Репризы при смене декораций. Анри Бейль Стендаль

Опыт литературного портрета в стихах


Я с ужасом замечаю, что за последние лет 30-40 поколение людей, даже среднего возраста, кроме "Трёх мушкетёров", и то, благодаря ещё советскому фильму, незнакомы с такими титанами французской классической литературы, как Бальзак, Анри Бейль, Виктор Гюго, Анатоль Франс, Александр Дюма, Ромен Ролан, Эмиль Золя, Флобер и даже - Мопассан. В эпоху "Гибели Европы", под тяжёлой стопой США, обесценены какие либо культурные и нравственные ценности той Европы, которую мы любили, начиная со времён Раблэ, Франсуа Виньона, Мишеля Монтеня, испанца Серватеса, французского "немца" Гольбаха и,  конечно, Вольтера.
Миниатюрные и дорогие цифровые гаджеты  (гад-же-ты!) заменили людям  начитанность, образованность, а многим - реальный мир. Клиповость сознания вторгается в философию и традиции политиков и дипломатов и даже - в рецидивы лженаук.
Была, хоть и слабая надежда, что именно русский читатель наследует обе великие литературы - русскую и французскую. Увы! Напрочь забыта ёмкая формула Максима Горького: "Любите книгу - источник знания".
И всё же поговорим сегодня о Стендале. Когда появились его первые романы, вся критика обрушилась на Бейля, обвиняя его "в отсутствии стиля". Критиков быстро утихомирил Бальзак, заявив во всеуслышание, что "у господина Стендаля не стиль,
у него подлинно стиль". Вся жизнь Бейля не только совпала с эпохой Наполеона. Он служил в войсках Бонапарта во время похода на Российскую империю. Обладая невероятной памятью он служил главным, или одним из главных интендантов
двухсоттысячной армии. И всё держал в голове! Наполеон доверял ему при исполнении столь ответственной должности.
   Шутка сказать – держать в голове огромные цифры снабжения фуражом огромного количество лошадей и в порядке - гужевой транспорт. Ни железных дорог, ни приличных проезжих дорог не было в России начала века. А провиант, а вода для огромной армии и целые обозы с бочками вина…
    Потом крах Наполеона, крах карьеры, крах эпохи…
И всё, что затем последовало, как и у многих бывших офицеров, выброшенных из собственной яркой судьбы тяжкой долей потерпевших фиаско неудачников. Какой душевный надлом, какая личная трагедия для многих тысяч талантливых
честолюбцев и романтиков.  Людей, в одночасье опьянённых фантастическим восхождением своего кумира - гениального коротышки - Наполеона Буонопарте!..
Одним из них оказался и Анри Бейль – знаменитый Стендаль. И все герои писателя, как и он сам, всю жизнь несли это бремя падения в бездну безвременья.
                Жизнь и литература повязаны общей кровью.




 РЕПРИЗЫ ПРИ СМЕНЕ ДЕКОРАЦИЙ

Поговорим сегодня о Стендале,
- Граф Моска, вы бы не узнали
                себя в Фабрицио?-
И слышу я ответ: "Сокрыта истина
           в пластах минувших лет".
А вспомнить стоило, пожалуй,
Пожар Москвы и бег на Вильно,
Крах императора –
              отчаянный был малый,
Эпохи крах - и боги не всесильны.

        И песенка об этом
        Пошла бродить по свету:
        "Линялые штандарты,
        Поржавленный металл,
        Всё козырные карты,
        А выигрыш так мал.
        Счастливчики Бурбоны
        Опять прилипли к трону,
        И маленький Сорель
        Свою почуял цель.
        Вставай, кто пожелал
        На шаткий пьедестал".

Вновь наступила смена декораций,
Эпоху Кесаря хоронит воля наций.
И вот уже на склоне Ваших лет
В Италии взметнулся красный цвет!
Карбоны* множились и ширились расправы.
Как не помочь друзьям? Вы правы, правы!
Старатель политической интриги,
Вас не дождутся Ваши книги,
И подтвердив, что "горе - от ума",
В каре построились тома.

        И песенка об этом
        Летит по белу свету:
        "Долой, долой тиранов.
        Свободою пьяны,
        Но сапоги жандармов,
        Куда ни глянь, видны!
        Расстрелы и облавы,
        Могилы тишина,
        В Италии - расправы,
        В Италии - война!"

Но тяга к женщине иную нить прядёт,
Надеетесь любовь в Вас не умрёт,
Как умирает режиссёр в актёре?
Но что до этого голодной нищей своре?
Их нечем попрекать, им нечего стыдиться,
Нельзя же в один раз всем загодя родиться.
Разрезан был пирог ещё до их рожденья,
А с барского стола так сладко угощенье.
Их ловко обошли и славой и деньгами.
Чего теперь им ждать, "своё" отнимут сами.            

