Экспертный обзор. Лилия Газизова. Декабрь-2017

Я старалась рассматривать стихи в контексте всего того, что происходит в современной поэзии. Произведение, не несущее новой идеи, по-настоящему оригинальных образов и метафор или нового метода, пусть и хорошо написанное или выписанное, мне не интересно.

В выделенных мной стихотворениях много энергетики, они очень живые. Авторы выбирают неожиданный и точный ракурс для создания  "картинки". Словарь этих стихотворений не ограничен условно поэтическим. И это тоже очень важно.


ОЛЬГА ХВОРОСТ «Вспомнить всё…»
http://www.stihi.ru/2017/06/06/10639 номинатор Вадим Забабашкин

Берта сидела на стуле и смотрела в окно...
её, прожившую с Гансом чёртову уйму лет,
сегодня радовало только одно –
больше его рядом нет;
она вспоминала побои, грязные злые слова,
ревность, загулы, постоянную ложь,
как из паба его ждала ни жива ни мертва;
Берта теперь свободна от Ганса, и всё ж
она возвращалась и возвращалась назад –
в тот день и час, когда своею рукой
она в бокал с вином  добавила яд,
в один из двух, и...
тут же забыла в какой;
позвольте – скажете вы – у Берты склероз
или игра в рулетку у них в порядке вещей?   
Нет, Берта до смерти хотела  расстаться,
всерьёз,
навечно,
без шансов столкнуться где-либо вообще!
Выпили – вспоминала она – и пошла круговерть, 
крики, стоны, проклятья,
и с шеи упал хомут –
за это стоило одному из них умереть...
теперь ей только осталось понять – кому.

*
Незатейливая история, рассказанная удивительно поэтично и лапидарно.
Образный и "вкусный" язык.
Название кажется не очень удачным, совсем не в тему...


ОЛЯ СКОРЛУПКИНА «По просьбам не трудящихся»
http://www.stihi.ru/2017/12/08/10020 номинатор Валерий Поланд

По просьбам не трудящихся, а так –
выпускников, пропитанных рассветом,

бутылку проносящей мимо рта
бездомной тени земляного цвета,

младенцев, не умеющих слова
пока сложить из режущихся звуков,

по просьбам тех, чья утром голова
 с похмелья как тупой болящий угол,

и тех, кто на работу не пошёл
и курит, распечатав письма окон

(читая залпом в них, как хорошо
и как весенний воздух клином вогнан),

и дураков, что шлялись ночь насквозь,
гримасничая от заветной тайны,

и тех, кто опоздал в гудящий сквот,
заночевав у светлых и случайных,

по просьбам потерявшихся во сне
и городом проглоченных с бумажкой,

внезапно оказавшихся вовне,
где пусто, нескончаемо и страшно,

и тех, кто, свесив голову, присел
там на поребрик или огражденье,

и мальчика, больного насовсем
янтарным неземным оцепененьем,

и старика, впадавшего туда,
где чёрный шторм размётывает сходни,

по просьбам тех, кто тяжесть и беда
и, в целом, наказание Господне, –

вставало солнце.

*
Глубокий поэтичный текст, что не часто встретишь у поэтов, слишком буквально понимающих известную фразу Пушкина. Прекрасно нарисованная картинка.


НИНА МАТРОХИНА «В городе N»
http://www.stihi.ru/2017/11/18/4871 отборочный тур для резидентов

Над Белозерской улицей луна
Подвешена, как лампочка в патроне
На коммунальной кухне – так бледна,
Так анемична, так обречена...
Такой бывает девочка-тихоня
Узнав, что безнадежно влюблена.

Провинциальный город ждёт тепла.
Мятежный дух исчезнувших столетий
Давным-давно безжалостно смела
С притихших улиц дворника метла.
Здесь только тени призраков и нетей,
Да горьких дат, которым несть числа.

Но где-то в парке робкая весна
Дыханьем греет почки на сирени.
Того гляди, воспрянет ото сна
И мотылёк меж стёклами окна,
И даже сам, отлитый в бронзе, Ленин
Приход весны прочувствовал сполна...

Его партийно-твёрдая рука
Неловко держит хрупкие тюльпаны –
Скорей всего подарок шутника,
Которому судьба наверняка,
Вмешавшись, перепутала все планы,
Намеренно оставив в дураках...

*
Лирично и образно.
Немного смутило: "Мятежный дух исчезнувших столетий". Cтрока, выбивающаяся пафосом и банальностью.
Остальное замечательно.


ЛАДА МИЛЛЕР «Светляки»
http://www.stihi.ru/2017/09/13/8134 номинатор Анна Арканина

Это место – лукошко причуд и чудес.
Посмотри как на гору взбирается лес,
На седые стволы опираясь.
Как проткнув парусину линялых небес,
Заполняет гнездо черно-белый диез –
Беспризорно-взъерошенный аист.

За калиткой, где хвоя и шепот и хмарь,
Темноту растолкав, расхрабрился фонарь,
Только что электрический может?
Ни звезды, ни луны, а посмотришь кругом –
Светляки облепили заброшенный дом,
Подхватили и... господибоже.

