
Вот обожаю таких: прямо пишет, что поэт! Дескать, не хрен собачий! Поверил, заглянул на страницу, бегло ознакомился с творчеством - о, Господи!

Леонид, а слабО вам придти на отборочный тур нашего конкурса и порвать всех, как тузик грелку? Считайте официальным приглашением.

Владислав Сергеев   16.03.2018 20:55   Заявить о нарушении
Судя по тому, как откритиковался Леонид, он уже с вами)))
Дело в том, что в первом экспертном обзоре были все те же, кто не понравился ему во втором.
Весело тут:)
Спасибо за обзор! Хороший выбор.

Сергей Дуков   16.03.2018 22:09   Заявить о нарушении
Леонид-поэт, что же Вы на протяжении двух лет настолько внимательно следите за творчеством Полины Орынянской, по Вашему утверждению, не умеющей писать стихи?
Да ещё и постоянно деградирующей на этом поприще? Довольно странный интерес с Вашей стороны к подобным "бездарям".
Не слишком ли уж явно торчат уши Вашей личной неприязни к этому автору?
Как же иначе можно объяснить подобное пристальное внимание, учитывая и объем информации, содержащейся в данной рецензии? Если я не прав - махните торчащим ушком. Моё замечание так же, как и Ваше мнение, "не претендует ни на что, просто мысли вслух, прошу не взыскать, если кого обидел".

Владимир Цюпин   16.03.2018 22:35   Заявить о нарушении
Уважаемые дамы и господа! Вы устроили под моей рецензией, где я всего лишь высказал своё мнение, (на что имею полное право!) - обыкновенный птичий базар. Это характеризует всех тех, кто бестактно и абсолютно по хамски влез в чужую рецензию и пытается здесь ёрничать, - с совершенно определённой стороны.
Я написал рецензию и обратился к Аюне, которая мне ответила в стиле: "лень что-то писать!". Что также ответом по сути не является. Проанализировав вашу полемику, которую вы, как группа цыганок на вокзале, устроили под моей скромной рецензией, прихожу к выводу, что площадка, которую вы представляете в своих обзорах - крайне несерьёзный проект, не заслуживающий внимания ценителей поэзии.
Обращаю ваше внимание также, что такое хамское поведение со стороны участников БЛК фиксируется регулярно.
Я высказал своё мнение в корректной форме. Вы же не умеете вести цивилизованный диалог.
Поучитесь вежливости и манерам, господа!

Всего вам наилучшего.

Леонид.

Поэт Леонид Артгольц   17.03.2018 00:24   Заявить о нарушении
Спасибо, Аюна, спасибо, друзья, мне очень приятны ваши слова, признательна вам)

Полина Орынянская   17.03.2018 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.