Что такое двухчастность в танка?

Что такое двухчастность в танка? В хайку мы знаем – это фрагмент и фраза.  А в танка?  Это мое мнение как любителя японской поэзии и как автора, пытающегося самому писать танка. Надо учитывать, что мы пишем пятистишия и трехстишия. Настоящие танка и хайку пишут только японцы. Мы создаем свое и я думаю, что такое построение танка с двумя частями, но в одном предложении имеет право на существование. Это один из приемов построения и не означает, что только его и нужно применять.
    "Танка представляет собой  пятистишие, которое должно состоять из 31 слога в таком порядке – 5-7-5-7-7. Обычно в трех строках заключен какой-нибудь  образ, а в оставшихся двух – его восприятие поэтом. " *
Т.е. танка – это пятистишие… содержащие в себе два образа. Пример:

"Если бы листья
Кленов с гор Огура
Имели сердце,
То и они бы ждали
Визит императора.

/Фудзивара-но Тадахира/ "*


Вот в этих двух образах и состоит двухчастность танка.  А вот в двух или в одном предложении  будет выражена эта двухчастность зависит от замысла стиха, от мгновенного, аффективного настроя автора. Моя любимая танка( не шедевр, не пример для подражания), но мне она очень нравится, потому что я знаю, как я ее писала, что вложила и природный образ и символику и чувства.

Если бы не ночь,
открывшая всем звёздам
луны сиянье,
не трепетало б сердце
моё в твоих объятьях.

Приведу отрывок из книги Джейн Рейхолд «Пишите хайку» о танка.  В других заметках я уже приводила отрывки из ее книги и о хайку и о танка.

"Да, танка можно писать, привнося в них эмоции, но танка – это нечно гораздо большее, чем выражение чувств автора. Это поиск взаимозависимости между нами и окружающим миром…………………………..
Дополнительный объем танка выполняет несколько очень важных функций. Нельзя просто склеить две хайку и тем самым получить танка. В танка есть переход времени, места, персонажа, вещи или голоса, что созает атмосферу изменчивости или определяет новые отношения. Эти факторы весьма важны. "**
Всего Д. Рейхолд рассматривает 10 таких факторов, но я остановлюсь на двух последних.

"9. Могут возникать параллели разнонаправленных движений, что соединяет несхожие  вещи или действия двух частей танка.

Мокрая дорога
устремляется к вершине
холма.
Две фары покатились вниз –
Едет желанный друг.

Прошу обратить внимание, что данная танка записана  в две строфы.

10. Использование общего определения, обстоятельства, глагола – это еще  один способ связать две разные части танка. "Поблекшие" относится не только к футболкам, но и к чертам лица женщины. "Впору" означает как подходящий размер, так и соответствие седине и ухудшающемуся зрению.

Люблю
поблекшие  футболки
они мне впору –
и седине моей
и выцветшим глазам

Переход между двумя частями танка является точкой поворота. В буквальном  смысле. Самое важное в танка - это–создание и использование такой точки  поворота.  Освоив этот прием, вы сможете делать в пределах данной формы практически что угодно, и ваше творение, тем не менее, будет называться танка. Как же создается точка поворота?
     Помните, что параллелизм является старейшим поэтическим приемом. Танка использует простой механизм параллелей и разводит две свои части так далеко, что читателю требуется мостик, чтобы  перейти от одной идеи к другой.  Этот мостик является фразой, которую и называют точкой поворота.
      Посмотрите на среднюю строку всех приведенных выше танка. Во всех них точка поворота находится  на классический манер в средней строке. Обратите внимание, как общее свойство, названное в средней строке, позволяет нашим чувствам перемещаться от одной части стихотворения к другой. Один из способов испытать эффективность этого приема – прикрыть две нижние строки и посмотреть, образуют ли три верхние  единство, имеющее некое значение. Если вы после этого прикроете две верхние строки, то точка поворота придаст второй части совершенно иное значение. Вы видите, насколько подобны хайку  три первые строки и как  изменяется настроение в нижней части? Вы видите, что в то же время две части имеют нечто общее?
     Считается шагом вперед, если вам удается интегрировать точку поворота в смысловую составляющую, а не располагать ее в каком-то  очевидном  месте – в средней строке.

Просто покупаю
школьную  одежду детям
так хочется
увидеть его в магазине –
встретиться с ним взглядом.

     Если поискать точку поворота в этом стихотворении, то она обнаруживается в первой строке: женщина покупает одежду своим детяи и в то же время не прочь приобрести  любовника.  "**

Делаем вывод, что это неустойчивое и подвижное равновесие, и делает ваши танка гармоничными. И это самое трудное в сложении танка. 





Литература.
• * С. Курий -   "Оседлать пегаса, или Как писать стихи".
• ** Джейн Рейхолд -  "Пишите хайку".


Рецензии
Мила привет. Интересная стать. Читаю твои танки с удовольствием.
Спасибо.

Руслан Крупин   16.03.2018 20:07     Заявить о нарушении
Привет,Руслан! Стараюсь поделиться информацией.))) Спасибо за отклик!

С теплом, Мила.

Мила Малинина   18.03.2018 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.