Экспертный обзор. Сергей Кормилов. Июль-2017

[Примечание: Сергей Иванович Кормилов рассматривал произведения в обезличенной форме, под порядковыми номерами в лонг-листе конкурса – редколлегия БЛК.]      

Общий уровень подборки радует в целом высоким качеством стихов, их безусловной оригинальностью. В них довольно много литературности, но очевидных влияний почти нет, разве что сказывается иногда И. Бродский, особенно в № 16 (СЕРГЕЙ ПАГЫН «Неназванное» http://www.stihi.ru/2017/07/10/4533). В нем же ожидаемая рифма «солнце – оконце» (еще одна подобного рода – в № 24, ТИМОФЕЙ СЕРГЕЙЦЕВ «Улыбаясь во сне» http://www.stihi.ru/2017/06/20/783 : «любовь – вновь», причем последнее слово для современного языка уже не характерно) и концовка, которую трудно оценить однозначно: «И тогда, быть может, решишь уйти /  в травяное, в снежное безъязычье». В принципе она сильная, неожиданная, далеко не банальная (как, впрочем, вся подборка), но оксюморон в последней строке поставит многих читателей в тупик. Кажется, лучше было бы сказать проще и яснее: «травяное ли, снежное безъязычье». Правда, для ритмического слуха автора-поэта и один дополнительный слог бывает неприемлем. Повторяю: все стихотворения, и № 16 тоже, достойны положительной оценки.

Оригинальность авторов проявляется именно начиная со стиховых форм. Благодаря М.Л. Гаспарову известно, что в русской поэзии ХХ века половину метрического репертуара составляли 4-х- и 5-стопный ямб (по 25 % каждый).
Из 29 стихотворений подборки лишь одно, № 12 (ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ "Мой Бог, пока ты только мой..." http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658), написано «пушкинским» 4-стопником, и то не подавившими большинство строф четверостишиями, а пятистишиями  (не очень частыми, особенно теперь) с заключительным четверостишием, в котором смелый автор отделяет от себя созданного им Бога («обрезает пуповину»): неожиданному ходу поэтической мысли соответствует неожиданность во внешней форме. 5-стопный ямб сравнялся по употребительности с 4-стопным только в ХХ веке и, видимо, уже в отличие от него воспринимается как нейтральный размер. Закономерно, что и наши авторы обращаются к нему чаще всего –  в чистом виде используют шесть раз
(№№ 4 ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «здесь» http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188,
7 МИХАИЛ ОЗМИТЕЛЬ «МЫ СЛУШАЛИ, КАК ПЛАКАЛИ ДЕРЕВЬЯ» http://www.stihi.ru/2017/06/05/7654,
14 ЛАНА ЮРИНА «Простить себя» http://www.stihi.ru/2017/06/09/7077,
15 НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКА «Ауканье» http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630,
19 МИРОНОВА ЕЛЕНА «июльский зной становится густым...» http://www.stihi.ru/2017/05/09/9753,
25 ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ДЕНИСЕНКО «Мы рождены, чтоб время сделать пылью» http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668),
но и его разнообразят за счет рифмовки или ее отсутствия, как в № 7 http://www.stihi.ru/2017/06/05/7654:
в №№ 14 http://www.stihi.ru/2017/06/09/7077 и 15 http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630 рифмовка – аББа, а не самая распространенная АбАб, в № 19 четверостишия состоят из двустиший.

В №№ 22 ИГУМЕН ПАИСИЙ САВОСИН «Флейта, начало песни» http://www.stihi.ru/2017/04/16/7961
и 23 ПАВЕЛ ПРАГИН «Чернобыльская деревня» http://www.stihi.ru/2017/06/17/5443 смешаны 5- и 6-стопный ямб; в первом из них преобладает 6-стопный, во втором (это сонет) – 5-стопный (в терцетах только он, в катренах два размера чередуются). В № 1 строфа объединяет три стиха 5-стопного ямба с одним – 3-стопного. Архаический 6-стопник в чистом виде не используется.

