Противостояние

ПАМЯТИ ТОМАСА МАННА


«Великий чёрный сон тяготеет над моей жизнью»
(ТОМАС МАНН «ДОКТОР ФАУСТАС»)

«…плач Господа Бога над гибелью своего мира,
… горестное восклицание Творца: «Я этого не хотел!»
(ТОМАС МАНН «ДОКТОР ФАУСТАС, ГЛАВА XLVI)

«Сошлюсь на то, что в трагедию Леверкюна* вплетена трагедия Ницше, чье имя сознательно ни разу не упомянуто в романе, ибо он-то и заменен моим вдохновенно-больным музыкантом… сошлюсь на точное воспроизведение случая с Ницше в кельнском публичном доме и симптомов заболевания Ницше…»
(ТОМАС МАНН  «ИСТОРИЯ «ДОКТОРА ФАУСТУСА». РОМАН ОДНОГО РОМАНА», ГЛАВА IV)

* Главный герой романа.
https://biography.wikireading.ru/146746



Вы жертва, Адриан? Но жертвы  все мы –
Тенёты нам сплетает Рыцарь Тьмы.
Даются варианты Чёрной темы
И стража караулит у тюрьмы…

О, он бы Вас итак, как всех, помучил –
Прожили бы Вы жизнь в скорбях, трудах…
Но выбран был для Вас особый случай –
Соблазном запредельный мир запах!

Находка Вы его. Да. Вы насмешник,
Карикатурно видящий людей.
Для Вас ведь каждый лжец, глупец иль грешник,
А Вы – печальный маг и чародей…

В болезни, отказавшись от леченья,
Вы в роковое зазеркалье шаг –
Вдруг сделали, дрожа от упоенья –
Вас ожидал за дверью Тайный Маг.

…Болезнь, полёт, восторг, экстаз, виденья…
В чертог Вас Тёмный Рыцарь пригласил.
Там музыка жила, как наважденье, –
Елеем жгучим он её  явил!

Он запретил любить, но Вы любили,
Ведь жизнь явила радость и любовь…
Вы  беззащитных ближних погубили –
Смертельной рифмой проявлялась кровь…

Распад натуры,  жар и лёд сознанья, –
Вот плата за мучительный союз.
Из века в век печально угасанье
Всех, кто надел петлю из мутных уз.

… Сансара крУжит,  колесо в движенье
Тюрьму избравший – вновь придёт в тюрьму?
И снова будет Ваше отраженье
За Вами, явленным, тянуть во Тьму?..

То Ваш двойник в коварном подземелье –
Родоначальник цЕпи колдовской…
Титан, бунтарь, вкусивший смерти зелье –
Он зарыдает, вспомнив про покой,

Который утерял навек… И слёзы –
Его на Вашу душу упадут!
И взгляд поверженной во прах угрозы
Взмолится, чтоб найти себе приют…

…А вспомните Вы пленницу немую,
Что Рыцарь Тьмы когда-то Вам являл?..
Узнаете её, уже другую? 
Да или нет?.. Вот сон средь зимних скал!

Поёт Вам Рыцарь Тьмы, и плащ огромный –
Вдруг красит небосвод в смертельный цвет!
И вновь являет путь свой зимний, спорный –
И сам навязывает свой ответ.

…Из царствия Зимы Вы перейдёте,
Оставив злую и чужую речь,
Туда, где мысль является в полёте,
Где надлежит всегда ей быть и течь!

Волшебная гора* Вам замерцает
Средь смерти – постиженьем Бытия!
Дорогу жизни тайно пролагает
И мАнит молча в райские края…

И жгучий, тайный серпантин видений
Среди тенистых, зимних, тяжких снов,
Распадом  обернувшийся и тленьем,
Вперёд пропустит простоту основ,

Которые мостят всегда дорогу,
Для смертных, что к бессмертию идут
Во мраке, ощупью, взывая к Богу,
На крест лишь уповая и на труд.

И руку опустивши в подземелье,
Титана вдруг освободите Вы.
Рассеются иллюзии… Похмелье
Смягчится вдруг дыханием листвы,

Что много, много раз уже рождалась,
Прозрачно умирая вновь и вновь…
Движеньем, воздухом, ах, наслаждалась!..
Являя… всем… смиренную… любовь.

*  «Волшебная гора» – роман Томаса Манна

** Ссылки в комментарии


Рецензии
ТОМАС МАНН
«ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ В СВЕТЕ НАШЕГО ОПЫТА»

«Что касается меня… читателя, который с жадным волнением поглощал его книги… то я очень рано ощутил родственную близость… и помню, что чувство, которое я тогда испытал, поразило меня… своей странной тревожной новизною и разверзло передо мною глубины, о которых я и не подозревал, — то было смешанное чувство преклонения и жалости. И я уже никогда более не мог от него отрешиться. То было чувство трагического сострадания к душе, пытавшейся одолеть непосильную для нее задачу и, подобно Гамлету, сломленной непомерным бременем знания, которое было открыто ей, но для которого она в действительности не была рождена…
то было сострадание внутреннему миру человека… настигнутого судьбою и насильно ввергнутого ею в опьяняющее безумие пророческого служения, безумие, которое заставило его отринуть всякий пиетет, попрать свою собственную природу и стать певцом буйной варварской силы, очерствения совести и зла.