Эта крыша и ставни, и аист с гнездом
 Окунаются в небо под острым углом,
Задевая мохнатые ели,
Поднимаются – ух ты – смеясь и звеня.
... Светляки обнимают тебя и меня.
Так чего же ты ждешь? Полетели?

*
Чистый прозрачный язык, запоминаюшиеся не тривиальные образы.


РЕГИНА МАРИЦ «разноглазая хаски»
http://www.stihi.ru/2014/01/25/1277 отборочный тур для резидентов

                «а там – дельфины»
                Егор Мирный
               
                «синие маленькие гоночные автомобили, лето, школа»
                «тёмное стёклышко, вставленное в железное забрало»
                Сергей Тимофеев


собака бежит по южному снежному городу.
в одном глазу шелкови;ца,
в другом — можжевелина,
в каждой шерстинке ветер,
в каждой шерстинке ветер,
север в ноздрях.
понимаешь, север.

в кухне темно и кофейно,
надкусано яблоко,
густо клубится верлибр тимофеева,
а там —
дельфины:
синие маленькие гоночные автомашины,
тёмное стёклышко, вставленное в железное забрало,
рижский [парижский] вокзал
и кит даунз...
[— кажется, ки;та, всё же, там не было. 
— как же... из джаза, с любовью.]
я выбираю лето и школу.

из лета выходит курчавый дассен,
снежным комом,
вернее, монро
в белом люстриновом фраке.
пуговиц нет, но блестящие ягоды:
вот шелкови;ца,
вот можжевелина.

троллейбусный визг.

свист молодого эвенка
где-то на севере.


*
Содержательный, не без мистики, яркий верлибр.
Запоминаются отдельные строки, что редкость для верлибра.
Несомненная удача автора.


Рецензии
Очень нравится (в хорошем смысле, без стёба) наглость эксперта, ставящего с первых слов себя в позицию знающего. Знающего и - главное - понимающего все процессы современной литературы, знающего все без исключения уже бывшие идеи, чтобы отделить их от радикально новых. А главное - радикально новые методы, умение отличить совершенно новую авторскую кухню. Может быть, зря в этом вступлении есть фраза, что всё, не отвечающее таким критериям, эксперту совершенно не интересно, ведь можно легко доказать, что в таком случае, автор едва не умер от скуки, просто согласившись на эту работу. Но кроме этого - шикарное вступление.

Во-первых, оно вовлекает читателя в конфликт. А это надо активно приветствовать.
Во-вторых, это очень правильное отыгрывание роли "эксперта". Соответствует самой идее. Абсолютно не имеет значения, насколько приглашенный эксперт, за пределами тура соответствует или не соответствует определению. Как не важно то, что актёр, играющий короля, после спектакля возвращается в театральную общагу. На сцене он убедителен. Или нет.

И это про конкретные замечания по текстам. Очень хотелось бы (раз уж сказали гоп), увидеть, каким конкретно современным тенденциям соответствует тот или иной выделенный текст, какие идеи и методы в каждом из них радикально новаторские, актуальные и т.д. То есть увидеть прямую связь общеобозначенных критериев-инструментов и их применение на практике. Тогда обзор был бы идеальным, даже если бы каждое такое конкретное замечание было бы спорным или вовсе бы разваливалось, не выдерживая критики. Это не важно. Обзор был бы идеальным в смысле композиции, идеи, развития.

Арсений Ж-С   19.01.2018 04:52     Заявить о нарушении
Арсений) я знаю кем вы были в прошлой жизни и из какого андерсена вас принесло

Берта Лучева   19.01.2018 09:13   Заявить о нарушении
Арсений, так напишите сами обзор. Идеальный или нет, главное, чтобы хотя бы Вам самому он понравился.)

(И.)

Редактор Блк   19.01.2018 09:54   Заявить о нарушении
Берта, кто?
Редактор, так я с этого начал - нравится очень. Что Вы сразу: "пишите сами, пишите сами", - будто мы с вами сейчас на странице юного заносчивого автора, а не серьезного взрослого клуба с многолетним стажем.

Арсений Ж-С   19.01.2018 12:22   Заявить о нарушении
А если серьезно, Редактор...
То когда мне хочется, я обзоры делал и делаю: рецензией ли, отдельной ли публикацией, было разок и по приглашению площадки, в основном, разумеется - для себя. То, что это не обзоры БЛК-шного Лонга - это не имеет значения. Плохие они, хорошие, наглые ли, уважительные - одно в них качество, как минимум, всегда присутствует: логическая связь вступления и конкретного обзора, абстрактный тезис и его развитие на примере конкретного материала - ровно то, к чему моя единственная претензия сейчас. Частное мнение и т.д.
То есть Ваш любимый аргумент - "пишите сами" - в данном случае - в молоко)))

Арсений Ж-С   19.01.2018 12:40   Заявить о нарушении
Арсений, я же не сомневаюсь, что Вам нравится. Но Вы пишете еще и о том, чего бы Вам в обзоре еще "очень хотелось бы увидеть". Вот и напишите сами, "каким конкретно современным тенденциям соответствует тот или иной выделенный текст" - но уже не выделенный другим автором, а именно Вами (скажем, из декабрьского или январского лонга). Читательские обзоры у нас вполне входят в концепцию клуба.