Совершенно нет в подборке когда-то весьма популярного 4-стопного хорея (наверно, его окончательно записали в «песенные» размеры), а достаточно распространенный в ХХ веке 5-стопный представлен одним текстом в шестистишиях (№ 13 БЕЗУМИЕ ФРЕЙДА «Камешек вины»  http://www.stihi.ru/2017/03/20/2705). Есть редкий синкопированный («пропущен» слог на стыке полустиший) 8-стопный хорей (№ 3 СВЕТЛАНА СЕВРИКОВА «Это вовсе не стихи» http://www.stihi.ru/2017/01/17/9079).

Дактиль в ХХ столетии был не в чести, а в нашей подборке он есть в 5-стопном (вообще довольно редком) варианте, да еще без рифм, но с заключительным четверостишием  аБаБ (№ 10 ПАВЕЛ БЕТАЧ «Скетчбук»  http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403).

Неожиданны два текста в амфибрахии, притом не 3-стопном, как обычно, а 4-стопном с разными отступлениями
(№№ 5 АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Офелия спит» http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175,
21 МАЙЯ ШВАРЦМАН «Перепись населения» http://www.stihi.ru/2017/07/12/1708);
один выполнен  двустишиями, другой, пространный,– с чередованием мужских и дактилических окончаний.

Из анапестов в современной поэзии популярней всего, видимо, благодаря Пастернаку, длинный, 5-стопный. Его и в подборке четыре текста –
№№ 20 ГАЛИЯ ГАЛИ (ОСЕНЬ ГАЛИЯ) «Карамелька» http://www.stihi.ru/2015/01/28/4384,
24 ТИМОФЕЙ СЕРГЕЙЦЕВ «Улыбаясь во сне» http://www.stihi.ru/2017/06/20/783 (с отступлениями),
28 ИВАН КЛИНОВОЙ «#яумрувкрасноярске читаю на каждой стене» http://www.stihi.ru/2017/07/20/9110,
29 ПИВАНОФФ «жёлудь» http://stihi.ru/2013/11/04/5242.

Из дольников нет самого распространенного 3-иктного, наши авторы предпочитают дольники подлиннее:
с четырьмя иктами
(№№ 2 НАТАЛЬЯ СЕМЕРНИНА «Шесть овец» http://www.stihi.ru/2017/05/13/2601,
8 МАРИАННА БОРОВКОВА «Трудно быть домом» http://www.stihi.ru/2017/06/08/7098 (с охватной рифмовкой),
16 СЕРГЕЙ ПАГЫН «Неназванное» http://www.stihi.ru/2017/07/10/4533,
27 АЛЕКСАНДР ПЕРЕВОЗКИН «львинки» http://www.stihi.ru/2016/05/30/1739),
пятью (№ 26 АЛАН «Смерть в Марьиной Пойме» http://www.stihi.ru/2017/06/14/3362),
шестью (№ 18 ПЁТР ЛЮКШИН «Дерево любит...» http://www.stihi.ru/2017/07/10/1256)
и даже семью (№ 9 БЕРТА ЛУЧЕВА «молли»  http://www.stihi.ru/2017/05/13/3692),
есть вольный дольник (№ 11 ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА «Сон Иды»
http://www.stihi.ru/2017/06/10/4875).
Это часто раскованные, не стремящиеся к упорядоченности формы, иногда с переходом в тактовик и акцентный стих. «Чистого» верлибра нет, есть то, что за неимением лучшего термина называют свободным стихом с рифмой (№ 6 ОЛЕГ ПАРШЕВ «До скончания кед» http://www.stihi.ru/2017/07/10/2450),
а также с рифменными вкраплениями (№ 17 БОРИС УДАЧИН «когда не осталось мостов» http://www.stihi.ru/2016/03/01/10222).

