В гостях у Ольги Ведёхиной

Дорогие друзья, мы продолжаем рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в отборочных турах и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
Весь декабрь хозяйкой нашей литературной гостиной согласилась побыть замечательная Ольга Ведёхина, интересный поэт, резидент нашего клуба.
Страница Ольги на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/steffany

Чтобы вступить в беседу с Ольгой, необходимо открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в декабрьском конкурсе БЛК (неважно, через номинацию или в отборах), и задать вопрос или предложить тему разговора.

Рубрика только для резидентов БЛК.

---------------------------------------------------

Слово живет двойной жизнью.
То оно просто растет как растение, плодит друзу звучных камней, соседних ему, и тогда начало звука живет самовитой жизнью, а доля разума, названная словом, стоит в тени, или же слово идет на службу разуму, звук перестает быть «всевеликим» и самодержавным: звук становится «именем» и покорно исполняет приказы разума; тогда этот второй — вечной игрой цветет друзой себе подобных камней.
То разум говорит «слушаюсь» звуку, то чистый звук — чистому разуму.
Эта борьба миров, борьба двух властей, всегда происходящая в слове, дает двойную жизнь языка: два круга летающих звезд."

Велимир Хлебников


Я бы, пытаясь выявить основные пути поэтического слова, несколько уподобилась гоголевской Агафье Тихоновне и прибавила бы к замечательным словам Хлебникова немного имажинизма, поскольку я - метафороцентричный человек. Поэзия без яркого образа кажется мне пресной, поэтому чтобы стихотворение попало в глубь души без метафор, надо, чтобы у автора оказались иные - особые - магические средства...
В Ветхом Завете есть один волнующий момент, когда Бог наделяет Адама властью дать названия всему, что сотворено: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым". (Быт 2-19:20) Сильная метафора - это второе имя вещи или явления, это их скрытый смысл, угаданный поэтом. Поэтому, если образ удался, чувствуешь трепет, волнение, ощущение прикосновения к одной из тайн бытия...

И ещё - ритм. Стихия ритма - это океан, не ведающий незыблемых законов. Мерный шелест прибоя и рёв шторма, шипение пены и гул увлекаемой гальки, вольное лопанье мелких пенных пузырьков и хаос вздымающихся водяных небоскрёбов- всё это разные темпы, разные ритмические последовательности. Поэтическое слово столь же свободно. Тема сама выбирает ритм. Музыка, давшая в прошлом веке Шёнберга, Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Бартока, Шнитке, настаивает на ритмическом изобилии, метрической свободе, и поэтическое слово вольно выбирать: единый или переменный ритм.

Мои ограничения: мне тяжело даётся остро-современная поэзия - см. журнал "Воздух". Нагромождения смыслов, дающие в результате бессмыслицу, проскальзывают мимо моего сознания - и тем более, души. С другой стороны, банальность высказывания так же тяготит: мне всё открытия, прорывы, острые впечатления подавай) В любом случае, я убеждена: все субъективны - и маститые литературоведы, и едва-читатели, и тонкие ценители художественного слова, и, конечно же, поэты.

Ольга Ведёхина 


Рецензии
Добрый день, Ольга

Хотел бы услышать ваше мнение по поводу моего старика

старик

http://www.stihi.ru/2014/11/13/6545

этот старик с красным большим мешком,
чуть крючконосый, с долгим нависшим взглядом,
перемещается чаще всего пешком -
только не так, как дьявол, что носит "прада".

там, где впадает в город людской поток,
там, где стада бизонов пасутся шатко,
встретишь его отставленный локоток,
что повторяет строгость его лопаток.

дождь по дороге прячет лицо и пыль -
впрочем, осанка кажется непреклонней,
чем у старухи с именем изергиль
и рыбака сантьяго на горизонте.

давит мешок прозрением чепухи -
в липовом переулке, в кругу семейном,
кто-нибудь, кто попросит прочесть стихи,
от удивленья вывихнуть может шею.

он на суставы ветра повяжет боль
и постучит по клавишам очумело,
чтобы, введя побитый, как жизнь, пароль,
выбелить осень растёртым о строчки мелом.

Алекс Трудлер   15.12.2016 08:37     Заявить о нарушении
сорри за встрям

Встреча в Копенгагене (Евгений Евтушенко)

