Что означает слово огонь?

У слова "огонь" есть синоним - пламя. И это точное смысловое совпадение ставит ряд вопросов. Зачем и как возник непохожий "напарник" у такого простого понятия? Возможно, слово "огонь" чем-то дополняет или иначе характеризует пламя? Вот же, слова "конь" и "жеребец" обозначают одно животное, независимо от его характеристик, но "конь" - буквально означает "добыча", "объект ловли", а "жеребец" - это жертва, жратва.(см."Котенок и кутенок")Вдруг, слово "огонь" в чем-то уточняет понятие "пламя"? А если оно заимствовано, то почему и для чего?

С учетом множественного чередования и выпадения гласных (пл-пал-пол-пыл-пел) у слова "пламя" очень много однокоренных слов, означающих самые разные понятия, связанные по смыслу только при логических догадках:
 пылать, пал, поле, полынь, полынья, полено, плавник(древесина), плавать(не тонуть), плач, пляска, плечо, племя, племянник, плести, плутать, плутовать,  плоть, плошка, палка, палач, палец, палица, пепел, пелена(слой пепла).

Еще в нашей речи в прямой связи с огнем есть слова, обозначающие процесс горения:
гореть, горечь, горе, нагар, загар, Змей горыныч(дышит пламенем)

И в той же связи есть слова с корнем "жар" (где возможно смысловое чередование согласной "г-ж": поджарилось-подгорело)
жара, жар, жарить, Жар-птица

Мы видим, что "пылать", "гореть" и "жарить" не являются синонимами, но каждое понятие дало начало другим, т.е., получило развитие. О понятии "огонь" этого не скажешь.

Слово "огонь", которое мы чаще и шире всего используем в повседневной речи, означает только пламя.  Однокоренных ему нет, есть только производные прилагательные:

огневой(пламенеющий), огненный(пламенный), огнеупорный(не поддается пламени), огнедышащий(изрыгает пламя)

Кроме того, есть понятие "огонь в окнах" в смысле "свет", которое повелось со времен свечного освещения и тоже имеет отношение конкретно к пламени.

Обратите внимание, корень "пл" гибко изменяется и лежит в основе гораздо более широкого спектра бытовых понятий, а значит, по-видимому, он самый древний. Очевидно, что слово "пламя" вовсе не является устаревшим, тогда что же привело к тому, что понятие "огонь" закрепилось в обиходе шире? Мы разводим и тушим огонь, а не пламя, и у этого факта должно быть объяснение. Какие-то жизненные обстоятельства обособили и сделали понятие "огонь" более важным для людей. Какие же? Давайте искать.

Прежде всего, исключим возможность заимствования, для этого поищем славянские понятийные корни. Попытаемся разбить слово "огонь" на знакомые смысловые части.
В русской речи есть слово "гонение", в украинской "гоньба". Это приводит к догадке, что мы, возможно, имеем дело с командой в приказной форме, а именно с краткой формой команды "гони!".

Широчайший выбор примеров: бросай-брось! кидай-кинь! вынимай-вынь! гляди-глядь! садись-сядь!

Если в слове "огонь" есть приказ гнать, значит, часть "о" тоже понятийная, и у нее тоже должен быть смысл. А он есть:
о-хватить, о-кружить, о-свистать, о-смотреть, обо-йти, обо-гнуть.
Есть для примера и древнейшая форма "о-зеро"(то, что можно охватить взором).

Смысл обеих предполагаемых понятийных частей очевиден:
о - окружай
гонь! - гони!

Окружай и гони! А о пламени или горении ни слова, ни намека. Но сегодня огонь - это пламя.
Если наши выводы обоснованы, что же связывает слово "огонь" с пламенем?  Думаю, ответ лежит на поверхности: охота, как и использование пламени была основой жизни человека. Были времена, когда охотились, используя горящие сучья или направленный пал, когда самым эффективным оружием человека был огонь. Безусловная зависимость от результатов охоты закономерно связала в восприятии древних наших предков понятия охоты и пламени в одном слове. Огонь - это жизнь.

Можно ли сомневаться в том, что древние охотились таким образом? Думаю, нет, поскольку такой способ охоты сохранялся у некоторых народов еще в прошлом веке.
Так что же демонстрирует нам наша современная речь? По всему выходит, когда наши предки еще не знали сложных орудий, они уже пользовались вполне сформированной речью. И можно сделать еще один немаловажный вывод:

 славянская речевая культура зародилась самостоятельно, а значит, славяне представляют собою отдельную цивилизацию.
 


Рецензии
Ольга, рассуждение интересное, только славяне представляют собой группу народов, языковую группу, а не цивилизацию.

Татьяна Велесова   19.01.2017 16:37     Заявить о нарушении
Ольга, мы опубликовали это произведение.

Журнал Гражданин Вселенной   04.02.2017 00:55   Заявить о нарушении