Всего в 29 текстах использовано 18 размеров и их сочетаний. Ни о каком метрическом однообразии этой поэзии говорить не приходится. Притом авторы могут успешно использовать такой, казалось бы, архаичный прием, как рефрен (№№ 25 http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668, 26 http://www.stihi.ru/2017/06/14/3362).

Литературность и интертекстуальность данных стихов начинаются с опять же традиционного средства – эпиграфа. Он может быть из Библии (№ 22 http://www.stihi.ru/2017/04/16/7961), а может быть из «Ирины Рыпки» (№ 9 http://www.stihi.ru/2017/05/13/3692) – хороший диапазон! Автор второго из отмеченных стихотворений («молли») в лаконичной форме, стилизованной под «поток сознания», соревнуется с джойсовским «Улиссом». Без шекспировского «Гамлета» не обошлось в № 4 («здесь» http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188) и № 5 («Офелия спит» http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175, хотя тут возможна и апелляция к картине Дж. Миллеса). В «здесь» пригодились также пушкинские морские «тридцать витязей» – в карательной функции. Очень удачен «Скетчбук» (№ 10 http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403) о портном Петровиче, сшившем шинель Акакию Акакиевичу в повести Гоголя. В стихотворении про Бога с пуповиной естественна реминисценция «текут верблюды сквозь иглу» (№ 12 http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658). «Ауканье» (№ 15 http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630), построенное на образности блоковского «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», не претендует на философичность, как ряд других текстов в подборке, но оказывается превосходной бытовой картинкой (из области ненормального быта). В № 17 http://www.stihi.ru/2016/03/01/10222 повторяется идея повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»: «…иуда / пожертвовавший собой ради / вознесения христа» (отказавшись от прописных букв, автор не делает исключения и для «христа»). Здесь творческого начала меньше, чем в стихотворениях на гоголевском и блоковском материале. В № 18 «Дерево любит…» http://www.stihi.ru/2017/07/10/1256 антропоморфизация деревьев – в духе Заболоцкого, а строка (полустишие) «дерево любит ситцевых», возможно, восходит к «стране березового ситца» Есенина, но стихотворение от этого не теряет своей оригинальности. Большое лиро-эпическое стихотворение «Перепись населения» о 1937 годе (№ 21 http://www.stihi.ru/2017/07/12/1708) начинается с упоминания, очевидно, горьковского Луки, оправдывавшего ложь. Подчеркнуто реминисцентны строки «Мы рождены, чтоб время сделать пылью» (название и рефрен) и «Мы не рабы. Мы не. Мы не. Мы не» в № 25 http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668. Во втором больщом лиро-эпическом стихотворении (№ 26. «Смерть в Марьиной Пойме» http://www.stihi.ru/2017/06/14/3362) заглавие может кому-то напомнить «Смерть в Венеции» Томаса Манна, строка «Убийцу искали, как праведника в Содоме» перевертывает библейскую ситуацию, слова «Где Волга впадает в Темзу» противостоят развенчанной Чеховым банальности «Волга впадает в Каспийское море». Все это уместно, художественно оправданно,  даже там, где говорится про «христа» и «иуду», хотя это может вызвать негодование у «пуриста», не понимающего разницы между религией и поэзией.

Содержание стихотворений не менее разнообразно, чем их внешняя форма. Трудно сравнивать короткие лирические тексты и пространные лиро-эпические, но представляется, что последние оба относятся к наиболее интересным в подборке. Сильное любовное переживание нашло адекватное выражение в стихотворении из трех четверостиший (стихи разбиты пополам) «желудь» (№ 29 http://stihi.ru/2013/11/04/5242): для передачи большого чувства использована не гипербола, а, наоборот, литота. К первой по качествам половине подборки также хотелось бы отнести стихотворения
1. «всё меньше дни…» http://www.stihi.ru/2017/07/20/10533,
4. «здесь» http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188 (отличная поэтическая политика),
5. «Офелия спит» http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175,
6. «До скончания кед» http://www.stihi.ru/2017/07/10/2450,
9. «молли» http://www.stihi.ru/2017/05/13/3692,
10. «Скетчбук» http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403,
12. «Мой Бог, пока ты только мой…» http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658,
15. «Ауканье» http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630,
23. «Чернобыльская деревня» http://www.stihi.ru/2017/06/17/5443,
25. «Мы рождены, чтоб время сделать пылью» http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668.