         Хватайте же, бог мой,
         Сановные мундиры,
         В атаку, за деньгой,
         Красавцы кирасиры.
         В атаку, за деньгой,
         Гвардейцы и уланы,
         Не трусь, мон шер,
                не трусь
         И набивай карманы.

Бретёры, буржуа, бонапартисты,
В банкиры лезут и в контрабандисты.
Линяет красный в белый цвет,
Пленяет жёлтый цвет монет.
Опять балы, банкеты и приёмы,
Мои шер ами, кредиты и заёмы,
В салонах на живца идёт поклёвка,
Ах, дамы, дамы, вот уж где сноровка,
Бальзаковское время на дворе,
Аристократы вяжут макроме:
"Вы знаете, узоры то не плохи!"
Вмерзают мамонты во льды своей эпохи.
Сеньор мой, Мастер, это Ваш удел,
На склоне лет, а сердце - не у дел.

        И снова песня эта
        Летит по белу свету:
        "Меняются цвета,
        Меняются привычки,
        И времени пята
        Нас всех берёт в кавычки.
        Не дергайся, дружок,
        Не будет ведь иначе,
        Трёхцветия флажок
        По красному не плачет".
        Не плачет он по тем,
        Кто пал на русском поле,
        Куда брели, зачем?
        Какой искали доли?!

Фабрицио - надломленная ветвь,
И ждут его псалтырь, сутана, смерть,
И прокаженный чёрный цвет
        сквозит за монастырскую решётку,
То грёзы юности перебирают чётки:
"Сердечный мой и нежный друг,
Я отлюбил, теперь мне - недосуг".
Истрачены сокровища любви,
Где мудрость скорби - дама визави?
Кому нужна жизнь гения в рассрочку?
- Глупцы! Глупцы! Что может быть больней,
               чем пытка сердца в одиночку.
Однако, может и себе
                кровавую поставить точку? -
Не так! Не так! И это будет плохо!
Опять во Франции  меняются цвета.
Что делать! Износилася эпоха,
Рыдает Бейль от первого лица.

_______________________________--
*Карбоны - союзы
революционеров-карбонариев
в Италии и Франции.

Стихи написаны по мотивам романов Анри Бейля
"Красное и чёрное" и "Пармская обитель".

Портрет Анри Бейля (Стендаля)
из инета


Рецензии
Привет, Дик!
Прочитала дважды Ваш вдохновенный поход по жизни и творчеству великого Мастера,
которым зачитывалась с юных лет.
Покорили вы меня своим авторским трудом. Благодарна за свежесть и современность ваших мыслей в
этой работе, признательна за исторический тонкий, умный и точный подход к биографическим материалам о Стендале и моё желание обратиться к тем его
произведениям, которые читались, но не перечитывались мною очень давно.
До встречи!
Вера
Обязательно кое-что перечитаю.

Филиппа Файна   16.04.2022 07:28     Заявить о нарушении
А Вы обратили внимание на имя граф "Моска" в "Пармской обители"?
Это же память о Москве 1812 г. Жизнь и литература повязаны
общей кровью. Вот афоризм в ответ на вашу рецензию. Сделаю
посвящением к "Репризам".
Спасибо, Вера.

Дик Славин Эрлен Вакк   17.04.2022 00:20   Заявить о нарушении
СПАСИБО!!!

Филиппа Файна   17.04.2022 01:37   Заявить о нарушении
Да, конечно, граф Моска звучит
по-итальянский, но не заметить авторского намёка на Москву невозможно. Я завидую Вам, Дик Славин, в том как вы умеете осовременить своё отношение к тому, что происходило больше двухсот лет назад. Читала и перечитывала некоторые места и, просто, восхищалась тем, что не чувствую вашего отношения к великому Стендалю и его творчеству, как к чему-то
забытому и неинтересному современному человеку. В этом вы несомненно превзошли самого Анатолия Виноградова и его "Три цвета времени"... У вас с ним два параллельных отношения разного уровня личных эмоций и предположений в каждом обращении
к биографии и творчеству Стендале.
Поэтому мне захотелось не перечитать, но немного просмотреть
этот труд Виноградова, чтобы убедится в этой параллели. У меня есть эта книга, когда-то давно ещё в 70е,приобретенная в букинике на распродаже. Помню, как продавец меня предупредила, что это не роман самого Стендаля, а биографическое о нем произведение. Я у неё спросила читала ли она его и почему не оставила себе это редкое издание!
Она, пожав плечами, искренне улыбаясь, мне ответила, что это не для её ума и интереса. Потом спросила у меня зачем я её беру за не дешевую цену. Ответ был короткий: я люблю историю и творивших её личностей.
Ещё раз спасибо за ваши "Репризы при смене дикораций" и ваше к ним видение 200 лет спустя...
Так назвать свой труд мог автор очень большой эрудит и знаток, обладающий индивидуальным и ни с чем не сравнимым отношением к
изложения своих мыслей, чувств и эмоций.
С теплом и нежностью,
Вера

Филиппа Файна   17.04.2022 03:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.