Мы на аэродроме в Копенгагене
сидели
и на пиво налегали.
Там было всё изящно,
комфортабельно
и до изнеможенья элегантно.
И вдруг он появился —
тот старик
в простой зелёной куртке с капюшоном,
с лицом,
солёным ветром обожжённым.
Верней, не появился,
а возник.
Он шёл,
толпу туристов бороздя,
как будто только-только от штурвала,
и, как морская пена,
борода
его лицо,
белея,
окаймляла.
С решимостью угрюмою,
победною
он шёл,
рождая крупную волну
сквозь старину, что под модерн подделана,
сквозь всяческий модерн под старину.
И, распахнув рубахи грубый ворот,
он, отвергая вермут и перно,
спросил у стойки рюмку русской водки,
а соду он отвел рукою:
«NO».
С дублеными руками в шрамах,
ссадинах,
в ботинках, издававших тяжкий стук,
в штанах,
неописуемо засаленных,
он элегантней был,
чем все вокруг.
Земля под ним, казалось, прогибалась —
так он шагал увесисто по ней.
И кто-то наш сказал мне, улыбаясь:
«Смотри-ка,
прямо как Хемингуэй!»
Он шёл,
в коротком жесте каждом выраженный,
тяжелою походкой рыбака,
весь из скалы гранитной грубо вырубленный,
шёл,
как идут
сквозь пули,
сквозь века.
Он шёл,
пригнувшись, будто бы в траншее
шёл,
раздвигая стулья и людей.
Он так похож был на Хемингуэя...
А после я узнал,
что это был Хемингуэй.

1960 г

Степ   15.12.2016 20:24   Заявить о нарушении
Алекс, приветствую Вас ввечеру))
Портрет нарисован любопытный) Этот сухопарый, угрюмый старик, готовый читать стихи, - просто Дед Мороз с Парнаса, которого отправили на землю поднимать культурный уровень населения)
В целом, на мой взгляд, абрис Вашего красномешкового оригинального старика местами заштрихован серым карандашом - попробую объяснить, в каких именно.
1. "с долгим нависшим взглядом" - представляются нависшие брови, со взглядом как-то сложнее)
__
2. перемещается чаще всего пешком -
только не так, как дьявол, что носит "прада".
__
Упоминание героини Мерил Стрип мне кажется здесь лишним и само по себе (как-то притянуто), и по смыслу несколько неясно: разве тот дьявол в "прада" передвигался пешком?.. И ещё: если не как Миранда Пристли, то как - каким пешком?..

3. "там, где стада бизонов пасутся шатко" - не уверена в точности подобранного к бизонам "шатко" - слово звучит уязвимо...
__
4. встретишь его отставленный локоток,
что повторяет строгость его лопаток - мне нравится картина, выписанная в этих строчках: резкие, уверенные штрихи, ярко. Чуть смущает вот что: когда заходит речь о лопатках, представляется либо обнаженная спина, либо обтянутая футболкой - иначе строгость лопаток не разглядеть... Применительно к нашему старику вероятность увидеть его лопатки невелика) Поскольку я всё читаемое тут же представляю, будто фильм смотрю, когда я прочитала стих в первый раз, в этом месте красная шуба мгновенно слетела с поджарого морозова торса, и уважаемый старик предстал в полуобнаженном виде (в следующих строчках шуба оказалась уже на месте). Вы планировали такой эффект или это упоминание лопаток дало его случайно?..
5. "дождь по дороге прячет лицо и пыль" - очень нравится эта строка, этот образ.
6. Далее: нравится липовый переулок - он неожиданен, лиричен, очень оживляет строфу, даёт настроение. Смущает резкость строчки "от удивленья вывихнуть может шею": разве от удивления такое может грозить?. - чувствую здесь недоверие... Скорее, вывихнуть челюсть, открыв от удивления рот)
7. "он на суставы ветра повяжет боль": суставы ветра - интересный образ, нравится. А вот в сочетании с "повяжет боль" звучит несколько странно: как-то жаль ветер - зачем ему на суставы такая мука?.. И зачем старик это делает?..
8. В последней строке мне показалось, что выбелить осень мелом - это не столь свежий образ, какого ждёшь от Вас. От Вас ждёшь большего, и Вы это можете.

P.S. Я уже здесь писала где-то ниже в комментариях, что спокойно отношусь к неточным рифмам, поэтому "непреклонней - горизонте" или "семейном - шею" меня не беспокоят.

Ольга Ведёхина   15.12.2016 21:38   Заявить о нарушении
Степ, Ваш встрям прекрасен)
И хотя у Евтушенко совсем другой старик, подача темы действительно перекликается...

Ольга Ведёхина   15.12.2016 21:46   Заявить о нарушении
Спасибо, Оля, за понимание
А также за доброжелательность и вдумчивость, с которыми Вы ведете страничку

Степ   15.12.2016 23:38   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Ольга, за чуткое прочтение. Вы очень точны.

Степ, спасибо за ассоциацию. Действительно перекликается. Стихотворение это читал в ранней юнности, приятно было вспомнить.

Алекс Трудлер   16.12.2016 08:13   Заявить о нарушении
По вопрсам выскажусь чуть попозже

Алекс Трудлер   16.12.2016 08:16   Заявить о нарушении
Степ, спасибо, мне очень приятны Ваши слова.

Ольга Ведёхина   16.12.2016 10:01   Заявить о нарушении
Да, Алекс, конечно - когда Вам будет удобно)

Ольга Ведёхина   16.12.2016 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.