В гостях у Михаила Фокса

Дорогие друзья, мы продолжаем нашу традиционную рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в резидентском отборочном туре и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
В декабре хозяином нашей литературной гостиной будет поэт Михаил Фокс http://www.stihi.ru/avtor/mikafox .
Чтобы пообщаться с Михаилом, необходимо открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в декабрьском конкурсе БЛК (через номинацию или в резидентском отборе), и задать вопрос или предложить тему разговора.

Рубрика только для резидентов БЛК.

----------------------

Приветствую всех любителей изящной - и не только оной - словесности! Быть хозяином поэтической Гостиной на БЛК - дело ответственное и непростое. С ответственностью всё более-менее понятно, а вот непростота из многих факторов проистекает и на разных основаниях выстраивается. В этом году volens-nolens пришлось пройти через разнообразные медицинские ритуалы инициатического толка и частенько в эти "путешествия" я брал с собой книгу Жоржа Батая "Внутренний опыт". Этот нетривиальный текст и стал одним из факторов возникновения "непростоты" в понимании мира и поэзии. Конечно, нам ли, заглянувшим в "бездны" русской литературы и российской истории, изумляться "опытам" некоего французского мыслителя, но порой вопрошанию, обращённому к миру и человеку, оказывается недостаточно уже известных ответов и требуется изменение "оптики восприятия". Теория жертвоприношения Ж.Батая - замечательный способ такого изменения. Культура, социум, человек - всё это выстроено и существует благодаря практикам жертвоприношения. Религия и политика, частная собственность и семейно-брачные отношения - всё освящено или осквернено жертвами. Путь от профанного к сакральному возможен только посредством жертвоприношения. Такова и участь поэзии. "Поэзия - это жертвоприношение, в котором мы приносим в жертву слова". Или такое утверждение Батая - "Поэзия ведёт от известного к неизвестному". И сам поэт становится жертвой своего одиночества и непонимания со стороны окружающих. В общем, покажите, чем Вы жертвуете и во имя чего, а люди уже и решат - насколько Вы благородны и велики в своих помыслах и деяниях).
Кстати, о связи жертвоприношения и поэтического. На первой лекции по культурологии я обычно предлагал студентам решить культурологическую задачку на понимание сути устройства культуры и её механизмов. Пока готовитесь перенести текст своего стихотворения в Гостиную или поджидаете меня, попробуйте найти ответ на главный вопрос этой задачи.
У племени североамериканских индейцев на тотемное животное обычно не было принято охотиться. Но связь между профанным и сакральным подлежит регулярному обновлению, поэтому раз в год на тотемное животное всё же устраивали охоту. Проводили все полагающиеся очистительные ритуалы, чтобы животное понимало своё великое жертвенное предназначение, его разделывали, готовили на кострах и подавали как особое угощение всем соплеменникам. Но был строжайший запрет на поедание мяса священного животного при помощи рук, дабы сие осквернение не повлияло потом на охотничьи навыки или удачу. Каким же образом индейцы съедали мясо, обеспечивая процветание своего племени? Вопрос не на "голый" интеллект, но на воображение). И, кстати, за 20-летнюю практику подобного вопрошания, всего лишь дважды на самой лекции прозвучал правильный ответ. Эх, редки нынче в студенческих аудиториях поэты)...
И ещё один вопрос общего характера, безусловно, будет интересовать меня - если XIX век устами Ницше заявил о "смерти Бога", а XX век, особенно во вторую свою половину, запричитал по поводу "смерти человека", то как может продолжать существовать Поэзия? А вдруг ваши замечательные стихи подскажут ответ на этот вопрос.
Наверняка такое длинное и местами нудноватое вступление уже породило у некоторых ощущение, что я выкопал в Гостиной для встречи гостей окоп полного профиля). Но это не так. Ну, если только стрелковую ячейку с приспособлением для стрельбы по низколетящим целям)). Это точно шутка. Чаем или кофе крепким всегда угощу. А вот дальше по обстоятельствам и в соответствии с принципами "непростоты". По Батаю или ещё по кому-либо. Главное, чтобы это было в радость и мне, и авторам.

Михаил Фокс


Рецензии
Доброго времени, Михаил.
Вашему вниманию - вариант бездны, да и с жертвами здесь всё "хорошо"...
.
граница добра и зла
http://www.stihi.ru/2014/05/24/1139
.
гранит золотит расплав
камней в окне.
граница добра и зла,
но не ко мне.

граница добра к тому,
кто видел крыс,
кому предъявили тьму
вдоль мидий, вниз.

она ненавидит тех,
чей взгляд - закат,
кто, не поднимая вех,
за эр-рияд...

пылает лохматый плат
над ней, маня.
граница добра прошла
на дне меня.

Игорь Брен   17.12.2017 08:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!
Амфиболийная конструкция в начале стиха сразу же предлагает читателю не быть одномерным в понимании границы. И название стиха теперь прочитывается и как "граница между добром и злом", и как отражение отношения "границы" к лирическому герою, к человеку вообще. А я опять о своём) - я имею в виду обращение к посетителям Гостиной, где присутствует сюжет первых лекций по культурологии. Так вот один из первых "парадоксов", с которыми мы начинали работать со студентами, основывался на замечательной идее М.М.Бахтина, выраженной в следующем утверждении - "культура внутренней территории не имеет, она существует только на границе" (цит. по памяти). Культура и человек в ней самоопределяются в мире этих самых границ (своё-чужое, старое-новое, мужское-женское, левое-правое и т.д.), так что "моё" культурфилософское вполне откликается на Вашу игру со смыслами границы. Но мы же не с понятиями тут имеем дело, а с образами и художественное сознание начинает "буксовать", потому как система Ваших образов, Игорь, весьма специфична, о чём Вы и сами прекрасно знаете да и на ЛФР я уже как-то общался с Вами насчёт нарочитой усложнённости по поводу другого стихотворения. Например, "тьма вдоль мидий, вниз" для меня лишена каких-либо контекстов, кроме "тьмы", конечно, потому как ни мидий я не пробовал, ни дайвингом не увлекался). Тёмный образ. Хотя, взглянув на дату публикации стиха, соотнёс всё это с начавшейся "мидовской войной", то бишь противостоянием МИДов, которые оказались на переднем крае обострившегося конфликта России и Запада. Тем более, следующая строфа имеет явное геополитическое измерение, помимо этического, само собой. От "Заката Европы" до ближневосточных передряг. А вот финал многозначительностью - "граница добра прошла на дне меня" - понравился. Потому как выводит меня снова к концепту взаимообусловленности добра и зла, к идее подвижности границ между ними, а это имеет и эстетическое измерение. Так что к бездне Вы читателя подвели, но смог ли он туда заглянуть - это большой вопрос)...

Михаил Фокс   17.12.2017 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.