Н. Романченко. Есенинский день и Кирдянов

ПРЕКРАСНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ – В СТИХАХ И ПЕСНЯХ
Не жалею, не зову, не плачу…
Все пройдет, как с белых яблонь дым…
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
                С. Есенин

Наступила осень незаметно, вдруг.
Листья пожелтели на ветвях вокруг.
Вот она – природа, русская краса:
Золото, багрянец так и бьют в глаза!
                А. Щелокова
Сейчас в полную силу вступила в свои права осень. В этом году она теплая, радует яркими красками. Пожалуй, образ именно такой осени чаще всего и настраивает на поэтический лад. Об осени писали многие поэты прошлого, находит она свое отражение и в произведениях современных авторов.
Особенно ярки осенние краски в лирике великого русского поэта ХХ века Сергея Есенина. Его стихи актуальны сейчас так же, как и во время написания. Его в целом романтический образ, биография остаются в центре внимания литературоведов, критиков, историков, горячо его любят читатели. В этом можно было в очередной раз убедиться, побывав на Есенинском дне, который по традиции был организован в ташкентском Музее Сергея Есенина.
– Ежегодно такой вечер, посвященный Сергею Александровичу Есенину, мы приурочиваем к его дню рождения, – сказал заместитель директора музея по научной работе Борис Анатольевич Голендер. – В этом году отмечалась не круглая дата – 121 год, юбилей пришелся на прошлый год. И именно тогда возникла идея традиционный есенинский день провести по-новому. Тогда состоялся вечер фортепианной музыки в прекрасном обрамлении стихов великого поэта.
В этом году решено было пойти подобным путем. Есенинская тема была тесно увязана с современной поэтической школой.
Замечательный вечер в Музее С. Есенина состоял из двух частей – первой – есенинская лирика и воспоминания о поэте, и второй – презентация книги работающего во многом в есенинской традиции ташкентца Алексея Кирдянова, члена Союза российских писателей, лауреата Международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд-2015» в номинации «Поэзия».
Борис Анатольевич Голендер в своем выступлении рассказал много интересного. В частности, о том, что Есенин уже прочно вошел в пантеон поэтов Серебряного века, хотя поначалу ему многие современники отказывали в избранности, причисляя его к крестьянским поэтам, работающим в стиле «лубка». Время все расставило по своим местам. Наш ташкентский музей поэта является вторым (1981 г.) в мире. Первый был создан на родине Сергея Александровича – в селе Константиново Рязанской области.
– В нашем музее имеется обширная коллекция вещей, документов, рассказывающих не только о пребывании поэта в нашем краю, но и дающих широкое представление обо всей его биографии, – отметил Борис Анатольевич. – На сегодняшний день, уже в XXI веке Есенин считается самым читаемым российским поэтом, его стихотворения переведены на 250 языков мира, для сравнения – произведения Льва Толстого переведены на 90 языков. Молодой поэт из глубинки стал по сути одним из основоположников русского литературного языка.
Отрадно, что в этот знаменательный для музея день в его стенах собрались не только верные почитатели таланта Сергея Александровича, но и те люди, которые стояли у истоков создания экспозиции музея, в частности, первый директор В. Николюк, его соратница и в последующем второй директор музея А. Маркевич. Добрыми словами были отмечены их порой самоотверженные усилия по формированию коллекции.
Прекрасное настроение, погружающее нас в мир есенинских образов, создали у зрителей выступления представителей творческой интеллигенции столицы – профессора Государственной консерватории Узбекистана Ирины Галущенко, сыгравшей на фортепиано произведение Александра Скрябина – современника Есенина, чтецов-декламаторов Светланы Бабенышевой (в ее исполнении прозвучали есенинские шедевры – «Сонет»,  «Кто я, что я? – только лишь читатель…»), Гухарик Багдасаровой, Ирины Парамоновой; композитора и певца Владислава Маевского (он исполнил романсы на есенинские стихи).
Свой творческий подарок ташкентцам преподнес и известный столичный композитор и исполнитель, лауреат бардовских фестивалей Геннадий Арефьев, который спел два романса на стихи поэта.
– Я сам написал эти мелодии, – сказал в интервью после своего выступления Г. Арефьев, – с юных лет восхищаюсь стихами Сергея Есенина, мне близки его философичность, очарованность российской природой, жизнелюбие. Мне нравится также поэзия Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, современных авторов, и вполне естественно, что после ознакомления со стихами у меня стали возникать музыкальные образы. С 2003 года активно выступаю с собственными песнями на различных сценических площадках, но с особенной радостью прихожу сюда – в «есенинский уголок» в Средней Азии. В стихах Есенина отражается человеческая душа, его очень легко понять, стихотворения его очень добрые – о чем бы он ни делился с читателем. Я сентиментальный человек, и поэтому именно через музыку нашел дорогу к высокой поэзии.
Геннадий Степанович Арефьев со своими прекрасными задушевными песнями стал одним из основных участников и второй части Есенинского дня – презентации книги стихотворений Алексея Григорьевича Кирдянова «Обожженная нежность. Избранное». Геннадий Степанович написал цикл песен на стихи этого автора, четыре из которых наряду с песнями Лидии Володиной и Людмилы Декановой вошли в состав музыкально-поэтической композиции «Музыка стиха» на стихи Кирдянова. В сценическом воплощении композиции приняли участие, кроме авторов-исполнителей, декламаторы Ирина Парамонова и Галина Лизунова.
Вообще, если что и сближает Кирдянова с Есениным, то это в первую очередь, заметное во многих его стихотворениях музыкальное начало. Алексею Григорьевичу это обстоятельство помогло при написании совместных с композиторами и бардами песен. В их числе Станислав Мансуров-Ковригенко, Александр Феськов, Александр Александров, Виктория Мурадян, Гульнара Сефетдинова и другие.
– Не думаю, что конкурирую в стихосложении с Есениным, я считаю себя его учеником, в какой-то мере продолжателем его творческого подхода к отображению природы, глубины человеческих отношений. Поэтому, наверно, мне всегда приятно, и в то же время волнительно, поскольку это большая ответственность, выступать в музее его имени, – сказал Алексей Григорьевич. – В моей новой книге собраны стихи избранные. Правда, принцип их подбора необычный: в книгу вошли произведения, публиковавшиеся в периодике, а также отмеченные, упомянутые литературными критиками и рецензентами. По сути, это избранное самой судьбой в лице редакторов, составителей тех или иных изданий.
В ходе презентации прозвучало в исполнении автора немало интересных стихотворений, многие из которых хорошо известны его преданным поклонникам. Трогательным было и участие в программе его племянницы 14-летней Анастасии Щелоковой, ученицы школы № 250 столицы. Она сочиняет стихи и даже участвовала в конкурсной номинации «Поэзия» и становилась дипломантом двух Международных фестивалей бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд года». Анастасия прочитала некоторые из своих лучших стихотворений, опубликованных в их совместной с дядей книге «Из двух веков».
По мнению многих гостей вечера, практически каждое стихотворение Алексея Кирдянова – это врезающееся в память единство оригинальной глубокой мысли, яркого вдохновенного образа и изысканной звуковой полифонии.
Особенно понравилось публике произведение, которое автор считает своей «визитной карточкой»:
На склоне ночи матовой,
так свадебно бела,
по улице Ахматовой
Поэзия прошла,