Мотивировка отчасти представлена выше. Можно указать и на отдельные строки или двустрочия: «и ветер постоянно завывает / как будто он ветрянкой заболел» (№ 4), «внимательных рыб осторожные стаи» (№ 5), «Привез вино, что перешло через брод триста веков назад» ( № 6), «Тоннель погас. / И проявились стены. / И тусклый ореол вокруг врача» (№ 15, о женщине, приходящей в себя после реанимации), «да и само слово мечтать / разорвалось на меч и тать» (№ 17), «Улыбаясь во сне и не зная, что все-таки плачу» (№ 24), «пыль делается временем, в котором / безвременье, хрипя, идет на дно» (№ 25); четверостишие (№ 21) «В безмолвии вырази муки свои: / пространство картины мазками заштопывай, / сказанье об ироде перекрои / и перепиши его кистью эзоповой» (правда, тут стоит отметить еще одно влияние – чисто ритмическое – Б. Пастернака). Но даже сильное стихотворение не застраховано от неудачного слова или словоформы: в конструкции «давний след / побывших  здесь уже воров иконных» («Чернобыльская деревня») размер не позволил употребить правильное «побывавших» вместо неправильного «побывших», при котором получается, что воры в покинутом доме были долго.

Надо иметь в виду, что в большом тексте поэт, естественно, имеет другие возможности «развернуться» и показать себя, чем в коротком. Поэтому на конкурсе при прочих равных условиях предпочтение все-таки следует отдавать авторам лаконичным.

Поскольку лирические и лиро-эпические стихотворения оценивать по одним меркам не совсем справедливо, в шорт-лист я выделяю только лирические: №№ 1,4,5,10,12,15, 25, 29. Сильнее некоторых из них № 28, но дело портит речевая неправильность в строке "Люди в черных машинах тела наши держат вчерне": сама "идея" использованного приема хорошая, но все-таки "написать вчерне" и "держать в черном теле" - далеко не одно и то же. Правда, в подлинно поэтическом произведении даже речевая ошибка может восприниматься как художественный прием. Так что рекомендую оставить № 28 в числе лучших.

ШОРТ-ЛИСТ
1. ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА «всё меньше дни...»
http://www.stihi.ru/2017/07/20/10533 квота ГР за редактирование отборочного тура
4. ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «здесь»
http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188 номинатор Юлия Долгановских
5. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Офелия спит»
http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175 отборочный тур для резидентов
10. ПАВЕЛ БЕТАЧ «Скетчбук»
http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403 отборочный тур для резидентов
12. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ "Мой Бог, пока ты только мой..."
http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658 отборочный тур для резидентов
15. НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКА «Ауканье»
http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630 отборочный тур
25. ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ДЕНИСЕНКО «Мы рождены, чтоб время сделать пылью»
http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668 номинатор Юрий Семецкий
28. ИВАН КЛИНОВОЙ «#яумрувкрасноярске читаю на каждой стене»
http://www.stihi.ru/2017/07/20/9110 конкурсный литературный портал stihi.lv
29. ПИВАНОФФ «жёлудь»
http://stihi.ru/2013/11/04/5242 номинатор «Термитник поэзии»


13 августа 2017 г.

Доктор филологических наук,
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова               
С.И. Кормилов


Рецензии
Сергей Иванович, от N15 Вам огромное человеческое спасибо!

Неведома Зверушка   28.08.2017 16:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.