Редактор Блк   19.01.2018 12:41   Заявить о нарушении
Мое последнее замечание - до того как я увидел Ваш постинг от 12:40.
На нашей площадке я не помню Вашего обзора такого плана, какого Вы ожидаете от эксперта.

Редактор Блк   19.01.2018 12:44   Заявить о нарушении
Редактор))) Вы, кажется, не поняли. Я увидел человека, который уверен, что понимает современные тенденции. Понимает, знает, но знанием не поделился. Я вот совсем не знаю всех современных тенденций, так что просто не смогу сделать то, что Вы попросили. Понятия не имею, что твориться во всей современной литературе и что из этого эксперт увидел в конкретных текстах. А мне дико интересно. Интересно мнение знающего, а не своё - мнение не_знающего.

Арсений Ж-С   19.01.2018 12:47   Заявить о нарушении
На вашей не было. Впрочем, пост выше, о позиции знающего, надеюсь, закончит развитие диалога в ключе "вот вам стило".

Арсений Ж-С   19.01.2018 12:49   Заявить о нарушении
Арсений, правомочны разные подходы. В том числе и из серии "тут догадайся сам", когда читателю не преподносится всё разжёваным, но предлагается сопоставить собственные впечатления от избранных текстов с тем, что написано в преамбуле. Как говорила одна вузовская преподавательница (примерно): "Если я вам объясню, вы согласитесь и забудете. Но если вы сами помучаетесь-подумаете и дойдете до какого-то результата, этот бесценный опыт навсегда останется с вами".

Редактор Блк   19.01.2018 12:58   Заявить о нарушении
Редактор, Вы совершенно и абсолютно правы: возможен подход "догадайся сам". Но тогда по логике во вступлении должны быть обозначены все современные тенденции в полном объеме, поскольку эксперт их знает, а читатель нет.
То есть либо сначала оглашён весь список, а далее - соотносите его с конкретным текстом сами, мои маленькие не_эксперты, либо общая шапка, но тогда конкретика по текстам, развивающая преамбулу. Это были бы два равно проволочных подхода для усвоения материала.

Арсений Ж-С   19.01.2018 13:13   Заявить о нарушении
Не согласен. Не обязательно или-или.

Редактор Блк   19.01.2018 13:18   Заявить о нарушении
Разумеется, не обязательно. Но тогда не может быть речи об усвоении какого-либо материала, по причине отсутствия оного. И ваш пример с учителем не подходит. А в остальном, конечно, не обязательно.

Арсений Ж-С   19.01.2018 13:28   Заявить о нарушении
Это индивидуально, Арсений. Кто-то что-то для себя "усваивает", кому-то сказанного не достаточно. Если что-то ну очень хочется узнать дополнительно, можно пообщаться с экспертом в фб, в вк, по эмейлу, телефону-вацапу, написать письмо на бумаге и тп и тд. "Стучите, вам отворят". Известен случай, когда коллега (человек весьма немолодой) стал интенсивно общаться с одним выдающимся поэтом по эмейлу, и это перевернуло его отношение к поэзии в целом.

Редактор Блк   19.01.2018 13:44   Заявить о нарушении
Ильдар, Вы отлично отыгрываете роль редактора, не соглашаясь ни с малейшей критикой в адрес деятельности клуба, находя прекрасные уклоняющиеся маневры. По поводу того, что в декабрьской постановке один из играющих роль эксперта взял (что редко) очень правильную интонацию, но чуть не дотянул (чуть-чуть), я сказал, развивать эту мысль некуда. А что творится за пределами клуба - это другой вопрос, к постановке, ролям, функцииям, достоверности, не имеющий отношения.
Спасибо за диалог.

Арсений Ж-С   19.01.2018 14:04   Заявить о нарушении
Арсений, я Вам говорю просто их жизненного опыта. БЛК - это же не какая-то закрытая система. Как и в жизни: сколько людей, столько мнений.
Вам критерия эксперта могут показаться правильными, другому нет. Это нормально. Так и с дальнейшим изложением. Кто-то скажет: мне не хватило связи преамбулы с выбором. Другой: прекрасно, что не ковырялись ножницами в деталях, не расчленяли текст. Я сам подумаю, что там могло показаться эксперту "новым по методу". Если захочу.))
Конечно, если речь идет о научной статье, то там всё должно быть строго логично, доказательно, достаточно полно для решения проблемы. А тут такой задачи нет. Вызвали "воблу воображения" к брожению по просторам мысли - ну и слава Всевышнему! :))

Редактор Блк   19.01.2018 14:29   Заявить о нарушении
Арсений, думаю, Вам будет интересно прочитать эту беседу Алексея Александрова и Андрея Пермякова о современной поэзии и "всевременном" читателе
http://goo.gl/CYw22V

Редактор Блк   20.01.2018 04:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.