он… заражается (по мнению некоторых — намеренно…) болезнью, которой суждено было изломать его жизнь и в то же время вознести ее на несказанную высоту. Да, именно так, потому что именно его болезнь стала источником… возбуждающих импульсов...»
http://nietzsche.ru/look/xxa/mann-filosof/
ТОМАС МАНН «ДОКТОР ФАУСТАС»
(отрывки из глав романа)

(ГЛАВА XXV)
«…тайная запись Адриана, хранящаяся после его смерти у меня и оберегаемая как драгоценное, страшное сокровище, — вот она, я её здесь привожу…
читатель услышит… его голос. Только ли его? Ведь передо мной диалог. По преимуществу даже говорит другой…
Диалог?.. Надо рехнуться, чтобы поверить в такую возможность! Поэтому-то я думаю, что и он в глубине души не верил в реальность того, что видел и слышал:
…Если же никакого посетителя не было — меня ужасает сквозящая здесь готовность, хотя бы условно допустить его реальность…*

(… Я твердо стою на том, что сдерживающий контроль разума не ослабнет во мне до конца. Но… я Его все-таки видел…)**

Вы все говорите вещи, которые я сам знаю и, которые идут от меня, а не от вас…
…Сам признаёшься, что это я из-за болезни вижу тебя и слышу, что тебя нет, а есть пустое видение!..***

….У вас есть этакая люмбальная колонна, а в ней пульсирующая трубка с жидкостью, доходящая до мозговых оболочек, в ткани которых тихо и скрытно делает своё дело венерический менингит…
….Подожди десять, двенадцать лет, пока не достигнет своего апогея светлый хмель, освобождающий от забот и сомнений, и ты узнаешь, за что платишь, ради чего закладываешь нам тело и душу
…товар наш — порывы и озарения, такое ощущение свободы, вольности, отрешённости, уверенности, лёгкости, могущества, торжества, что наш подопечный перестаёт доверять своим чувствам; прибавь сюда ещё то огромное восхищение сделанным, при котором легко отказаться от внешних, чужих восторгов, — ужас самопреклонения, да, да, сладостного трепета перед самим собой, когда сам себе кажешься… божественным чудищем...
…возможность творчества зависит в высокой степени от фортуны, от милости меценатов…
Вы не вправе распоряжаться никакими музыкальными звукосочетаниями, бывшими хоть однажды в употреблении….****»

*Слова рассказчика, от имени которого ведётся повествование.
**Рассуждения главного героя.
*** Слова главного героя, обращённого к таинственному пришельцу…
****Слова таинственного пришельца…

(Глава XV)
«…Спокон веку я проклят смеяться перед лицом всего таинственно-впечатляющего; от этого-то чрезмерно развитого чувства комического я и удрал в теологию, понадеялся, что она уймёт мой злополучный зуд, — но лишь затем, чтобы и в ней обнаружить пропасть ужасающего комизма. Почему почти все явления представляются мне пародией на самих себя?»

(ГЛАВА XLVII)
«…моя душа в своём высокомерии и гордыне … стремилась к сатане, и таков был мой рок, что с юных лет я помышлял о нём…

….Был у меня светлый, быстрый ум и немалые дарования, ниспосланные свыше, — их бы взращивать рачительно и честно. Но слишком ясно я понимал: в наш век не пройти правым путём и смиренномудрому; искусству же и вовсе не бывать без попущения диавола, без адова огня под котлом. Поистине, в том, что искусство завязло, отяжелело и само глумится над собой, что всё стало так непосильно, и горемычный человек не знает, куда ж ему податься, — в том, други и братья, виною время. Но, ежели, кто призвал нечистого и прозаложил ему свою душу, дабы вырваться из тяжкого злополучья, тот сам повесил себе на шею вину времени и предал себя проклятию.
…он мне привёл её в постель как наложницу, чтобы я её возжелал и любил больше и больше — всё равно, приходила она с рыбьим хвостом или с ногами.
…С той ночи Гифиальта понесла
…И во мне часто начинали звучать то орган, то арфа, лютни, скрипки, трубы, свирели, кривые рога и малые дудочки, каждая о четырёх голосах; мог бы подумать, что я на небе, если бы не знал о другом. Многое из этого я записал. Часто приходили ко мне в комнату и некие дети…которые пели мне с листа хоралы, при этом хитро улыбались и переглядывались между собой. … Иногда волосы у них поднимались, словно от горячего воздуха, …а на ручках были ямочки и в каждой по маленькому рубину. Из их ноздрей иной раз, извиваясь, выползали жёлтые червяки, сбегали к ним на грудь и исчезали

…сатана играл на своём прелестном инструменте, и что отчасти было мне напето лукавыми детишками.»

«История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа»
( Глава VII)
http://biography.wikireading.ru/146746

«…главный мотив моего романа: близость бесплодия, органическая, предрасполагающая к сделке с дьяволом, обреченность.»
Томас Манн
«Зейтблом* - это пародия на себя. Настроение Адриана ближе к моему, чем можно, и должно ... думать».
http://en.wikipedia.org/wiki/Doctor_Faustus_(novel)

http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&u=http://en.wikipedia.org/wiki/Doctor_Faustus_(novel)&prev=search
* Имеется в виду рассказчик, введённый в роман.

Елена Дмитриевна Мечетина   29.09.2019 12:25     Заявить о нарушении