рассвета нежно-розовый
отпраздновала час.
Легли на ветви прозою
обрывки белых фраз.

И улица, зашторенно,
еще внимая снам,
метлою ранней вторила
ахматовским стихам.
За плечами у Алексея Кирдянова насыщенная творческая биография, в которой – участие в подготовке и проведении развлекательно-познавательных сценических программ для юношества в Ташкенте, сотрудничество со старейшим санкт-петербургским литературно-художественным журналом «Звезда», жизнь в Санкт-Петербурге и творческое общение с признанными мастерами поэтического цеха России Александром Кушнером, Евгением Рейном, Беллой Ахмадулиной, Риммой Казаковой и другими, дружба с талантливым молодым поэтом Борисом Рыжим, участие в Международном конгрессе поэтов, посвященном 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина…
По возвращении в декабре 1998 года в родной Ташкент Алексей Григорьевич издает несколько сборников стихов, в том числе «Классическая роза», «“Такая любовь” и другие стихи», «Хроника дорог», «Распахнутое небо», активно печатается в периодической печати и выступает по радио и на литературно-музыкальных вечерах, проводит творческие встречи с читателями.
Он – неоднократный участник Открытого международного фестиваля поэзии в Ташкенте, столичных фестивалей еврейской книги ряда лет, обладатель Приза зрительских симпатий за песни и сценарии (Ташкент, 1995 г.), заместитель председателя литературно-творческого объединения «Данко» при Русском культурном центре Узбекистана.
Уже много лет он работает в отечественной журналистике, сейчас исполняет обязанности заместителя главного редактора газеты «Вечерний Ташкент».
Об особенностях поэтической манеры А. Кирдянова увлекательно рассказал известный поэт, литературовед, переводчик Николай Дмитриевич Ильин, он отметил как сильную сторону автора «Обожженной нежности» разработку в лирическом контексте бытовых деталей, умение делать парадоксальные умозаключения и создавать многогранные, метафоричные поэтические строки. Николай Дмитриевич предстал на этом вечере и в новом качестве – певца, исполнив романс собственного сочинения.
Словом, Есенинский день-2016 вполне удался. Многие номера программы вызывали гром аплодисментов и крики «Браво!». И это неудивительно, ведь столичный Музей С. Есенина притягивает к себе истинно талантливых творческих личностей, чуткую, отзывчивую и в то же время взыскательную публику.
  Наталья РОМАНЧЕНКО
  г. Ташкент,
  октябрь 2016 г.


Рецензии